01.02.2023

Засекреченная трагедия «Адмирала Сенявина. Адмирал Сенявин Дмитрий Николаевич: биография, морские сражения, награды, память Генерал синявин известный крымский садовод


В.И. АБАКУЛОВ,
научный сотрудник отдела истории
Калужского областного краеведческого музея

Адмирал Дмитрий Николаевич Сенявин

Калужский край, несмотря на то, что не граничит ни с какими морями и находится в центральной России, среди лесов и пролей, дал нашей стране многих замечательных флотоводцев. Нашему знаменитому земляку, прославившему Российский флот своими победами, адмиралу Дмитрию Николаевичу Сенявину в этом году исполняется 240 лет. Он родился 6 августа по старому стилю (17 по новому) 1763 г. в селе Комлеве Боровского уезда. Будущий адмирал происходил из небогатой дворянской семьи, прославившейся своими морскими традициями. С конца XVII и до середины XIX в. на русской флоте служили 15 офицеров, представителей этого славного рода. Среди них было пять адмиралов (Наум Акимович, Иван Акимович, Алексей Наумович, Николай Иванович и Дмитрий Николаевич). Сенявины помогали Петру I в создании отечественного военно-морского флота.

Свои детские годы Дмитрий Сенявин провел в небольшом родовом имении в нескольких километрах от старинного города Боровска. С февраля 1773 г. Дмитрий выбрал для себя морскую службу и поступил на учебу в Морской корпус. По окончании учебы Дмитрий Николаевич служил на Черноморском флоте.

Во время русско-турецкой войны 1787–1791 гг. Д.Н. Сенявин в составе русского флота, которым командовал адмирал Ф.Ф. Ушаков, принимал участия в сражениях с кораблями неприятеля. Был командиром кораблей "Иосиф II" и "Навархия".

Ушаков выдвигал Сенявина на ответственные командные должности. Летом 1792 г. Дмитрий Николаевич был назначен командиром корабля "Александр Невский". Через четыре года Сенявин произведен в капитаны первого ранга и назначен командиром корабля "Святой Петр".

С 1798 г. разворачиваются совместные действия русского и турецкого флотов против наполеоновской Франции. Отряд кораблей под руководством Д.Н. Сенявина захватил крепость на острове Санта-Мавра. В целом русские войска изгнали французов с Ионических островов. 12 сентября 1800 г. эскадра Ушакова, в составе которой служил и Сенявин, была отозвана в Севастополь.

XIX век начался захватническими войнами Наполеона. В 1804 г. Наполеон усилил активные действия на Балканах и в Италии. В связи с создавшейся угрозой интересам России на Средиземном море, русское правительство направило туда эскадру Балтийского флота под командованием вице-адмирала Д.Н. Сенявина. Заняв область Боко-ди-Каттаро, населенную славянами, Сенявин преградил путь Франции на Балканы.

18 декабря 1806 г. Турция, подстрекаемая Францией, объявила войну России, пытаясь вернуть утраченные позиции на Черном море и в Крыму.

Корабли Сенявина захватили 10 марта 1807 г. остров Тенедос, чтобы установить тесную блокаду Дарданельского пролива, и начать крейсерские действия в Эгейском море, тем самым лишив столицу Турции подвоза продовольствия из ее малоазиатских владений. На острове была создана укрепленная база.

10 мая турки попытались снять блокаду. Завязалось Дарданельское сражение. Но капудан-паша Сеид-Али, командовавший турецкой эскадрой, потеряв три корабля и 2000 человек личного состава, поставленные задачи не выполнил. Он казнил своего вице-адмирала и двух командиров кораблей.

После поражения турок, блокада Эгейского побережья русскими моряками была усилена. В Константинополе начались голодные бунты. Произошел даже государственный переворот, в результате которого был свергнут Селим III и султаном провозглашен Мустафа IV. Новый правитель приказал Сеид-Али отбить у русских остров Тендос. 15–16 июня 1807 г. турки предприняли такую попытку, но и она оказалась для них неудачной.

19–20 июня состоялось Афонское сражение. Турки намного превосходили русскую эскадру в численном составе и вооружении. Они имели 9 линейных кораблей, 5 больших фрегатов и 5 легких судов при 1 238 пушках. Эскадра Сенявина состояла из 10 кораблей и 754 пушек. Корабли у турок были новые, построенные на французских и английских верфях, имели медную обшивку и медные же пушки крупного калибра. Русские корабли были более старыми и вооружены чугунными пушками. При этом личный состав турецкого флота проявлял в бою крайнее упорство из-за страха перед жестокими наказаниями. Так, командир корабля, вышедшего из строя раньше своего флагмана, подвергался смертной казни.

Несмотря на это, русские моряки, руководимые Д.Н. Сенявиным, проявив мужество и находчивость, сумели разгромить турецкую эскадру. Турки в Афонском сражении потеряли более трети своего флота. 25 июня Сенявин подошел к острову Тендос, который отражал натиск турецкого десанта. С появлением русских кораблей турки оказались в сложном положении и капитулировали.

Победа в Афонском сражении обеспечила русскому флоту господство на всем Эгейском море. Турецкое командование убедилось, что своими силами не может снять блокаду. Начались переговоры турецкого султана с русским правительством, завершившиеся подписанием перемирия в августе 1807 г.

Д.Н. Сенявин был представителем решительной наступательной тактики. Он стремился эффективно использовать в бою корабельную артиллерию. Использовался русским флотоводцем также принцип манёвренного боя, что в дальнейшем способствовало утверждению манёвренной тактики русского флота. Сенявин разработал и осуществил на практике идею одновременного нанесения главного и вспомогательного ударов по врагу. Он уделял много внимания осуществлению непрерывного руководства боем.

27 июня 1807 г. в Тильзите между Россией и Францией был подписан мирный договор. Александр I приказал Сенявину прекратить боевые действия на Средиземном море, и передав Франции Ионические острова и область Боко-ди-Каттаро, возвратиться в Балтийское море.

В 1810–1813 гг. вице-адмирал Сенявин занимал должность главного командира Ревельского порта. В 1825 г. он был назначен командующим Балтийским флотом. Через год Сенявин был произведен в адмиралы. Командовал Балтийским флотом адмирал до 1830 г., когда по болезни был вынужден выйти в отставку. Умер Д.Н. Сенявин 5 апреля 1831 г. на 68-м году жизни.

Русский народ высоко оценил заслуги своего замечательного соотечественника: на корабле, названном именем Сенявина, капитан-лейтенант Ф.П. Литке в 1828 г. совершил кругосветное плавание. Во время его проведения в Тихом океане была открыта группа коралловых островов, названных в честь Дмитрия Николаевича островами Сенявина.

К сожалению, от родовой усадьбы Сенявиных в Комлеве ничего не сохранилось, была разрушена и церковь, стоявшая в селе Комлеве. Ныне на ее месте сооружен памятник. А около села находится большой пруд.

Существуют свидетельства о том, что прославленный адмирал Федор Федорович Ушаков неоднократно повторял: «Я не люблю, не терплю Сенявина, но он отличный офицер и во всех обстоятельствах может с честью быть моим преемником в предводительствовании флотом».

Несходство характеров двух талантливейших флотоводцев не мешало им по достоинству ценить друг друга. Д. Н. Сенявин успешно продолжил дело своего учителя, творчески развил тактику ведения морского боя, обогатив ее новыми приемами. Время давно определило его место в русской истории как одного из создателей национальной школы военно-морского искусства.

Родился Дмитрий Николаевич Сенявин 6 августа 1763 года в селе Комлеве Боровского уезда. Как и большинство русских адмиралов, в детстве он не слышал ни гула прибоя, ни крика чаек, не видел морских просторов. Однако семейные традиции делали встречу с морем неизбежной: Сенявины были среди тех первенцев «гнезда Петрова», кто создавал военно-морской флот России, кто победил непобедимых до того шведов.

Грамоте мальчика обучил приходский священник. Дальнейшее обучение девятилетний Митя продолжил в городской школе (других учебных заведений в Боровске не было), в которой учились солдатские дети. Через год он поступил в Морской корпус.

Морской корпус находился тогда в Кронштадте и содержался весьма небрежно. Директор корпуса Иван Логинович Голенищев-Кутузов был обременен заботами по Адмиралтейству и частенько ездил в Гатчину ко двору наследника и генерал-адмирала Павла Петровича. Всеми делами в корпусе заправлял майор Голостенев, человек нрава крутого и большой любитель выпить. Этому «педагогу» доверил сына в феврале 1773 года Николай Федорович, сказавший на прощание: «Прости, Митюха, спущен корабль на воду, сдан Богу на руки. Пошел!»

С этого началось обучение Дмитрия Сенявина. Кадетов учили многим наукам, необходимым морякам: математике, астрономии, штурманскому и корабельному делу, иностранным языкам и т. д. Учили весьма хорошо, но присмотра за детьми не было никакого. Поэтому среди юнцов процветали леность и дурное поведение. Попав в такую среду, быстро сделался ленивцем и резвецом (хулиганом) свежеиспеченный кадет Сенявин. Три года просидел он в одном классе и вознамерился было совсем уйти из корпуса.

Намерения юноши стали известны родственнику, капитану первого ранга Сенявину. Он пригласил племянника к себе домой, отечески побеседовал с ним, а затем кликнул людей с розгами, и те славно высекли лоботряса. По окончании экзекуции дядя обласкал Дмитрия, но решительно предупредил: или прилежная учеба, или же «секанцы» каждую неделю.

Возвратясь в корпус и хорошенько поразмыслив, будущий адмирал сел за уроки. Память у него была отменная, а теперь появилось и прилежание. Очень скоро Сенявин стал одним из лучших среди воспитанников. Подействовали на него и рассказы старшего брата, Сергея, возвратившегося из плавания. Дмитрий твердо решил стать моряком. В 1778 году он был произведен в гардемарины и отправился в свое первое плавание на корабле «Преслава».

В начале 1780 года состоялись выпускные экзамены, Дмитрий Сенявин был лучшим по набранным баллам. 1 мая он получил назначение на корабль «Князь Владимир». А вскоре капитан бригадирского ранга Никифор Палибин повел корабли в Португалию, и мичман Сенявин впервые увидел просторы Атлантического океана.

В это время на Черном море началось строительство крупных парусных кораблей. Для комплектования их экипажей с Балтики на юг направлялись офицеры и матросы, имевшие опыт службы на таких судах. Отправился в 1782 году во главе партии из 13 матросов в Таганрог и Дмитрий Сенявин, вернувшийся из океанского похода.

Он был уже достаточно опытным мореходом, однако в битвах участия еще не принимал. В тишине прошли и его первые черноморские годы. На фрегатах «Крым» и «Скорый», на 66-пушечном корабле «Слава Екатерины», на двухмачтовом галионе «Темерник» крейсировал Дмитрий Николаевич, ставший уже лейтенантом (1783 год), у северного побережья Черного моря.

В 1786 году молодой лейтенант вступил в командование пакетботом «Карабут». На этом маленьком суденышке он доставлял депеши русскому посланнику в Турции Я. И. Булгакову. Встречи их были частыми. Маститый дипломат не гнушался бесед с молодым офицером, и, возможно, именно в Стамбуле Сенявин получил ценнейшие уроки политической игры, пригодившейся ему в дальнейшем.

Видимо, собеседники немало рассуждали и о вероятности войны с Турцией. Султан не мог смириться с потерей Крыма, а Россия намерена была и дальше укрепляться и расширяться в Крыму и Причерноморье. Об этом свидетельствовала демонстративная поездка императрицы Екатерины II в «полуденные края» в 1787 году.

В мае этого года Дмитрий Николаевич стал капитан-лейтенантом и назначен флаг-капитаном контр-адмирала М. И. Войновича, командующего Севастопольской эскадрой. Его-то и послал адмирал в Кременчуг навстречу императрице и Потемкину, чтобы доложить о готовности моряков принять августейшую особу. Видимо, всесильный фаворит заметил и запомнил молодого офицера.

В сентябре 1787 года война началась. Эскадра Войновича после неоднократных обращений Потемкина вышла в море. Поход оказался очень неудачным. Жесточайший шторм разметал русские корабли. Флагманское судно «Преображение Господне», на котором находились Войнович и Сенявин, оказалось на краю гибели: вода в трюме стремительно прибывала, помпы не работали. Матросы уже оделись в чистое белье, адмирал находился в полной растерянности. Лишь флаг-капитан не растерялся. Топором он обрубил ванты, на которых раскачивалась сломанная мачта. Затем Сенявин кинулся в трюм и организовал откачку воды. Трехчасовая каторжная работа завершилась тем, что корабль был спасен.

В кампанию 1788 года Севастопольской эскадрой по-прежнему командовал М. И. Войнович, авангардом эскадры - вновь Ф. Ф. Ушаков, а Дмитрий Николаевич, как и в прошлый год, был правой рукой командующего. 3 июля эскадра двинулась к Очакову и недалеко от острова Фидониси обнаружила турецкий флот, блокировавший Днепровско-Бугский лиман. Ф. Ф. Ушаков, командовавший авангардом, применил ряд новых тактических приемов, оказавшихся неожиданными для противника, и одержал победу.

Войнович и Сенявин находились вдали от битвы. Они видели все, но адмирал ничего не понял и не принял из действий Ушакова. А его флаг-капитан наблюдал памятливо, цепко, смекалисто, все наматывая на ус.

Войнович отправил своего любимца вестником победы к Потемкину, от Потемкина Сенявин помчался курьером в Петербург, где удостоился аудиенции у Екатерины II. На флот он вернулся капитаном второго ранга и стал генеральс-адъютантом фаворита.

Дмитрий Николаевич не стал отсиживаться на главной квартире. В сентябре 1788 года во главе отряда из четырех кораблей он двинулся к турецким берегам. С ходу ворвались русские корабли в Синопскую бухту и напали на пятерку вражеских судов. Пока береговые батареи открыли огонь, одно турецкое судно было потоплено, другое захвачено в плен. Корабли же Сенявина благополучно выбрались из бухты. Далее отряд двинулся вдоль анатолийских берегов. 13 транспортов с турецкой пехотой и конницей, провиантом пошли на дно. Поставленная задача была блестяще выполнена. Наградой удальцу стал орден св. Георгия 4-й степени.

В 1789 году Сенявину довелось совершить «ледовый поход». Потемкин поручил ему провести корабль «Св. Владимир», вмерзший в лед лимана, под огнем турецких боевых кораблей. Капитан второго ранга успешно выполнил приказ и получил право носить орден св. Владимира 4-й степени с бантом.

В 1790 году он стал командиром корабля «Навархия» и служил под командованием адмирала Ушакова. У прославленного флотоводца прошел он настоящую школу военно-морской науки, учился умению побеждать.

В мирные годы Д. Н. Сенявин продолжал командовать кораблями, в 33 года стал капитаном первого ранга, обзавелся семьей. Женой его стала Тереза, дочь австрийского генерального консула в Яссах. В 1798 году у него родился первенец Николай. И в тот же год Дмитрий Николаевич ушел в далекий морской поход.

Началась экспедиция в Средиземное море. Русско-турецкий флот Ф. Ф. Ушакова лег курсом на Ионические острова, захваченные французами. Сенявин участвовал во всех сражениях, где гений Ушакова достиг зенита. Ему пришлось вести корабельные поединки, осуществлять блокаду, высаживать десанты, вести дуэли с береговой артиллерией и, наконец, штурмовать бастионы. И везде он, по признанию адмирала Ушакова, «являл отличное искусство и неустрашимую храбрость». Сенявин стал кавалером ордена Анны 2-й степени и получил чин капитана бригадирского ранга. В октябре 1800 года эскадра возвратилась в Севастополь.

Дальнейшая судьба Дмитрия Николаевича изобиловала и возвышениями, и падениями. В сентябре 1803 года он был произведен в контр-адмиралы, через год назначен флотским начальником в Ревель, а в августе 1805 года стал вице-адмиралом. Последнее повышение в чине связано с ответственнейшим поручением императора - возглавить экспедицию эскадры русских кораблей в Средиземное море.

В начале XIX века отношения между Россией и Турцией вновь обострились. В 1806 году, воспользовавшись тем, что русская армия была вовлечена в борьбу с наполеоновской Францией в Европе, Высокая Порта объявила России войну. Русское командование, видя неизбежность столкновения, разработало планы боевых действий, предусматривавшие широкое использование сил флота. Главный удар планировалось нанести по Стамбулу. Для этого Черноморский флот должен был войти в Босфор и высадить 15 - 20-тысячный десант. Со стороны Средиземного моря к турецкой столице в это время должна была прорваться и объединенная русско-английская эскадра. Действия русских сил на Дунае отвлекали турок от направления основного удара. Для реализации этих планов и направлялась в Средиземное море эскадра Сенявина.

10 сентября 1805 года корабли двинулись в путь. Через месяц эскадра прибыла к английским берегам. В Англии были куплены и подготовлены к походу бриги «Аргус» и «Феникс». В декабре началось океанское плавание. Адмирал не позволял морякам бездельничать: на кораблях постоянно проводились учения - артиллерийские и ружейные. Дмитрий Николаевич строго следил за соблюдением мер гигиены: трюмы ежедневно проветривались, окуривались пороховым дымом, отсеки и кубрики мылись с уксусом. Он строго запретил матросам спать в волглом белье, пользовался любой возможностью освежить запасы воды и провизии. Ни на одном корабле за время пути не возникло заразных болезней. В те времена это был результат, вызывающий удивление.

В 1806 году начались боевые действия в Адриатическом море и на Балканском полуострове. Выполнить намеченные планы не удалось: Черноморский флот не смог вовремя подготовиться к высадке десанта, а англичане попытались самостоятельно совершить прорыв в Дарданеллы и захватить Стамбул. Попытка успехом не увенчалась.

В связи с изменившейся обстановкой вице-адмирал Д. Н. Сенявин, ставший главнокомандующим русскими силами в Средиземном море, решил блокировать Дарданеллы, чтобы лишить турок подвоза продовольствия в столицу из Египта, принудить турецкий флот выйти в море и, навязав ему решительный бой, уничтожить.

Базой русского флота в Эгейском море стал остров Тендрос, захваченный в марте 1807 года. Блокада пролива продолжалась до конца августа. В Стамбуле начались голодные бунты. Турецкий флот вынужден был активизировать свои действия в архипелаге, в результате чего произошло два крупных морских сражения, завершившиеся победами русских моряков.

Особенно прославила имя Сенявина вторая, Афонская, битва, состоявшаяся 19 июня 1807 года. В Афонском сражении соотношение сил было следующим. Эскадра вице-адмирала Сенявина состояла из 10 линейных кораблей, фрегата, вспомогательного судна и флотилии малых греческих вооруженных судов (всего 754 орудия). Турецкий флот, во главе которого стоял капудан-паша Сейит-Али, насчитывал 10 линейных кораблей, 5 фрегатов, 3 корвета и 2 вспомогательных судна (всего 1196 орудий).

Турки значительно превосходили русскую эскадру. Русские же превосходили турок в искусстве маневрирования, применения артиллерии и обладали высокими морально-боевыми качествами.

Д. Н. Сенявин заблаговременно разработал план предстоящего сражения и в соответствии с ним готовил свою эскадру к бою. В боевом приказе он обратил внимание моряков на необходимость вести бой на минимально короткой дистанции, чтобы наиболее эффективно использовать артиллерию всех калибров.

Встреча противников произошла утром 19 июня у острова Лемнос, близ полуострова Афон. Обнаружив неприятельский флот, шедший в кильватерной колонне на север, русская эскадра двинулась на противника и около девяти часов решительно атаковала его с дистанции 0,5 кабельтова (92 м).

Шесть кораблей, развернувшись бортом, нанесли сокрушительный артиллерийский удар по флагманам противника, четыре корабля под командованием самого Сенявина охватили авангард неприятельской эскадры. Завязалось ожесточенное сражение, которое продолжалось несколько часов. Русские моряки проявили мужество и героизм. Особенно отличился экипаж корабля «Рафаил», первый атаковавший противника и нанесший серьезные повреждения флагманскому судну турок.

Турецкие моряки дрались с отчаянным мужеством и иногда предпочитали взрывать свои корабли, нежели сдавать их. Однако бой закончился разгромом турецкого флота. Турки потеряли восемь кораблей (один из них, «Седдуль-Бахр», был взят в плен), остальные бежали и укрылись в Дарданеллах. Потери в личном составе составили у них около двух тысяч убитыми, ранеными и пленными. Русская эскадра потерь в кораблях не имела, убито и ранено было около 250 человек.

Разгром турецкого флота в Афонском сражении и эффективная блокада эскадрой Сенявина Дарданелл оказали существенное влияние на исход русско-турецкой войны.

Вице-адмирал Д. Н. Сенявин проявил себя как выдающийся флотоводец, сумевший добиться решительной победы над численно превосходящим противником. Он творчески развил передовую маневренную тактику русского флота, обогатив ее новыми, более совершенными приемами ведения морского боя: проведением атаки несколькими взаимодействующими между собой тактическими группами кораблей; нанесением главного удара превосходящими силами по флагманским кораблям в центре с одновременным охватом головы эскадры неприятеля и т. д.

Боевые действия эскадры Сенявина в архипелаге продолжались до конца августа 1807 года и прекратились в связи с начавшимися переговорами в Тильзите, которые повлекли за собой и мирные переговоры с Турцией. Эскадре было предписано покинуть архипелаг и возвращаться в Россию. Сенявину царь пожаловал орден св. Александра Невского.

Победителям предстояло возвращаться в Кронштадт, а после Тильзитского мира англичане превратились из союзников в противников. Тем не менее, корабли двинулись в далекий поход. В Атлантике жестокий шторм изрядно покалечил изношенные корабли русской эскадры. Пришлось искать прибежища в Лиссабоне. Здесь-то и проявились в полную силу исключительные дипломатические способности Дмитрия Николаевича. Он сумел преодолеть попытки французов и англичан использовать русскую эскадру в своих интересах. Однако ему пришлось согласиться с требованием английского адмирала: не считаясь плененной, эскадра отстоится в английском порту до окончания войны.

Долго мучились в Портсмуте русские моряки. Лишь в сентябре 1809 года вернулись они в Россию. В 1813 году прославленный флотоводец вынужден был уйти в отставку: царь не простил ему инициативы и самостоятельности, проявленных в тяжбе с Наполеоном и англичанами.

Лишь в 1826 году император Николай I вернул опального флотоводца на службу, пожаловав в генерал-адъютанты. Сперва самодержец убедился в лояльности Сенявина, а затем назначил членом Комитета образования флота. Работы было много. Члены комитета вникали в проблемы кораблестроения, устройства портов, занимались артиллерией и т. д.

Закат Дмитрия Николаевича был светлым. Его произвели в полные адмиралы, назначили в Сенат, избрали в академики. Однако здоровье становилось все хуже и хуже.

5 апреля 1831 года прославленного адмирала не стало. Вся столица была взволнована церемонией его похорон: сам государь император Николай Павлович командовал взводом гвардейцев, провожая усопшего в Александро-Невскую лавру. Признание пришло, хотя и слишком поздно. Именем Д. Н. Сенявина назвали корабль, остров в Тихом океане, пролив у берегов Чукотки.

«Адмирал Сенявин» - советский лёгкий крейсер проекта 68-бис. Большую часть службы провёл на Тихоокеанском флоте. В 1966-1972 годах перестроен в крейсер управления по проекту 68-У2, и в этом качестве служил вплоть до списания в 1989 году.

Общие сведения

Корабль проекта «68-бис» в сравнении с проектом «68-К» отличался увеличенными массогабаритными характеристиками, цельносварным корпусом, удлинённым полубаком, улучшенными условиями обитаемости, несколько увеличенной мощностью паротурбинных двигателей на полном ходу, количественнно более мощной артиллерией вспомогательного и зенитного калибров, наличием специальных артиллерийских радиолокационных станций в дополнение к оптическим средствам наведения орудий на цель, более современными навигационным и радиотехническим вооружением и средствами связи, увеличенной автономностью (до 30 суток) и дальностью плавания (до 9000 миль). Проект 68-бис явился «базовым проектом» для последующих модификаций: пр. 70-Э и кораблей управления проектов 68-У1 и 68-У2.

История создания

Предшественники

Предшественниками крейсеров проекта 68-бис являлись лёгкие крейсера проекта 68-К, заложенные ещё до Великой Отечественной войны.

Войдя в строй в начале 1950-х и будучи на тот момент самыми крупными и современными артиллерийскими кораблями ВМС СССР, крейсера проекта 68-К несли службу на Северном, Балтийском и Черноморском флотах - участвовали в учениях, дальних походах и зарубежных визитах официальных лиц СССР. Последний из крейсеров этого типа – «Комсомолец» – пережил всех своих собратьев, прослужив в качестве учебного крейсера до 1979 года.

Постройка и испытания

31 октября 1951 года - заложен на ССЗ № 189 («Завод им. С. Орджоникидзе»), город Ленинград. При строительстве крейсер получил заводской №437.

Модернизации и переоборудования

В связи с качественным и количественным совершенствованием средств связи ВМФ СССР стал нуждаться в штабных кораблях, которые позволяли бы в полной мере организовывать связь и координацию многочисленных эскадр в любой точке мирового океана. Авианосные крейсера типа «Киев», изначально задуманные, кроме прочих функций, для роли флагманских и штабных кораблей, к концу 1960-х годов ещё только проектировались, поэтому возникла идея о переоборудовании в штабные корабли нескольких артиллерийских крейсеров проекта 68-бис. Первым модернизировали «Жданов» по проекту 68-У1. На корабле была демонтирована задняя башня главного калибра и на юте устраивалась вертолётная площадка, а на месте снятой башни оборудовали надстройку с ЗРК «Оса-М». Зенитное вооружение усилили также четырьмя спаренными 30-мм автоматами АК-230 с системой автоматического наведения. Кроме того, корабль получил существенно расширенную номенклатуру средств связи, а для размещения антенных постов была добавлена третья мачта (бизань).

«Адмирал Сенявин» был начат модернизацией позже «Жданова» (в конце 1966 года) и перестраивался по изменённому проекту 68-У2. Согласно ему крейсер лишился обеих задних башен главного калибра, а также шести автоматов В-11М, зато в добавленной на их месте надстройке разместился ещё и ангар для постоянного базирования вертолёта Ка-25, а число 30-мм башенных установок увеличили до восьми. В остальном переоборудование было подобно «Жданову».

Пуск зенитной ракеты «Оса» с однотипного «Жданова»

Для решения основных задач (управления и связи) корабля управления на крейсере «Адмирал Сенявин» при его переоборудовании предусматривался комплекс постов флагманского командного пункта командующего флотом (командира оперативной эскадры). Состав комплекса включал в себя: групповой штабной оперативный пост, предназначенный для обеспечения управления силами флота (эскадры), а также взаимодействующими силами при подготовке и в ходе ведения операции; штабные посты разведки и связи, а также размещение группы оперативного планирования для подготовки материалов и выполнения оперативно-тактических расчетов при планировании операций и оперативно-тыловой группы для разработки мероприятий но тыловому и специальному обеспечению сил флота (эскадры).

Групповой штабной оперативный пост (пост № 51 по заводской нумерации) включал в себя посты управления силами флота (эскадры), подводными лодками, противолодочными силами, ракетно-артиллерийскими и десантными кораблями, кораблями и судами обеспечения, средствами борьбы с радиоэлектронными средствами противника, береговыми ракетными частями, посты обстановки (главный боевой информационный пост), авиационный, ПВО, противоминной обороны и навигационного обеспечения, защиты от оружия массового поражения и другие.

Рабочее помещение командующего флотом (командира эскадры) и начальника штаба с переговорной рубкой оборудовали на II площадке (под ходовой рубкой), увеличив носовую часть надстройки перед постом обстановки. Помещение группы оперативного планирования разместили на I площадке, рядом с одним из новых кубриков. Посты комплекса флагманского командного пункта были оборудованы средствами внешней и внутрикорабельной связи, выносными приборами навигационных средств, столами-планшетами и вертикальными планшетами. Пост обстановки имел, кроме того, специальные планшеты воздушной и надводной обстановки, а также выносной индикатор кругового обзора.

Установленная на крейсере при модернизации аппаратура позволяла сформировать более 60 каналов радиосвязи, одновременно действующих во всем диапазоне частот, обеспечив все возможные виды работ: слуховую телефонию и телеграфию, буквопечатание, фототелеграфию, сверхбыстродействующую связь, автоматический прием быстродействующих передач и спутниковую космическую связь.

Аппаратура поста дальней связи обеспечивала при стоянке в базе флота многоканальную связь по проводным и радиорелейным линиям. Надёжная дальность связи корабля с берегом достигала 8 тысяч километров, а при использовании ретранслятора - 12 тыс. км. На линиях космической связи была возможна связь с любым районом Мирового океана через спутники.

Предусматривалась возможность дальнейшего развития и совершенствования линий связи, для чего на корабле резервировались помещения, массы, мощности энергопитания и прочее. На испытаниях крейсер имел устойчивую и надёжную радиосвязь со многими узлами связи (Генерального штаба Вооруженных Сил страны, Главного штаба ВМФ и штабов флотов, и так далее).

Работу средств связи обеспечивало более 60 антенн, размещённых с учетом одновременности работы различных средств радиосвязи. Для этого приёмные и передающие антенны устанавливались на максимально возможных расстояниях: передающие в корме, приёмные – в центре и на баке. В связи с трудностями размещения на корабле такого количества антенн на нём установили третью мачту на расстоянии около 25 м в корму от грот-мачты, имевшую высоту около 32 м от ватерлинии, с антеннами КВ-станции «Вяз» и космической связи «Цунами». Для повышения надёжности связи применялись развязывающие устройства и широкополосные антенные усилители, обеспечивающие работу нескольких радиоприёмников на одну антенну.

Аппаратура радиосвязи размещалась в семнадцати постах. Значительное увеличение состава передающих средств связи потребовало увеличения площади имеющегося на I платформе с правого борта передающего радиоцентра более чем на 35 %; на нижней палубе в том же отсеке с левого борта оборудовали передающий радиоцентр. На полубаке, в средней части корабля, за счёт удлинения надстройки разместили посты правительственной, дальней и радиорелейной сияли.

Для руководства, организации и контроля связи был оборудован специальный командный пункт связи. Вследствие значительного роста энергопотребления установленную мощность генераторов пришлось увеличить на 30 % с соответствующим расширением помещений электростанций. Размещение боевых постов и личного состава, оборудование жилых, медицинских, культурно-бытовых, производственных и санитарно-бытовых помещений, санитарно-технические системы и устройства, обеспечивающие обитаемость и условия выполнения обязанностей экипажа корабля на боевых постах, отвечали требованиям ВМФ. В частности, в добавленной на корме надстройке был предусмотрен кубрик музкоманды и мощная типография.

При переоборудовании на корабле применили прогрессивную в то время одноканальную низконапорную систему кондиционирования воздуха в жилых помещениях, обеспечивающую подачу охлаждённого и осушенного воздуха. Система аэрорефрижерации боевых постов и погребов боезапаса, душирования охлаждённым воздухом всех постов управления в машинных отделениях обеспечивала создание в них нормальных условий несения вахты для личного состава при повышенных температурах наружного воздуха в районах эксплуатации корабля.

Пополнение запасом пресной воды в течение всего срока автономности его плавания по запасам провизии (30 суток) обеспечивалось работой опреснительных и испарительных установок высокой производительности.

В 1977 году корабль вновь проходил ремонт и модернизацию на «Дальзаводе». В ходе модернизации на крейсер установили комплексы «Кристалл» и «Карат-М».

Характеристики крейсера после модернизации по проекту 68-У2

После модернизации по проекту 68-У2 изменились основные данные крейсера.

Водоизмещение составило: полное 17210, стандартное 13900 т; мощность машин 2 х 55 000 л. с.

Вооружение: 2 х 3 152-мм башен МК-5-бис, 6 х 2 100-мм СМ-5-1 и 16 х 2 37-мм В-11 зенитных орудий, 8 х 2 30-мм автоматических зенитных установок АК-230, 1 х 2 ПУ ЗРК «Оса-М».

Описание конструкции

Корпус

Впервые в практике советского крейсеростроения реализован цельносварный корпус из низколегированной стали (вместо клёпаного).

Конструктивная подводная минно-торпедная защита включает в себя: двойное дно корпуса (протяжённость до 154 м), систему бортовых отсеков (для хранения жидких грузов) и продольных переборок, а также 23 главных водонепроницаемых автономных отсека корпуса, сформированных поперечными герметичными переборками. В общей и местной прочности корабля значительную роль играет смешанная система набора корпуса - преимущественно продольная - в средней части, и поперечная - в его носовой и кормовой оконечностях, а также включение «броневой цитадели» в силовую схему корпуса. Расположение служебных и жилых помещений практически идентично крейсеру типа «Чапаев» (проекта 68-К).

Водоизмещение 14700/16300 т.

Размерения 210/205×22/21/4×6.76/7.26 м

Бронирование

Бронирование – толщина броневого пояса от 32-го до 170-го шпангоута равнялась 100 мм, в оконечностях – 20 мм.

Нижняя палуба – 50 мм и 20 мм в оконечностях; носовой траверз-120 мм, кормовой – 100 мм.

Боевая рубка: бок – 130 мм, палуба – 30 мм и крыша – 100 мм, запасной командный пункт – 10 мм.

Труба защиты проводов – 50 мм.

Посты внутри башенноподобной мачты ниже боевой рубки – 10 мм, КДП – 13 мм, кожухи дальномеров – 10 мм, стабилизированный пост наводки (СПН-500) и его барбеты – 10 мм. Бронеканалы – 10 м.

Колосники и решетки шахт машинно-котельных вентиляторов – 125 мм.

Рулевое и румпельное отделения имели стенки в 100 мм и 50-мм защиту сверху.

Главная энергетическая установка

Главная корабельная энергетическая установка (ГЭУ) крейсеров пр. 68-бис, в целом, аналогична ГЭУ крейсеров типа «Чапаев» (пр. 68-к). Состоит из двух автономных эшелонов, размещённых в восьми отсеках. Проектный вес ГЭУ составил - 1911 тонн. Включает: шесть главных вертикальных, водотрубных паровых котлов треугольного типа КВ-68, с естественной циркуляцией (по одному в котельном отделении), оборудованы системой принудительного вентиляторного наддува воздуха в котельные отделения, паропроизводительность каждого, на полном ходу (с учетом 15-процентной перегрузки) - 115000 кг/ч, рабочее давление пара - 25 кгс/см², температура перегретого пара - 370°±20°С, испаряющая поверхность нагрева - 1107 м², удельный вес - 17,4 кг/л.с.; Два главных турбозубчатых агрегата (ТЗА) - типа ТВ-7, номинальная мощность каждого - 55 000 л.с., суммарная максимальная проектная мощность полного переднего хода - 118100÷128000 л.с., заднего хода - 25270 л.с. (25200÷27000 л.с.), каждый ТЗА вращает один валопровод, длина валопровода по правому борту - 84,9 метра, по левому (из кормового машинного отделения) - 43,7 метра, гребные валы диаметром - 0,5 м, вращали два латунных винта диаметром - 4,58 метра и массой 16,4 тонн каждый, с частотой вращения - 315 об/мин; Вспомогательные механизмы, устройства, трубопроводы, системы и арматуру.

Главные котлы типа КВ-68 постройки судостроительных заводов, уже не соответствовали уровню развития котельной техники 1950-х годов (имели сравнительно большой удельный вес и низкие параметры пара)… Крейсера проекта 68-бис явились последними кораблями, оборудованными котлами типа КВ-68, на советские корабли нового поколения эти котлы не устанавливались.

Главные ТЗА типа ТВ-7, производства Харьковского турбогенераторного завода (ХТГЗ), в целях повышения надёжности, оборудованы регулируемыми направляющими лопатками (направляющим аппаратом) на входе активной ступе­ни, что обеспечило снижение уровня усталостных напряжений в рабочих лопатках с активными профилями.

Каждый ТЗА работал на свой валопровод (обороты гребных валов - 315 об/мин). Длина валопровода по правому борту - 84,9 м, по левому (из кормового машинного отделения) - 43,7 м. Гребные валы диаметром - 0,5 м, вращали два латунных винта диаметром - 4,58 метра и массой 16,4 тонн каждый.

Два вспомогательных котла типа КВС-68-бис паропроизводительностью по 10,5 т/ч, обеспечивали отопление и бытовые нужды экипажа на стоянке. Выработку электроэнергии обеспечивали пять турбогенераторов типа ТД-6 и четыре дизель-генератора типа ДГ-300 мощностью по 300 кВт каждый.

Проектный вес ГЭУ составил 1911 тонн.

Состав главной, котлотурбинной энергетической установки (ГЭУ):

Шесть главных паровых котлов типа КВ-68;

Два вспомогательных котла типа КВС-68-бис;

Два главных турбозубчатых агрегата, типа ТВ-7, общая мощность - 118 100 л.с. (86 800 кВт).;

Пять турбогенераторов типа ТД-6;

Четыре дизель-генератора типа ДГ-300.

Вооружение

Артиллерийское:

12 (4×3) × 152-мм (орудия Б-38 в башенных установках МК-5бис)

Зенитная артиллерия:

12 (6×2) × 100/56-мм

32 (16×2) × 37-мм (МЗА В-11М)

Торпедное:

2 × 5 - 533-мм (ПТА-53-68).


История службы

7 сентября 1955 года, после перехода по Севморпути из Североморска на Дальний Восток, вошёл в состав КТОФ.

В мае 1960 года направлен на консервацию в залив Новик в состав 82-й БРК. В феврале 1961 года расконсервирован.

С 31 декабря 1966 года по 24 июля 1972 года - модернизирован и перестроен на «Дальзаводе» во Владивостоке в крейсер управления по проекту 68-У2.

В 1977 году корабль вновь проходил ремонт и модернизацию на «Дальзаводе».

13 июня 1978 года - во время зачётных стрельб на корабле произошёл пожар и взрыв в первой носовой башне ГК, погибли 37 человек.

ТИХООКЕАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ

13 июня Тихоокеанский флот отметил скорбную дату – 25-летие со дня взрыва в башне главного калибра крейсера «Адмирал Сенявин».

Крейсер «Адмирал Сенявин» – флагман Тихоокеанской эскадры – 13 июня 1978 года вышел в море для выполнения артиллерийской стрельбы главным калибром. В тот год, после посещения Тихоокеанского флота и этого корабля Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым, многие стремились попасть на флагман. Не преминули посетить крейсер известные культурные работники, приехавшие незадолго до начала учений из Москвы и Ленинграда. Часть из них вышла в море на стрельбы.

В творческой бригаде были Алим Кешоков, Марк Захаров, Людмила Щипахина, Леонид Рудный, Александр Николаев, заведующий отделом «Правды» Сергей Кошечкин и постоянный корреспондент газеты «Красная звезда» по Тихоокеанскому флоту поэт Леонид Климченко.

Корабли эскадры снялись с якоря и взяли курс на учебный полигон. В кильватере за «Адмиралом Сенявиным» следовал другой крейсер – «Дмитрий Пожарский».

Гостям сообщили, что первоначально будет произведена подготовительная стрельба главным калибром, затем зачетная. Вскоре послышались команды, и крейсер вздрогнул всем корпусом – «заработал» главный калибр.

…Было время обеда. Все гости собрались в кают-компании, кроме постоянного корреспондента «Красной звезды» Леонида Климченко. Как истинный военный журналист, он направился в первую башню главного калибра, чтобы описать все происходящее во время зачетной стрельбы «изнутри». Залп, второй… Гости оживились и стали подниматься на ходовой мостик. После восьмого залпа что-то вдруг гулко ухнуло. Крейсер содрогнулся больше обычного. Из правого ствола как-то странно повалил дым, окутывая и ствол, и башню. Послышались крики: «Затяжной выстрел…», «Взрыв в башне…» Одновременно раздался сигнал аварийной тревоги…

Официальной версией расследования причин взрыва на крейсере «Адмирал Сенявин» стал вывод комиссии о том, что при подаче электросигнала на выполнение девятого залпа правое орудие башни № 1 не выстрелило. Ошибочно в заряженное орудие был послан очередной снаряд. В результате произошло воспламенение заряда в каморе орудия. Мощная струя газов воспламенила приготовленные к стрельбе заряды. В башне возник пожар, мгновенно перекинувшийся на верхнее перегрузочное отделение. Произошел сильный взрыв…

В этой страшной трагедии погибли 37 человек. Вот их имена:

капитан 2 ранга Климченко Леонид Леонидович,

старший лейтенант Пономарев Александр Васильевич,

лейтенант Белюга Александр Владимирович,

лейтенант Марданов Валерий Ясавиевич,

старшина 1-й статьи Бикбов Рашид Кутузович,

старшина 1-й статьи Курочкин Анатолий Ильич,

старшина 2-й статьи Аникин Иван Иосифович,

старшина 2-й статьи Шикабутдинов Рамиль Саматович,

старшина 2-й статьи Подолько Сергей Николаевич,

старшина 2-й статьи Пономарев Виктор Федорович,

старшина 2-й статьи Акуличев Виктор Сергеевич,

старшина 2-й статьи Дадонов Александр Федорович,

старшина 2-й статьи Виноградов Виктор Михайлович,

старшина 2-й статьи Будаков Александр Петрович,

старший матрос Кулунов Виктор Васильевич,

матрос Гилазиев Фарид Гариевич,

матрос Галкин Геннадий Николаевич,

матрос Бородин Алексей Васильевич,

матрос Болдырев Александр Евгеньевич,

матрос Юдин Анатолий Борисович,

матрос Золотарев Виктор Васильевич,

матрос Ортиков Махамадали Абдуллаевич,

матрос Свинин Александр Романович,

матрос Сулейманов Наиль Мансурович,

матрос Чергушевич Юрий Михайлович,

матрос Архипенко Валерий Николаевич,

матрос Ануфриев Александр Николаевич,

матрос Шутов Леонид Семенович,

матрос Пинчук Александр Степанович,

матрос Ломаев Николай Александрович,

матрос Костылев Виктор Антонович,

матрос Матренин Анатолий Михайлович,

матрос Носков Владимир Васильевич,

матрос Проничев Николай Павлович,

матрос Прудников Иван Васильевич,

матрос Скоробогатов Сергей Дмитриевич,

матрос Столяров Сергей Николаевич.

На возвышенном месте бухты Абрек залива Стрелок невдалеке от причала, где сегодня стоят современные боевые корабли Тихоокеанского флота, и были захоронены погибшие в той трагедии военные моряки. Силами личного состава здесь воздвигнут мемориальный комплекс. Память о погибших товарищах живет в сердцах нынешнего поколения тихоокеанцев.

1992 год - продан частной индийской фирме на металл.

5.04.1831 (18.04). – Умер адмирал Дмитрий Николаевич Сенявин, флотоводец и дипломат

Дмитрий Николаевич Сенявин (6.8.1763–5.4.1831) родился в селе Комлево Боровского уезда Калужской губернии в семье морских офицеров, начавших службу во флоте еще в петровские времена. Закончил Морской кадетский корпус в Петербурге. В 1780 г. выпускник мичман Сенявин участвовал в плавании к Лиссабону, по результатам которого командование отметило его "отличное радение в службе". В 1782 г. его направили сначала на Азовскую флотилию, а затем на Черноморский флот. Сенявин участвовал в , состоял флаг-офицером и адъютантом командира Севастопольского порта контр-адмирала Макензи, а после его смерти в 1786 г. – М.И. Войновича. Неоднократно доставлял в Константинополь дипломатическую почту русскому послу в Турции. Дипломатические поручения связали его с князем Г. Потемкиным, который сделал Сенявина офицером по особым поручениям.

Война с Турцией 1787–1791 гг. стала школой боевого опыта Сенявина. В походе черноморской эскадры к Варне только энергичные действия Сенявина спасли флагманский корабль от гибели во время шторма. Трюм был уже полон воды, все готовились к смерти, но Дмитрию Николаевичу удалось организовать спасательные работы.

В следующем году на том же адмиральском корабле он принял участие в бою с турецким флотом у острова Фидониси (ныне Змеиный). Главная атака турок была направлена на русский авангард во главе с , но трехчасовое сражение дало возможность отличиться и Сенявину. Это был первый крупный морской бой молодого Черноморского флота, Сенявин был произведен в капитаны 2-го ранга и зачислен в свиту Потемкина в качестве генерал-адъютанта. Осенью 1788 г. Потемкин, поручил Сенявину во главе отряда вооруженных судов действовать против турецкого флота, помогавшего осажденным. Сенявин успешно провел опасную экспедицию в море, уничтожив более десяти турецких транспортов.Был награжден орденами св. Георгия 4-й степени и св. Владиміра 4-й степени.

В морском , прославившем нового командира Черноморского флота Ушакова, Сенявин командовал большим кораблем "Навархия". Действовал он умело и храбро, но по молодости лет считал, что Ушаков излишне осторожен, и мысли эти высказывал в обществе. Контр-адмирал терпел, пока капитан 2-го ранга не нарушил приказ, направив на новые корабли необученных матросов. Потемкин сурово наказал Сенявина, лишил его командования кораблем и отправил под арест, угрожая разжаловать в матросы. Только по просьбе Ушакова Сенявина, принесшего извинения, вернули в строй. «Я не люблю Сенявина, – признавался Ушаков, – но он отличный офицер и во всех обстоятельствах может с честью быть моим преемником в предводительствовании флотом».

В 1796 г. Сенявин был произведен в капитаны 1-го ранга и назначен командиром 74-пушечного линейного корабля "Святой Петр". На нем он отправился в Средиземноморскую экспедицию Ушакова 1798–1799 гг., предпринятую для противодействия революционной Франции. Дмитрий Николаевич участвовал во всех боевых действиях черноморской эскадры против французов. За
взятие острова св. Мавры, имевшего сильную крепость, и за административную деятельность на освобожденных территориях Император удостоил его чином капитана генерал-майорского ранга и орденом святой Анны 2-й степени. В знаменитом сражении за остров Корфу "Святой Петр" был флагманским кораблем, на котором Синявин отличился как ближайший помощник Ушакова в организации успешного штурма крепости. Действия Дмитрия Николаевича в Средиземноморье принесли ему известность и заслуженный авторитет. После возвращения черноморской эскадры на родину он возглавлял Херсонское адмиралтейство и порт. В 1803 г. уже при был назначен главным командиром порта Севастополь в чине в контр-адмирала.

В 1804 г. Сенявина отозвали на Балтику и назначили командиром Ревельского порта. С началом войны антифранцузской коалиции против Наполеона вице-адмирал Сенявин возглавил Адриатическую экспедицию балтийской эскадры 1805–1807 гг. Прибыв к Ионическим островам, он организовал их защиту, отвлек силы Франции с дунайского и крымского направлений, овладел опорными пунктами французов на Далматских островах,освободил от оккупантов Черногорию. В январе 1806 г. Сенявин стал главнокомандующим всеми русскими силами в Средиземном море.

Еще до завершения Адриатической экспедиции началась новая война России с Турцией, и Сенявин во главе основных сил своей эскадры перешел из базы на острове Корфу в Эгейское море с задачей блокировать пролив Дарданеллы. Умелыми действиями кораблей эскадры и десанта в марте 1807 г. он занял турецкий остров Тенедос близ Дарданелл и начал ближнюю блокаду пролива. В мае Сенявин вступил с в ожесточенное сражение с турецким флотом, заставив его с потерями укрыться в глубине пролива. А 19 июня у дал туркам решительное сражение. Они потеряли три линейных корабля, четыре фрегата и корвет, в то время как русская эскадра имела лишь незначительные в сравнении с турецкими потери в людском составе (77 убитых, 181 раненый). Наградой флотоводцу стал орден . Поражения на море и суше вынудили Турцию 12 августа 1807 г. подписать перемирие.

Одновременно Александр I по вынужден был уступить Наполеону Ионические и Далматские острова, вернуть Турции остров Тенедос. Все победы Сенявина были этим перечеркнуты... Кроме того изменение международной расстановки сил обернулось для Сенявина весьма неприятной ситуацией. От Императора пришло приказание о возвращении эскадры на Балтику, но в пути сильный встречный ветер, перешедший в шторм, заставил русскую эскадру 30 октября зайти в Лиссабон. Здесь эскадра была заблокирована английским флотом, поскольку по Тильзитскому миру Россия и Англия стали противниками и находились в состоянии войны. В безвыходном положении 24 августа 1808 г. Сенявин был вынужден сдать англичанам корабли "в залог" (без спуска русского флага), а экипажи на транспортах были отправлены в Россию.

Самовольно принятое решение вызвало сильное неудовольствие Александра I, и вице-адмирал на три года был возвращен на свою прежнюю должность командира Ревельской эскадры,что было опалой. Во время Ревельская эскадра Сенявина несла патрульную службу у берегов Англии, которая вновь стала союзницей. Считая это бездействием, флотоводец написал рапорт военному министру с просьбой перевести его в «тот род службы, с таким званием, каким удостоены будут способно нести мои». Но его обращение осталось без ответа. В 1813 г. Дмитрий Николаевич был вообще уволен в отставку.


© 2024
bmwday.ru - Ваз, Lada - Автомобильный портал