01.02.2023

Василиса Кожина: Крестьянка, ставшая командиром партизан. Старт в науке Отечественная история о с кожин


Об этой женщине известно крайне мало. Недостаточно для того чтобы считать её народной героиней. Представление о Василисе Кожиной как «русской Жанне д’Арк», которое прочно закрепилось в литературе и кинематографе, не имеет под собой реальных оснований. Некоторые и вовсе полагают, что это собирательный образ, созданный исключительно для того, чтобы поднять страну на борьбу с захватчиками и усилить патриотические чувства населения. Но обо всём по порядку.

Точная дата рождения Василисы Кожиной не установлена. На русских пропагандистских лубках времён наполеоновского вторжения она фигурирует как пожилая женщина. Однако если верить прижизненному портрету народной героини, написанному в 1813 году художником Александром Смирновым, то Василиса Кожина была значительно моложе. Это изображение рассматривается в качестве более достоверного источника информации об её возрасте. В настоящее время считается, что к моменту начала войны Кожиной было от 30 до 40 лет. Поэтому в качестве ориентировочного года рождения принимается 1780 – й.

Также известно, что она являлась крестьянкой хутора Горшкова Сычёвского уезда Смоленской губернии. Василиса была женой сельского старосты. По легенде, его за неповиновение убили французы, после чего она решила бороться против оккупантов. В связи с этим Кожиной приписываются слова: «Не могу больше служить миру, православные! Решила я делать свое дело, а дело мое мстить, пока силы хватит, нашему ненавистнику! Пойду в лес, на дорогу и везде, где встречу француза, буду истреблять его или сама погибну от его руки!» Но никаких документальных подтверждений у этого рассказа нет.

В художественной литературе можно встретить и другой вариант истории о старостихе – её муж был мягким и слабохарактерным человеком, поэтому всеми делами в доме и в деревне занималась она, а после прихода врага Василиса из лидера мирного времени стала боевым командиром. Такой сюжет тоже не имеет ничего общего с историческими реалиями.

Теперь перейдём непосредственно к подвигам Кожиной. Единственным зафиксированным упоминанием об её действиях является заметка «Старостиха Василиса», опубликованная в ноябре 1812 года в журнале «Сын Отечества». Отмечу, что иногда достоверность данной публикации подвергают сомнению, утверждая, что она была написана по заказу кутузовского штаба.

В заметке говорилось: «Один здешний купец, ездивший недавно из любопытства в Москву и её окрестности, рассказывает следующий анекдот, которого он был свидетелем. Староста одной деревни Сычёвского уезда повёл партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели ещё несколько человек французов, захваченных ими, и отдали их старостихе своей Василисе для отправления куда следует. Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и, разъезжая вокруг пленных, кричала важным голосом: „Ну, злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш!“ Один из пленных офицеров, раздражён будучи, что женщина вздумала повелевать им, не послушался её. Василиса немедленно ударила его косою по голове, он упал мёртвый к ногам её, и она вскричала: „Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть-чуть зашевелится! Уж я двадцати семи таким вашим озорникам сорвала головы! Марш в город!“»

Данная статья была перепечатана с небольшими изменениями в 1814 году в «Полном собрании анекдотов достопамятнейшей войны россиян с французами». Из этого рассказа видно, что муж старостихи не погиб и даже руководил отправкой захваченных французов в уезд. То есть мстительницей за его смерть она точно не была.

Собственно на этом документальные свидетельства о Василисе Кожиной заканчиваются. Кроме участия в конвоировании пленных, других сообщений о ней нет.

Позже о Кожиной стали писать как об одной из руководительниц крестьянского партизанского движения, которая организовала в Сычёвском уезде крупный отряд из женщин и подростков, действовавший по всем правилам военного искусства на коммуникациях Великой армии и уничтожавший вражеских фуражиров, а также небольшие части противника. Утверждалось, что она в одиночку заживо сожгла в избе 18 французов. За многочисленные заслуги героиню якобы наградил серебряной медалью «За храбрость» фельдмаршал Кутузов, а про её подвиги докладывали лично императору Александру I, который пожаловал Кожиной 500 рублей. Данные мифы были растиражированы во время празднования столетнего юбилея победы над Наполеоном в 1912 году. Затем они закрепились и прочно вошли в учебники и монографии.

В ходе войны с Наполеоном русской пропагандой активно тиражировался и другой образ, связанный с Кожиной, – юной девушки, её незамужней дочери, которую изображали с рогатиной в руках, повергающей на землю французского офицера. Именно в таком виде она представлена на рисунке Емельяна Корнеева «Русская героиня-девица – дочь старостихи Василисы». Историк Елена Вишленкова в своей книге «Визуальное народоведение империи, или „Увидеть русского дано не каждому“» писала, что это «персонаж, рождающий у элитарных зрителей ассоциации с "амазонками" французских революционных карикатур, а у остальных – воспоминания о былинной Василисе Микулишне».

Разумеется, никаких подтверждённых историческими источниками доказательств существования данной героини нет. Это всего лишь очередной патриотический миф, который использовался с целью показать торжество народного духа над зарвавшимся врагом. Даже о самой Кожиной имеются лишь отрывочные сведения, а об её детях, даже если таковые и были, неизвестно вообще ничего.

Пленение или убийство крестьянами наполеоновских солдат не являлись редкостью. Зачастую расправлялись даже с безоружными французами и в этом нередко принимали участие женщины. Историк Николай Фирсов в 1875 году в журнале «Русская старина» писал: «Банды крестьян, вооружённые топорами, вилами, ножами, охотничьими ружьями и, вообще, чем ни попало, выслеживали замерзающих французов, захватывали их и приводили в свои селения. Причём не боявшиеся Бога не только убивали, но и бесчеловечно мучили своих пленных. Даже баб и ребятишек охватывал прилив необузданной ненависти, и они жестоко издевались над несчастными, отданными им на потеху. Порою женщины проявляли какую-то особенную кровожадность. "Бывало, рассказывал впоследствии один старик-крестьянин, - наткнёмся мы, парни, на одного, возьмём и приведём в деревню. Так бабы купят его у нас пятак, сами хотят убить. Одна пырнёт ножом, другая колотит кочергой, опять другая тычет веретеном"».

Для понимания данного явления важен следующий факт – крестьяне не были сознательными верноподданными и активными патриотами в современном понимании этих терминов. Они безразлично относились к военно – политическим перипетиям противостояния Александра I и Наполеона. Для них столкновение интересов двух стран до поры до времени оставалось исключительно войной между господами.

Крестьянин, хотя бы и крепостной, это носитель консервативных ценностей. Главное для него – семья, дом, имущество. Поэтому когда на пороге избы появляются говорящие на непонятном языке вооружённые иноземцы, посягающие на самое святое, они тут же превращаются в «басурман», «антихристов» и «супостатов», которые сунулись «со своим уставом в чужой монастырь». И их убивали. Часто по – тихому, чтобы не навлечь карателей на деревню. Тела скрывали – закапывали в землю, топили или прятали в лесу.

Историческая Василиса Кожина тоже не была в полной мере радетельницей «за Государя и Отечество». Как и другие крестьяне, боровшиеся с наполеоновским вторжением, она воспринимала французов в первую очередь как чужаков, нарушивших складывавшийся веками традиционный уклад жизни. Российская историография XIX – начала XX веков недаром чётко разделяла действия армейских партизан и сельских отрядов самообороны, не сопоставляя эти понятия. В глазах крестьян борьба с французами являлась не войной за государственный суверенитет, а только лишь защитой своего дома и хозяйства.

Но остаётся непонятной причина героизации Кожиной, которая никак не проявила себя в боевых действиях. На этот вопрос хороший ответ дал сычёвский краевед Владимир Каплинский в своей статье «Василисина правда», опубликованной в №3 научно – популярного исторического журнала «Край Смоленский» за 2012 год. Он писал: «Почему же именно Василиса привлекла к себе внимание? В чём её подвиг? А подвиг её не в ратных делах, а в том, что женщина «ввязалась» в неженское дело – в войну. В XVIII – начале XIX века женщина в русской армии – нонсенс и даже позор для армии, государства: мужчины воевать не могут, так женщин стали брать. Известны лишь исключительно единичные случаи службы женщины в армии (Надежда Дурова) и то под видом мужчины. А тут женщина-крестьянка и гонит пленных французов. Ну, как не обратить на такой факт внимание?».

Усилиями историков и литераторов малозначительный эпизод был превращён в патриотический миф. Смоленская крестьянка стала олицетворением героической русской женщины и символом общенародного сопротивления иноземным захватчикам. Её образ, закрепившийся в массовом сознании, приобрёл былинные черты, которые имеют мало общего с настоящей старостихой Василисой.

История кавалерист-девицы Дуровой сейчас известна почти каждому. Храбрая, мечтающая о подвигах девица захотела встать на защиту своей родины наравне с мужчинами. Эта необычная для того времени женщина в мужском костюме сражалась в русской армии в 1807, 1812 и 1813 годах. Когда ее история раскрылась, император Александр I позволил ей продолжить службу гусаром под именем Александрова Александра Александровича.

Известность и популярность истории жизни этой женщины объясняется, прежде всего, тем, что Надежда Васильевна Дурова оставила после себя прекрасно написанные «Записки», рассказывающие о ее непростой судьбе. Но ее история не была уникальной. В русской армии примерно в это же время были и другие женщины, отказывавшиеся подчиняться устоявшимся военным традициям.

Александра Тихомирова поступила на военную службу во время войны 1812 года. Ее брат был убит в бою, и она под его именем сражалась с армией Наполеона. Тихомирова служила в уланском полку, стала командиром роты. По некоторым сведениям, ее служба продолжалась в течение целых 15 лет.

Еще одна женщина, оставившая свой след во время войны 1812 года - это Татьяна Маркина . Она несла службу под именем капитана Курочкина.

Эти женщины избрали для себя непростой путь, полный тревог и опасностей. Они служили на благо родины, считая это своим долгом.

Одним из основных мотивов, который побуждал русских женщин бросать свой привычный образ жизни, свой дом, была личная трагедия. Смерть близких, разорение домов - все это не могло оставить женщин равнодушными. В народе появилось много историй о героических женщинах, простых крестьянках, которые яростно сражались с французами, мстили им за ужасы и беды, которые те причинили русской земле. То, что такие женщины действительно были, не вызывает сомнения. Они были народными героями.

Одной из таких героинь была Василиса Кожина , более известная как старостиха Василиса. Она жила в Сычевском уезде Смоленской губернии. Согласно одной из историй, когда в ее деревню пришли французы, они объявили о том, что Наполеон дарует им свободу, и начали собирать все крестьянские продукты и запасы. Мужа Василисы, старосту Дмитрия, отказавшегося выполнять их требования, зарубили саблей.

О Василисе Кожиной писали, что она заживо сожгла в избе 18 французов. Это был ее первый «народный» подвиг. Дальше слава о ней распространялась по всей России.

Ей приписывали такие слова: «Не могу больше служить миру, православные! Решила я делать свое дело, а дело мое мстить, пока силы хватит, нашему ненавистнику! Пойду в лес, на дорогу и везде, где встречу француза, буду истреблять его или сама погибну от его руки! »

Из многочисленных историй о Василисе Кожиной документально подтверждена только одна. Во время Отечественной войны 1812 года, помогая мужчинам, Василиса несколько раз участвовала в конвоировании захваченных ими пленных французов в город Сычёвка, и однажды она убила косой строптивого пленника. В «Полном собрании анекдотов достопамятнейшей войны россиян с французами», опубликованных в 1814 году о старостихе Василисе говорилось следующее: «Староста одной деревни Сычёвского уезда повёл в город партию пленных, забратых крестьянами. В отсутствие его поселяне поймали ещё несколько французов и тотчас же привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвой ребят, и, севши на лошадь, пустилась в виде предводителя препровождать французов сама… В сём намерении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом: „Ну, злодеи французы! Во фрунт! Стройся! Ступай, марш!“ Один из пленных офицеров, раздражён будучи тем, что простая баба вздумала им повелевать, не послушался её. Василиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно и, ударя по голове своим жезлом — косою, повергла его мёртвым к ногам своим, вскричавши: „Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть осмелится зашевелиться! Я уже двадцати семи таким озорникам сорвала головы! Марш в город!“ И после этого кто усомнится, что пленные признали над собой власть старостихи Василисы ».

Уже позднее появились рассказы о том, что старостиха организовала свой небольшой партизанский отряд, который устраивал расправу над отставшими солдатами, фуражирами, мародерами: «Спрятавшись в засаде Василиса со своей партией вдруг выскакивала на дорогу. Вилы ея работали с такой силой, что от одного удара падала мертвой лошадь, и неприятели находили смерть от рук разъяренных крестьян, под командою Василисы. Скоро весь отряд ее вооружился саблями, пиками и ружьями; только Василиса оставалась со своими страшными вилами ».

Также рассказывали, что после окончания войны, прознав о подвигах крестьянки Василисы, Александр I отправил ей серебряную медаль в память Отечественной войны.

Сейчас уже трудно разобраться, что в истории о Василисе было правдой, а что вымыслом. Ее подвиги стали носить былинный характер. Старостиха Василиса олицетворяла народную защитницу, вышедшую из простого народу.

Карикатура И.И. Теребенева

О таких простых женщинах-героинях впоследствии складывались и другие истории. Кружевница Прасковья , жившая в деревне Соколова, отстояла свою честь, зарубив двух французов топором. По «легенде» она собрала отряд из 20 человек, вооруженных топорами, косами и вилами: «Они сначала стерегли французов у дороги и нападали на них, когда видели не более десяти-двенадцати человек, но скоро косы и топоры сменились у них ружьями и саблями ».

После война Прасковья вернулась к своему делу и вновь стала кружевницей: «Она вернулась к свои коклюкам, и никто бы не узнал в красивой девушке недавнюю предводительницу отряда, одно имя которой приводило в трепет храбрых солдат «великой» армии ». Согласно истории о Прасковье, ей тоже, как и Василисе, прислали из Петербурга серебряную медаль.

Другая героиня народных историй - Анфиса . Французы убили на ее глазах отца и жениха. Юная девушка вскоре также обрушилась на французов, сначала дубинкой, потом саблей. Вскоре к Анфисе присоединились другие женщины деревни: «Храбрые женщины не знали ни усталости, ни лишений. Случалось, что, следя за отрядом и подстерегая отсталых, они шли целые дни под дождем, пробираясь кустами вдоль дороги. Случалось, что они не ели по целым дням. Это были закаленные воины, а не бабы ».

Почти наверняка большая часть этих историй является выдуманной. Но они были просто необходимы для людей того времени. Ведь война была народной. И не только Кутузов и его генералы прогнали французов из России. По их мнению, это стало возможным именно благодаря тому, что весь народ восстал против врага. Имена Василисы, Прасковьи, Анфисы были олицетворением того героического порыва, вызванного разорением армией Наполеона русской земли.

…Ударил набат. Крестьяне выбегали из хат, на ходу вооружаясь вилами, рогатинами, косами и дубинами. Все знали – колокол предупреждает о приближении французов. Летом они уже проходили здесь и сельчане ничего хорошего от нового осеннего визита не ждали. Попрятавшись кто где, партизаны позволили отряду фуражиров въехать в деревню. На чахлых лошадях с осунувшимися и озлобленными лицами, в изорванной одежде, французы мало походили на тех гордых солдат Великой армии, которая несколько месяцев назад прошла через эти места.

По сигналу, крестьяне бросились в атаку. Фуражирная партия сопротивлялась недолго. Из 30 человек 7 было убито, остальные сдались. Каково же было удивление в пленных, когда они увидели, что во главе отряда конвоиров стоит женщина, лет 35-40, по виду простая селянка. Ситуация для солдата XIX века почти немыслимая, тем более, что образ, несмотря на зимнюю крестьянскую одежду, не был лишен воинственности. Предводительница партизан восседала на лошади, а в руках держала косу, насаженную на укороченное древко.

А. Смирнов. «Портрет Василисы Кожиной» (1813)

Главу отряда, составленного преимущественно из женщин и подростков, звали Василиса Кожина. О её жизни до 1812 года известно очень мало, сохранила лишь то, что она была женой старосты хутора Горшково Сычевского уезда Смоленской губернии. Дату её рождения относят к 70-80 годам XVIII века. По одной из версий, её мужа убили французские солдаты, возможно, из партии запасавшей продовольствие, ещё в период, когда русская армия отступала к Москве. Желая отомстить убийцам, Василиса Кожина собрала партизанский отряд из местных жителей и осенью 1812 года, устраивала нападения на фуражирские команды и просто разбредавшихся в поисках еды французских мародеров.

Захваченных пленных партизаны часто конвоировали в расположение регулярных частей русской армии. Василиса Кожина стала известна благодаря одному из таких эпизодов с конвоем. Один из французских офицеров, по-видимому, из дворян, отказался повиноваться какой-то «крестьянской девке» и попытался сбежать. Попытка не удалась, жена вдова хуторского старосты зарубила офицера косой.

Некоторые историки только этот эпизод считают достоверным, все остальное – пропагандистские истории, которые вполне сознательно сочинялись в полевой типографии российской армии. В общем-то, это не удивительно. По очень точному выражению главы армейской типографии А.С. Кайсарова, «одна листовка порой может принести пользы больше, чем несколько батальонов». В том же духе высказывался в своих мемуарах один из редакторов журнала «Сыны Отечества», упоминая о том, что часто истории, подобные рассказам о партизанке Василисе Кожиной, сочинялись для поддержания народного духа. Очень важно было подчеркнуть, что дворянство и простой народ сплотились в борьбе с внешним агрессором.

С другой стороны есть сведения о том, что подвиг Василисы Кожиной не остался незамеченным, дойдя и до главнокомандующего, и даже до императора Александра. Государь, по одной из версий, наградил храбрую сельчанку 500 рублями и специальной медалью. Это дает основания полагать, что она была вознаграждена не за конвоирование обмороженных пленных и запомнилась современникам не только благодаря случаю с зарубленным французом, хотя для мировоззрения того времени факт действительно вопиющий.

Трудно утверждать, какая из версий верна. Но как бы там ни было, история о Василисе Кожиной стала одним из символов народной и освободительной войны, в которую включились широкие слои крестьянства. Вторая половина 1812 года стала тем периодом, когда в народе зародилось чувство патриотического единства. ХIХ век вообще – время, когда понятие патриотизма и национальной общности становится неотъемлемой частью политической и духовной жизни Европейских государств. В России этот процесс принял особенный характер. Буквально за один год, поменяв сознание огромного количества людей. Сражаясь и умирая плечом к плечу за духовные ценности, а не политические интересы, дворяне и крестьянство, пожалуй, впервые, остро ощутили свою принадлежность единому народу, а не к двум различным и несоприкасающимся сословным мирам.

Особенно ярко проявилось это чувство в смешанных партизанских отрядах, которых состояли из регулярных войск, казаков, и крестьян. В «Дневниках партизанский действий» Денис Давыдов писал, о том, что въезжая в русские деревни ему и его отряду приходилось сначала доказывать свою принадлежность русскому народу: крестьяне не видели отличий в похожей форме русских и французских регулярных войск. Впоследствии Давыдов переоделся в мужицкий кафтан, отпустил бороду и носил на груди образок св. Николая вместо ордена святой Анны, его примеру последовали и другие партизаны принадлежавшие регулярным войскам.

После сожжения Москвы народная война из пассивной – саботирование фуражировок и заготовок продовольствия – переросла в активную, крестьяне взялись за . И на примере Василисы Кожиной, видно, что не только мужики. Француза начали бить, что называется, всем миром.

Наполеон, в итоге, был побежден, кампания 1812 года выиграна, и самым логичным вознаграждением, столь много для этой победы сделавшему крестьянству, было бы освобождение от крепостной зависимости. Однако император рассудил иначе, предложив крестьянам добровольно сдать оружие, забыть о том, что они несколько месяцев были не только его подданными, но гражданами своего Отечества, и покорно разойтись по стойлам. Александр не почувствовал или не захотел почувствовать той самой народной силы, которая вложила оружие даже в женские руки.

После 1813 года о Василисе Кожиной ничего не известно. В 1812-13 годах ей была посвящена серия лубков, в тоже время художником Александром Смирновым был написан её портрет. Автор намеренно затемнил фон, обращая внимание зрителя на лицо героини. Лишенное какой-либо воинственности нейтральное выражение и сжатые в тонкую линию губы говорят о решительности и способности постоять за себя, детей и односельчан в случае необходимости. В её личной судьбе, как в зеркале, отразилась мрачная сторона войны, делая жестокими тех, кто быть ими по определению не должен.

К сожалению, о народных героях Отечественной войны крайне мало сведений. Никто намеренно не документировал их подвиги и не записывал биографий.

Не сохранилось и никаких формулярных списков, аналогичных тем, по которым восстанавливают биографии офицеров российской армии.

Тем ценней для потомков те крупицы информации о героях из простых крестьян, которые редко добираются до страниц учебников истории.

Василиса Кожина: легенда Отечественной войны 1812 года

Отечественная война 1812 года породила на свет новое явление в истории - массовое партизанское движение. Во время войны с Наполеоном русские крестьяне стали объединяться в небольшие отряды, чтобы защищать свои села от иноземных захватчиков. Ярчайшая фигура среди партизан того времени - Василиса Кожина, женщина, ставшая легендой войны 1812 года. Партизанка. На момент вторжения французских войск в Россию Василисе Кожиной, по оценкам историков, было около 35 лет. Она была женой старосты хутора Горшкова в Смоленской губернии. По одной из версий, на участие в крестьянском сопротивлении ее подвигло то, что французы убили ее мужа, отказавшегося предоставлять еду и фураж для наполеоновских войск. Другая версия гласит, что муж Кожиной был жив и сам возглавлял партизанский отряд, а жена решила последовать примеру супруга.
В любом случае, для борьбы с французами Кожина организовала собственный отряд из женщин и подростков. Орудовали партизанки тем, что имелось в крестьянском хозяйстве: вилами, косами, лопатами и топорами. Отряд Кожиной сотрудничал с русскими войсками, часто передавая им пойманных вражеских солдат.
Признание заслуг. В ноябре 1812 года о Василисе Кожиной писал журнал «Сын Отечества». Заметка была посвящена тому, как Кожина конвоировала пленных к расположению русской армии. Однажды, когда крестьяне привели нескольких пойманных французов, она собрала свой отряд, села верхом на лошадь и приказала пленным следовать за ней. Один из захваченных офицеров, не желая подчиняться «какой-то крестьянской бабе», стал сопротивляться. Кожина сразу же убила офицера ударом косой по голове. Оставшимся пленным Кожина закричала, чтобы они не смели дерзить, ведь она уже 27 «таким озорникам» отрубила головы. Этот эпизод, кстати, был увековечен в лубочной картинке художника Алексея Венецианова о «старостихе Василисе». В первые месяцы после войны такие картинки продавались по всей стране как память о народном подвиге.

Считается, что за свою роль в освободительной войне крестьянка была награждена медалью, а также денежной премией лично от царя Александра I. В Государственном историческом музее в Москве хранится портрет Василисы Кожиной, написанный художником Александром Смирновым в 1813 году. На груди Кожиной видна медаль на Георгиевской ленте.
А еще имя отважной партизанки увековечено в названиях многих улиц. Так, на карте Москвы недалеко от станции метро «Парк Победы» можно найти улицу Василисы Кожиной.
Народная молва. Умерла Василиса Кожина примерно в 1840 году. О ее жизни после завершения войны неизвестно практически ничего, но слава о военных подвигах Кожиной распространялась по стране, обрастая слухами и выдумками. Согласно таким народным легендам Кожина как-то раз хитростью заманила 18 французов в избу, а затем подожгла ее. Есть также истории о милосердии Василисы: согласно одной из них партизанка однажды пожалела пленного француза, накормила его и даже дала теплую одежду. Является ли хоть одна из таких историй правдивой, к сожалению, неизвестно - никаких документальных подтверждений нет.

Неудивительно, что со временем вокруг отважной партизанки стало появляться множество баек, - Василиса Кожина превратилась в собирательный образ женской части русского крестьянства, боровшегося против захватчиков. А народные герои часто становятся персонажами легенд. Не удержались от мифотворчества и современные российские режиссеры. В 2013 году вышел мини-сериал "Василиса", впоследствии переделанный в полнометражный фильм. Заглавную героиню в нем сыграла Светлана Ходченкова. И хотя светловолосая актриса вовсе не похожа на женщину, изображенную на портрете кисти Смирнова, а исторические допущения в фильме иногда выглядят совсем уж гротескными (например, то, что простая крестьянка Кожина свободно говорит по-французски ), все же такие киноленты говорят о том, что память об отважной партизанке жива даже спустя два века после ее смерти.
cyrillitsa.ru

Василиса Кожина (ок. 1780-1840) - русская крестьянка, участница Отечественной войны 1812 года.

Биография

Крестьянка хутора Горшкова Сычёвского уезда Смоленской губернии, старостиха (жена сельского старосты).

Во время Отечественной войны, помогая мужчинам, несколько раз участвовала в конвоировании захваченных ими пленных французов в город Сычёвка и однажды убила косой строптивого пленного офицера.

В 1812 году в журнале «Сын Отечества» появилась заметка «Старостиха Василиса»:

«Один здешний купец, ездивший недавно из любопытства в Москву и её окрестности, рассказывает следующий анекдот, которого он был свидетелем. Староста одной деревни Сычёвского уезда повёл партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели ещё несколько человек французов, захваченных ими, и отдали их старостихе своей Василисе для отправления куда следует. Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и, разъезжая вокруг пленных, кричала важным голосом: „Ну, злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш!“ Один из пленных офицеров, раздражён будучи, что женщина вздумала повелевать им, не послушался её. Василиса немедленно ударила его косою по голове, он упал мёртвый к ногам её, и она вскричала: „Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть-чуть зашевелится! Уж я двадцати семи таким вашим озорникам сорвала головы! Марш в город!“»

Заметка была перепечатана с изменениями в 1814 году в «Полном собрании анекдотов достопамятнейшей войны россиян с французами»:

«Староста одной деревни Сычёвского уезда повёл в город партию пленных, забратых крестьянами. В отсутствие его поселяне поймали ещё несколько французов и тотчас же привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвой ребят, и, севши на лошадь, пустилась в виде предводителя препровождать французов сама… В сём намерении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом: „Ну, злодеи французы! Во фрунт! Стройся! Ступай, марш!“ Один из пленных офицеров, раздражён будучи тем, что простая баба вздумала им повелевать, не послушался её. Василиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно и, ударя по голове своим жезлом - косою, повергла его мёртвым к ногам своим, вскричавши: „Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть осмелится зашевелиться! Я уже двадцати семи таким озорникам сорвала головы! Марш в город!“ И после этого кто усомнится, что пленные признали над собой власть старостихи Василисы.»

Позже о Василисе Кожиной писали как о деятельнице партизанского движения, которая организовала в Сычёвском уезде отряд из подростков и женщин, охранявший селения и наносивший большой урон французам. Рассказывалось также, что за подвиг Василиса Кожина была удостоена медали и денежного пособия.

В 1813 году художник Александр Смирнов написал портрет Василисы Кожиной, у которой на левом лацкане салопа можно разглядеть медаль. Портрет экспонировался в Государственном историческом музее в Москве, при этом под картиной имелась подпись: «Партизан 1812 года. Большую сделала для России пользу. Награждена медалью и денежной премией - 500 рублей».

Однако, некоторые историки в Российской Федерации ставят под сомнение существование документов или иных достоверных свидетельств о награждении Василисы Кожиной или действиях её отряда. Они считают, что кроме эпизода с убийством пленного, никакие действия Василисы Кожиной против французов не зафиксированы.

Василисе Кожиной была посвящена серия лубков 1812-1813 годов. Широкое распространение получил лубок А. Г. Венецианова (1813) «Французы - голодные крысы в команде у старостихи Василисы» с надписью: «Иллюстрация эпизода в Сычёвском уезде, где жена сельского старосты Василиса, набрав команду из вооружённых косами и дрекольем баб, гнала пред собой несколько взятых в плен неприятелей, один из которых за неповиновение был ею убит».


© 2024
bmwday.ru - Ваз, Lada - Автомобильный портал