01.02.2023

Рыбников, павел николаевич. Кенозерье П н рыбников былины


Павел Николаевич Рыбников родился 6 декабря (24 ноября по старому стилю) 1831 года в московской купеческой семье. Несмотря на то, что он рано остался без отца, будущий собиратель получил прекрасное гуманитарное образование. С детских лет он знал иностранные языки. В 1844 году поступил в 3-ю Московскую реальную гимназию.

Павел Николаевич Рыбников родился 6 декабря (24 ноября по старому стилю) 1831 года в московской купеческой семье. Несмотря на то, что он рано остался без отца, будущий собиратель получил прекрасное гуманитарное образование. С детских лет он знал иностранные языки. В 1844 году поступил в 3-ю Московскую реальную гимназию. Учился П.Н. Рыбников все годы блестяще, несмотря на то, что с младших классов вынужден был давать уроки в связи с материальными трудностями. Закончил гимназию в 1850 году с серебряной медалью.

С 1854 по 1858 гг. П.Н. Рыбников - студент филологического факультета Московского университета. В годы студенчества окончательно сформировались демократические взгляды П.Н. Рыбникова, его научные интересы. В его квартире собиралась передовая молодежь, чутко откликавшаяся на современные события, здесь спорили об исторических судьбах русского народа, о смысле народности. Многие студенты, в том числе и П.Н. Рыбников, были занесены в списки политически неблагонадежных лиц, а потом сосланы в отдаленные губернии России.

П.Н. Рыбников был сослан в Петрозаводск и доставлен в город 3 марта 1859 года, а в конце мая его определили в штат губернской канцелярии.

Ум, образованность, способности Рыбникова обратили на себя внимание начальства губернии. Необыкновенный ссыльный за несколько лет дослужился до советника губернского правления и получил некоторую свободу поездок по уездам. Пользуясь этой возможностью, Павел Николаевич начал глубоко изучать культуру края. Он проехал свыше двух тысяч верст от Петрозаводска через Заонежье до границ Архангельской и Вологодской губерний, был в Пудоже и Каргополье. Рыбников только лично записал двести былин от тридцати народных сказителей. Одновременно он записывал сказки, песни, причитанья, поверья и многое другое. За одну поездку в мае - июне 1860 г. Павел Николаевич записал восемьдесят былин от крупнейших певцов.

«Песни, собранные П.Н. Рыбниковым» в четырех частях вышли с 1861 по 1867 гг. Собрание былин стало известно не только в России, но и за границей. Западные ученые назвали «Песни...» одной из крупнейших книг своего времени.

П.Н. Рыбников трудился и над составлением статистических материалов. Им напечатаны статьи о разведении льна, о рыболовстве и охоте, о состоянии губернии, о Шуньгской ярмарке.

В Петрозаводске Павел Николаевич принял самое активное участие в организации публичной библиотеки, занимался составлением списков необходимых книг и журналов. Читатели избрали его первым директором библиотеки.

В 1867 г. Рыбников женился на дочери местного чиновника и уехал в польский город Калиш, куда был назначен вице-губернатором.

Умер Павел Николаевич Рыбников в 1885 году.

Л И Т Е Р А Т У Р А

Песни, собранные П.Н. Рыбниковым.- М.; Петрозаводск: Тип. А. Семена.- 1861-1864.

Ч.1: Народные былины, старины и побывальщины.- 1861.- 488, XXVI с.

Ч.2: Народные былины, старины и побывальщины.- 1862.- 354, CCCLXXI с.

Ч.3: Народные былины, старины, побывальщины и песни.- Петрозаводск: Губ. тип., 1864.- 460, LXXI с.

Рыбников П.Н. Песни, собранные П.Н. Рыбниковым: В 3 т.- 2-е изд.- М.: Сотрудник школы, 1909-1910.

Т.1- 1909.- 512 с., портр.

Т.2.- 1910.- 727 с.

Т.3.- 1910.- 432 с.

Песни, собранные П.Н. Рыбниковым: В 3 т.- Петрозаводск: Карелия, 1989-1991.

Т.1: Былины.- 1989.- 527 с.: портр.

Т.2: Былины.- 1990.- 640 с.

Т.3: [Песни, причитания, сказки и другие жанры].- 1991.- 365 с.

Рыбников П.Н. Русские народные былины, песни. Ч. 2.- М.: Совет. Россия, 1990.- 144 с.

Рыбников П.Н. родился 6 декабря (24 ноября по старому стилю) 1831 года в московской купеческой семье.
Он рано остался без отца, но будущий собиратель получил прекрасное гуманитарное образование.
В 1844 году поступил в 3-ю Московскую реальную гимназию. Учился П.Н. Рыбников все годы блестяще, несмотря на то, что с младших классов вынужден был давать уроки в связи с материальными трудностями. Закончил гимназию в 1850 году с серебряной медалью. С 1854 по 1858 гг. П.Н. Рыбников - студент филологического факультета Московского университета.
В годы студенчества окончательно сформировались демократические взгляды П.Н. Рыбникова, его научные интересы. В его квартире собиралась передовая молодежь, чутко откликавшаяся на современные события, здесь спорили об исторических судьбах русского народа, о смысле народности. Многие студенты, в том числе и П.Н.Рыбников, были занесены в списки политически неблагонадежных лиц, а потом сосланы в отдаленные губернии России.
П.Н. Рыбников был сослан в Петрозаводск и доставлен в город 3 марта 1859 года, а в конце мая его определили в штат губернской канцелярии. Ум, образованность, способности Рыбникова обратили на себя внимание начальства губернии. Необыкновенный ссыльный за несколько лет дослужился до советника губернского правления и получил некоторую свободу поездок по уездам.
Пользуясь этой возможностью, Павел Николаевич начал глубоко изучать культуру края. Он проехал свыше двух тысяч верст от Петрозаводска через Заонежье до границ Архангельской и Вологодской губерний, был в Пудоже и Каргополье.
Рыбников только лично записал двести былин от тридцати народных сказителей. Одновременно он записывал сказки, песни, причитанья, поверья и многое другое. За одну поездку в мае - июне 1860 г. Павел Николаевич записал восемьдесят былин от крупнейших певцов.
(о том, как работал П.Н.Рыбников на Севере см. Письма И.И.Срезневскому) .

«Песни, собранные П.Н. Рыбниковым» в четырех частях вышли с 1861 по 1867 гг.
Собрание былин стало известно не только в России, но и за границей. Западные ученые назвали «Песни...» одной из крупнейших книг своего времени. Однако открытие Рыбниковым «крупного очага былинной традиции не где-нибудь в Сибири, а рядом со столицей» вызвало немало недоверия в научных кругах России. Последующие поездки А.Ф.Гильфердинга блестяще подтвердили и умножили результаты Рыбникова.

П.Н. Рыбников трудился и над составлением статистических материалов. Им напечатаны статьи о разведении льна, о рыболовстве и охоте, о состоянии губернии, о Шуньгской ярмарке. В Петрозаводске Павел Николаевич принял самое активное участие в организации публичной библиотеки, занимался составлением списков необходимых книг и журналов. Читатели избрали его первым директором библиотеки.
В 1867 г. Рыбников женился на дочери местного чиновника и уехал в польский город Калиш, куда был назначен вице-губернатором.

Умер П.Н.Рыбников в 1885 г. .

Когда впервые были записаны былины, какую роль в изучении фольклора сыграл ссыльный выпускник Московского университета и как от него скрывались сказители Русского Севера

Подготовила Наталья Петрова

Первые записи былин появились в XVII веке и представляли собой не научную фиксацию фольклорной традиции, а развлекательное чтиво. Заманчиво оза-глав-ленные рукописи и печатные издания XVII-XVIII веков («История о слав-ном храбром и силном богатыре Илье Муромце сыне Ивановиче, о Соловье разбоинике», «Сказание о трех богатырех киевских, о славных витезех — о Илье Муромце, и о Михаиле Потоке Ивановиче, и о Олеше Поповиче») — это в ос-нов-ном литературно обработанные пересказы былинных сюжетов.

Титульный лист «Древних российских стихотворений, собранных Киршею Даниловым». Москва, 1818 год Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»​

История научной публикации былин начинается с так называемого «Сборника Кирши Данилова», точнее, с его второго издания 1818 года. Датируемая предположительно серединой XVIII века рукопись была создана в Юго-Западной Сибири для заводчика П. А. Демидова Прокофий Акинфиевич Демидов (1710-1788) — горнозаводчик, внук Никиты Деми-дова, русского промышленника петровских времен, основателя династии Демидовых. Прокофий Акинфиевич — один из самых колоритных деятелей Русского Просве-ще-ния — жертвовал деньги Москов-скому уни-верситету и учебным заведениям для сирот, также отличался самодурством и полным неуважением к чинам и дворянству. Екате-рина II отзывалась о нем как о дерзком болтуне. Кроме того, Демидов увлекался ботаникой и написал исследование о пчелах. и содер-жала 71 текст былин, исторических песен, скоморошин Скоморошина — термин без точных границ, которым пользуются для определения раз-лич-ных видов русского песенного (стихо-творного) фольклора с явно выраженным сатирическим, комическим, шутейным, паро-дийным началом, с откровенной установкой рассмешить, позабавить слушателей, высме-ять отдельные явления жизни. .

В 1804 году 26 текстов из нее были опубликованы Андреем Федоровичем Якубовичем (чиновником почтового ведомства, интересовавшимся литера-турным творчеством) под названием «Древние русские стихотворения». Из-дание ожидал закономерный для эпохи повышенного интереса к русской ста-ри-не успех. Рукопись была приобре-тена известным коллекционером Н. П. Румянцевым Николай Петрович Румянцев (1754-1826) — граф, русский государственный деятель, в годы Наполеоновских войн занимавший пост министра иностранных дел. Меценат, коллекционер Румянцевского музея — крупного собрания книг, монет, рукописей, других этнографических и исторических материалов в Петербурге, а затем и Москве (долгое время это был единственный в Москве общедоступный музей). , поручившим К. Ф. Калай-до-вичу подготовить второе издание.

В 1818 году были опубликованы «Древние российские стихотворения, собран-ные Киршею Даниловым», содержавшие, по сравнению с первым изданием, большее количество текстов (61), данных с минимальной правкой и предваряе-мых вступительной статьей Калайдовича, которую историки фольклористики называют первым исследованием русского эпоса. В то время (первая половина XIX века) былины считались утраченными «преданьями старины глубокой», отголосками древней традиции, уже не встречающимися в живом бытовании.

Каково же было изумление ценителей старины, когда в 1861 году начали публи-коваться «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым» (с 1861 по 1867 год вышли четыре части собрания) — «живой» русский эпос, записанный от крестьян Олонецкой губернии  Олонецкая губерния — ныне Республика Карелия. .

Павел Николаевич Рыбников. Фотография П. Павлова Wikimedia Commons

Открытию, превратившему Русский Север в «Исландию русского эпоса», способствовала бдительность россий-ского правительства в деле выявления политически неблагонадежных эле-ментов. Павел Николаевич Рыбников (1831-1885), филолог, выпускник Московского университета, был арестован в Черниговской губернии, где изучал культуру старообрядцев, и в 1859 году выслан в Петрозаводск. Образованный молодой человек стал чиновником губернской канцелярии. Положение ссыльного не помешало ему сделать блестящую карьеру: за 4 года он дослужился до должности советника губернского правления. Служебные командировки Рыбников совмещал с этнографическим изучением северного края.

Сообщение начальника Третьего отделения канцелярии императора олонецкому губернатору о причинах высылки на жительство в Петрозаводск кандидата Московского университета Рыбникова П. Н. 26 февраля 1859 года Причина высылки: «…подозрительные разъезды его по слободам Черниговской губернии, населенным преимущественно раскольниками, и неуместные рассуждения в обществе сих последних, также и прежнее поведение его в Москве, где он, быв студентом, имел у себя частые собрания, навлекавшие на себя подозрение по тем разговорам, которые вели посетители оных…» Национальный архив Республики Карелия

Первое знакомство исследователя с исполнением эпоса произошло во сне. Однажды застигнутый в дороге непогодой Рыбников заночевал у костра на пристани вЧуйнаволоке. Проснулся он от странных звуков «живого, причудливого и веселого» напева. Это старик Леонтий пел былину о Садке-купце. Распрощавшись со сном, Рыбников стал записывать услышанное.

Страница из письма Павла Николаевича Рыбникова в книжный магазин Н. Г. Овсянникова о продаже III части сборника «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым». 1864 год Национальный архив Республики Карелия

От своего первого информанта фольклорист узнал о других сказителях. Изъездив всю Олонецкую губернию, Рыбников записал около 200 былин.
Надо сказать, что сказители середины XIX века еще не имели привычки общаться с собирателями и воспринимали их интерес к себе весьма подо-зрительно. Рыбников однажды так напугал своего информанта, что тот пытался скрыться бегством в лесу.

«Едучи в Песчанскую волость, я услышал от извозчика, что в дер. Большой Двор есть хороший певец, только очень робкого характера. Приехал я на место и посылаю за этим крестьянином — он нейдет, другой раз посылаю, говорят — болен. Сел я на лошадь и поехал к его дому, и, не доезжая до избы, насмотрел человека — бежит к лесу. Проводник тут же мне и объяснил, что больной-то певец и бежит к лесу. Пустился я за ним, перегнал, пересек дорогу и, соскочив с лошади, заставил вместе с собою присесть на обрубок дерева. Видит мой беглец, что я помираю со смеха, и рассказал мне простодушно, что он „валил“ (выжег) лес, за это обвинен и осужден, и думал, что я приехал его наказывать».

Из письма П. Н. Рыбникова И. И. Срезневскому

Александр Гильфердинг. Гравюра по фотографии Генриха Деньера Из Собрания сочинений А. Гильфердинга, 1874

Открытие былин так ошеломило любителей древностей, что многие заподозрили здесь мистификацию и подлог. Сомнения развеяла экспе-диция в Олонецкую губернию, пред-принятая в 1871 годуАлександром Федоровичем Гильфердингом Александр Федорович Гильфердинг (1831-1872) — русский славяновед, фольклорист (собиратель и исследователь былин), член-корреспондент Петербургской академии наук. . Он записал свыше 300 былин (в том числе от сказителей, с которыми ранее работал Рыбников). В 1926-1928 го-дах по следам Рыбникова и Гильфердинга отправилась экспедиция братьев Соко-ловых Соколовы Борис Матвеевич (1889-1930) и Юрий Матвеевич (1889-1941) — фольк-лористы, литературоведы, издатели сбор-ников «Сказки и песни Белозерского края» (1915), «Поэзия деревни» (1926). . Им удалось записать 370 бы-лин и проследить, как изменилась севернорусская эпическая традиция за три-четыре поколения сказителей.

Рыбников Павел Николаевич

Р ыбников (Павел Николаевич, 1832 - 1885) - этнограф. Окончив курс в Московском университете по историко-филологическому факультету, он отправился собирать народные песни и сказания в Черниговскую губернию; вследствие сношений с тамошним старообрядческим купечеством, был арестован и в 1859 году административным порядком сослан в Петрозаводск. В 1861 году занял должность секретаря олонецкого губернского статистического комитета; впоследствии был вице-губернатором в Калише. В Олонецкой губернии Р. разыскал целый ряд певцов, знавших множество эпических сказаний (Леонтий Богданов, Козьма Романов, Никифор Прохоров и другие). Собранные им былины первоначально появились в "Олонецких Губернский Ведомостях" (1859 - 1860 годах), а затем и отдельным изданием (1861 - 1867). До Р. русская этнография знала, в области былин, только и немногие пьесы в "Памятниках великорусского наречия"; думали, что найти былины можно только где-нибудь в Сибири - и когда огромный запас их был отыскан недалеко от Петербурга, то первым впечатлением ученого мира было изумление и даже недоверие, тем более что Р. лишь в 3-м томе (Петрозаводск, 1864) подробно рассказал о своих странствиях по Олонецкому краю, о том, как был открыт им былинный эпос, как разыскивал он певцов, которых перечислил поименно, с указанием их местожительства и пр. И после этого оставалась, по-видимому, еще тень сомнения, пока поездка не подтвердила существование народно-поэтических богатств Олонецкого края. Другие труды Р.: "О льняной промышленности Пудожского уезда" ("Журнал Министерства Внутренних Дел", 1860 год, кн. 8); "Описание рукописей, доставленных в Императорское Археологическое Общество" ("Известия" этого общества, 1862 год, т. IV); "О каменных орудиях" (там же, 1864 год, т. V); "Заметки с дороги" ("Олонецкие Губернские Ведомости", 1862 год, № 43 - 45 и 48 - 49); "Сборник слов, употребляемых в Олонецкой губернии" ("Этнографический Сборник, изданный Императорским Русским Географическим Обществом", 1864, вып. VI).

Другие интересные биографии:

Ровно 150 лет назад состоялось открытие былин в Олонецкой губернии, совершенное ссыльным Павлом Николаевичем Рыбниковым. До этого считалось, что русский народ утратил свой эпос, его остатки были известны только по уральским записям Кирши Данилова. И вот оказалось, что совсем рядом с Петербургом существует живой очаг былинной традиции. К открытию привел случай - буря на Онежском озере…

Политический ссыльный Павел Николаевич Рыбников был доставлен в Петрозаводск 3 марта 1859 года. Ему было 27 лет от роду, за плечами - обучение в Московском университете, путешествия за границу, участие в студенческом демократическом кружке, поездки в Пермскую и Черниговскую губернии с целью изучения народного быта, фольклора, старообрядчества. Преподаватель петрозаводской гимназии В. Модестов так описал свое впечатление о нем: «Это был в то время высокий, стройный, сильный, очень красивый мужчина лет двадцати шести-двадцати семи, обращавший на себя внимание петрозаводского общества и своим блестящим образованием, и своим интересным положением (он жил в ссылке)…». Познания Рыбникова в философии, экономике, древней классической литературе приводили петрозаводское образованное общество в изумление.
Павла Николаевича определили на службу в штат губернской канцелярии, одновременно он выполнял обязанности секретаря губернского статистического комитета. В Петрозаводске он не оставил свои занятия этнографией и фольклором, они были своего рода отдушиной в застойной провинциальной жизни. В служебных поездках по уездам он вел диалектологическую работу, собирал памятники древности - археологические предметы, старинные монеты, рукописные книги. Но больше всего его привлекало изучение фольклора, в Петрозаводске он сразу услышал о том, что в Олонецком крае еще сохранились сказки, предания, былины, древние обычаи… Зимой 1860 года на Шуньгской ярмарке он встретил двух калик (нищих бродячих певцов), от которых записал духовные стихи. Сказителей былин отыскать никак не удавалось. О былинах, как говорил сам Рыбников, до него доходили только слухи.

И вот весной 1860 года он получил от местного начальства поручение по сбору статистических данных. Павлу Николаевичу предстояла поездка в Пудож. Он решил использовать командировку для сбора этнографических сведений и поехать не почтовым трактом, а озером. На общественной пристани он нашел сойму, прибывшую с Пудожского берега, и договорился с хозяином за небольшую плату. Пришлось долго ждать «поветери», т.е. попутного ветра, наконец, сойма вышла в озеро. Не успели путники дойти до Ивановских островов, как поднялся сильный встречный ветер, всю ночь гребцы боролись с волнами, и только к утру удалось пристать к Шуйнаволоку - лесистому мысу, на котором была пристань и только одна закопченная «фатера» - домик, в котором укрывались от непогоды путники. Далее стоит привести дословно рассказ самого П.Н. Рыбникова: «Около пристани было много лодок из Заонежья, и фатера народом полным-полна. Правду сказать, она была чересчур смрадна и грязна, и хоть было очень холодно, но не похотелось мне взойти в нее на отдых. Я улегся на мешке около тощего костра, заварил себе чаю в кастрюле, выпил и поел из дорожного запаса и, пригревшись у огонька, незаметно уснул. Меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления. Сквозь дрему я рассмотрел, что шагах в трех от меня сидит несколько крестьян, а поет-то седатый старик с окладистою белою бородою, быстрыми глазами и добродушным выражением в лице. Присоединившись на корточках у потухавшего огня, он оборачивался то к одному соседу, то к другому и пел свою песню, прерывая ее иногда усмешкою. Кончил певец и начал петь другую песню: тут я разобрал, что поется былина о Садке-купце, богатом госте.

Разумеется, я сейчас же был на ногах, уговорил крестьянина повторить пропетое и записал с его слов»:
Ай жил Садко-купец, богатый гость, Лег он спать на темную ночь, Выставал поутру раным-рано, Говорил к дружине ко хороброей: «Ай же ты, дружинушка хоробрая, Берите-ка бессчетной золотой казны И выкупите весь товар в Нове-граде…

Сказитель оказался Леонтием Богдановым из д. Середка Кижской волости. Рыбников стал тут же спрашивать, не знает ли он еще былин, на что Леонтий сказал, что знает очень много. Но, как оказалось, он пел неполные варианты, к тому же не досказывал слова. Павел Николаевич настолько жадно слушал былины, что ему даже не очень хотелось их записывать. Впечатление было потрясающим! Вот как он потом вспоминал: «Много я впоследствии слыхал редких былин, помню древние превосходные напевы; пели их певцы с отличным голосом, с мастерскою дикциею, а по правде скажу, не чувствовал уже никогда того свежего впечатления, которое произвели плохие варианты былин, пропетые разбитым голосом старика Леонтья на Шуйнаволоке».

Случайная встреча с Л. Богдановым положила начало новым открытиям. Заонежские крестьяне оказались столь радушными, так упрашивали Павла Николаевича поехать с ними, что он согласился, предчувствуя новые встречи со сказителями. На сойме Ошевнева он прибыл в д. Середка и остановился в доме Леонтия Богданова. Тот обещал показать все: хоть провезти по всем Кижам - губам и островам, хоть показать, где медная руда добывается, хоть на Святой наволок, где растут всякие полезные травы, хоть свести с лучшими сказителями.

По словам Леонтия, лучшими сказителями во всем Заонежье были его сосед по деревне Трофим Григорьевич Рябинин и Козьма Иванович Романов из д. Лонгасы Сенногубского погоста. Рыбников захотел тут же встретиться с Рябининым, но Леонтий его остановил: сначала к нему надо наведаться, договориться, поскольку мужик он гордый и упрямый, если его наперед не уломать, то потом можно от него ничего не добиться.

Вечером следующего дня жители д. Середка пришли гурьбой в дом Леонтия. Они стали рассказывать Рыбникову местные предания о панах, о Петре Первом, и вдруг в избе появился еще один человек - это был Трофим Григорьевич Рябинин. Вот как описал первое впечатление о встрече с ним Павел Николаевич: «…Через порог избы переступил старик среднего роста, крепкого сложения, с небольшой седеющей бородой и желтыми волосами. В его суровом взгляде, осанке, поклоне, поступи, во всей его наружности с первого взгляда были заметны спокойная сила и сдержанность». После знакомства Рыбников стал просить Трофима Григорьевича спеть что-нибудь из былин, на что сказитель заявил, что поскольку идет время поста, мирских песен петь нельзя, надо петь духовные стихи. Но ему, видно, и самому не терпелось спеть былину, и долго уговаривать его не пришлось. Однообразный напев и глуховатый голос сказителя вполне компенсировались его удивительным умением сказывать, что придавало «особенное значение каждому его стиху»,- по словам собирателя. Он во время исполнения бросал перо и жадно слушал, потом нехотя возвращался к записи. Вот первые стихи, которые услышал Рыбников от Трофима Григорьевича:

У ласкова князя у Владимира Был хорош пир-пированьице На всех на князей и на бояр, На всех могучих русских богатырей. Было на том пиру две вдовы…
Несколько дней записывал Рыбников былины Трофима Григорьевича, а потом отправился в Лонгасы к Козьме Романову, слепому старику, который также был прекрасным сказителем.

Кроме них в первую поездку собиратель познакомился с Василием Петровичем Щеголенком и его племянницей в д. Боярщина. Щеголенка, крестьянского портного, он застал за шитьем одежды для одного из соседей. Былины он распевал за работой. От него Павел Николаевич впервые услышал превосходную былину «Каково жить птицам на Руси и за морем»:

Отчего, братцы, зима становилась? Становилась зима от морозов. Отчего, братцы, становилась весна красна? Весна красна становилась от зимы холодной…

В первую поездку Рыбников узнал имена многих сказителей как из Заонежья, так и из других районов, ведь слава о них распространялась далеко за пределы деревень, в которых они жили. В его списке были заонежане Терентий Иевлев, Андрей Сарафанов, П.И. Корнилов, Прохор с Волкострова и другие, несколько мастеров с Пудожского берега. На лодке Леонтия Богданова Рыбников переправился на Пудожское побережье. Познакомившись с несколькими деревнями, он сделал для себя вывод, что население Заонежья и Пудожья имеет одно и то же происхождение. Особенно плодотворной была его поездка на Купецкое озеро, в д. Бураковой он записывал хорошего певца Никифора Прохорова.

В этом путешествии Павел Николаевич сильно повредил руку, и ему пришлось верхом по болотам и камням добираться до Шалы, а потом пересесть в лодку, чтобы вернуться в Петрозаводск. На его счастье, лодочник, который так и остался в записях без имени («шальский лодочник)», оказался прекрасным сказителем, и в пути Рыбников записал от него отличные былины о Сухмане, Василии Буслаевиче, Соловье Будимировиче.

Впоследствии поиски сказителей продолжились на Водлозере, в Колодозере, Кенозере, Каргополе и других местах. Благодаря самоотверженной собирательской работе, сопряженной не только с преодолением труднопроходимых дорог, но и препятствий, которые чинили полиция и начальство Рыбникову как ссыльному, была собрана большая коллекция былин. Павлу Николаевичу удалось издать их в четырех частях, причем первая часть благодаря упорной работе, была подготовлена необыкновенно быстро, она вышла уже в 1861 г. Эта публикация стала настоящим крупным событием в культурной жизни России, оказалось, что у русского народа есть свой эпос, есть настоящие мастера - эпические певцы! Олонецкий край был назван «Исландией русского эпоса». Публикация «Песен, собранных П.Н. Рыбниковым», повлекла за собой открытие былин в других районах Русского Севера собирателями, последовавшими примеру П.Н. Рыбникова - человеку, в полной мере выполнившему свой гражданский долг перед Отечеством.

Валентина КУЗНЕЦОВА, начальник отдела фольклора


© 2024
bmwday.ru - Ваз, Lada - Автомобильный портал