01.02.2023

Новое учение» Феодосия Косого. Значение косой феодосий в краткой биографической энциклопедии Велосипедистка с косой


монах Кирилло-Белозерского монастыря. Беглый холоп. С 1551 начал распространение т. н. "Нового учения". Отвергал официальную церковь, основные догматы христианства, обряды и таинства, проповедовал идеи равенства людей. В 1553 привлечен по делу М. Башкина, бежал в Литву.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Феодосий Косой

Еретик, был холопом одного из московских бояр. "Улучив свободу мужеством и разумом своим", он бежал от господина на коне и с "имением" (так как занимал среди господских холопов видное положение.) к заволжским старцам в Порфириеву пустынь и там постригся в монашество. Ф. был учеником известного Артемия (Пустынника), бывшего в 1551 г. игуменом Троице-Сергиевой лавры и осужденного на соборе 1553 года за еретичество. С 1551 г. Ф. был в Новоезерском монастыре на Белоозере, откуда в 1554 г. прибыл в Москву и за еретичество был заключен в одном из московских монастырей, откуда бежал с единомышленниками в Литву, скрывая свой след переменою "множицею" одежд и имен. Беглецы прибыли в Витебскую губернию и основались в местности "Усо-чорт", проповедуя свое учение; Ф. вскоре женился на какой-то вдове-еврейке, но, преследуемый православным духовенством за иконоборческие идеи, должен был удалиться в глубь Литвы, где, вероятно, проживал у какого-либо пана в качестве религиозного проповедника. Ф. хорошо знал Ветхий и Новый Завет и святоотеческие сочинения св. Иоанна Златоуста и Вас. Великого. Последние дни Косого и время смерти его неизвестны, - не оставил он и письменных памятников своего учения, оно известно лишь от третьих лиц в церковно-полемических памятниках: "Истины показание к вопросившим о новом учении" и "Многословное послание" - оба принадлежат иноку Отенского монастыря Зиновию и написаны в 1565-1566 гг. Одни считают Косого зависимым от учения антитуленитариан, другие называют его преобразователем ереси жидовствующих в христианский рационализм, иные признают его самобытным, возникшим на почве домашнего критицизма, направленного против крайностей внешне-обрядового благочестия и нравственных непорядков. "Не права у вас вера, - говорил Косой, - вы только Бога гневите своим мнимым благочестием"; он отрицал троичность лиц в Божестве, божество Христа, запрещал почитать Богоматерь, святых и их нетленные мощи; отвергал иконы, почитание креста, богослужение, таинства, обряды посты, иерархию, монашество, святоотеческие писания и предания, жития святых - словом, все, что составляет сущность православия, отвергал всякую власть, все гражданские обязанности, подрывал семейный быт, отвергая уважение к родителям, целомудрие и благоприличие; в этом у него много общего с русским рационализмом XVI века. История не сохранила точных сведений о последователях Косого в России, кроме вопрошавших инока Зиновия клирошан; в Витебске последователи Косого сделались кальвинистами; после Косого плеяда русских еретиков обрывается до XVIII века.

Что касается до учения Феодосия Косого, то оно с большею подробностию и в более резких чертах представлено его последователями, тремя клирошанами, в первом сочинении Зиновия. А православные, писавшие к Зиновию из Литвы о некоторых, и притом важнейших, частях этого учения, даже вовсе не упомянули - может быть, потому, что сами о них еще не слышали, - зато упомянули о некоторых других пунктах этого лжеучения, о каких ничего не сказали Зиновию названные клирошане. Надобно иметь в виду оба сочинения Зиновия, чтобы составить по возможности полный очерк лжеучения Косого и его товарищей.

1. Исходною точкою всего лжеучения Косого была та же самая, что и еретиков жидовствовавших, или новгородских. Он утверждал, что истинные, "столповые" книги суть только книги Моисеевы и вообще ветхозаветные: в них одних содержится истина, их должно читать, а других книг читать не должно, потому что в них нет истины. И этими-то "ветхими книгами", которые Косой постоянно носил в руках и давал читать другим, он старался "отвращать людей от Евангелия Христова". Впрочем, чтобы легче совращать христиан, он, как это делали и жидовствовавшие, пользовался и книгами Нового Завета, принимал их все, кроме Послания к евреям, хотя толковал по-своему и не равнял с ветхозаветными. Вслед за унижением Священного Писания Нового Завета Косой еще более уничижал священное предание, правила Церкви, писания святых отцов и говорил, что все это - предания человеческие, писания ложные, что читать их не должно и бесполезно. И однако ж, для удобнейшего распространения своих мыслей между христианами ссылался иногда и на правила Соборов и пользовался Постническою книгою святого Василия Великого, Маргаритом святого Златоуста. Опираясь, таким образом, на книгах Моисеева закона и отвергая Божественное достоинство новозаветного Откровения, Косой, естественно, вслед за тем отвергал все, что только есть в христианстве собственно христианского, как прежде поступали и жидовствующие.

2. Косой отвергал христианские догматы, и в частности:

а) отвергал таинство Пресвятой Троицы, указывая на известные изречения Ветхого Завета, что Бог един есть,
б) отвергал Божество Иисуса Христа и называл Его простым человеком, сотворенным от Бога;
в) отвергал самую нужду в Воплощении Бога и искуплении человека;
г) отвергал святые таинства: крещение, покаяние, Евхаристию и видел в последней только хлеб и вино, а не Тело и Кровь Христову;
д) отвергал призывание и почитание Пресвятой Богородицы и всех вообще святых, равно как все их чудеса, мощи, самые даже жития, которые называл соблазнительными и запрещал читать;
е) отвергал молитвы за умерших.

3. Косой отвергал всю христианскую внешность, или церковность, и христианские учреждения. Крест Христов и святые иконы называл кумирами или идолами, христианские церкви - кумирницами, христианское богослужение - идольскою службою, епископов и священников - идольскими жрецами. И потому учил: иконы и кресты сокрушать, а не поклоняться им, в церкви не ходить и не носить в них просфор и свечей, церковных служб и молитв бегать, к священникам и епископам не обращаться и не слушать их как учителей ложных; вообще никакого внешнего богослужения и поклонения не творить, а поклоняться Богу духом и истиною. На митрополита, епископов и игуменов Косой нападал в особенности за то, что они будто бы были чужды духа любви и кротости, преследовали еретиков и не принимали от них даже покаяния. Косой отвергал все церковные посты, называя их преданием человеческим и считая их непотребными. Вооружался против монастырей с их уставами и обычаями, называя все это также преданием человеческим, а особенно восставал против права монастырей владеть селами, ссылаясь, между прочим, на старца-князя Вассиана и Максима Грека.

4. Косой простерся еще далее, по крайней мере, когда жил в Литве, и, вопреки не только христианского, но и ветхозаветного откровения, восставал против некоторых начал быта семейного и общественного. Не должно, учил еретик, почитать родителей и именовать отцов, ибо сказано: Не нарицайте себе отца на земли, един есть отец ваш Бог. Не должно повиноваться никаким земным властям и начальствам и платить им дань: между христианами вовсе не подобает быть властям. Не должно помогать бедным, сирым, вдовицам, хромым, слепым и вообще нищим, ибо нищие - псы, а написано: Несть добро отъяти хлеба чадом и поврещи псом.

Нет никаких данных для того, чтобы выводить лжеучение Косого с запада Европы чрез Литву или Польшу. Напротив, известно, что он начал свое лжеучение на Белоозере, где бродили тогда вольные идеи между монахами, и даже прямо называется вместе с своими товарищами учеником одного из белозерских старцев - Артемия. Сам Косой, по свидетельству Зиновия, не был ни "философ, ниже мало учен слову" и часто не понимал ни того, что говорил, ни того, что утверждал, но он был слишком дерзок и принятое от других распространял с возмутительною наглостию. По своему существу и началам лжеучение Косого однородно с ересию жидовствовавших, но имеет еще более отрицательный характер и доведено до последних крайностей; однородно и с лжеучением Башкина, хотя последнее известно нам с меньшею подробностию. Против ереси жидовствовавших написал свою книгу преподобный Иосиф Волоколамский; этою же книгою обличал Собор ересь Башкина; на эту самую книгу нападал и запрещал читать ее и Феодосий Косой потому, как объясняет Зиновий, что "в книге той, яко в зерцале, ересь его обличается". На лжеучение Косого можно смотреть как на последнее слово того антихристианского направления, которое началось у нас в конце XV столетия с ересию жидовствовавших и продолжалось более или менее явно до половины XVI в. и против которого после Иосифа Волоцкого должен был бороться еще митрополит Даниил, а равно как на последнюю степень развития тех антицерковных идей, направленных в особенности против властей церковных за преследование еретиков, против монашества, против церковных и монастырских имуществ, которые (идеи) так долго и упорно отстаивал князь-старец Вассиан. В России Косой проповедовал свое лжеучение только около трех лет (1552-1555) и не мог приобресть многих последователей; но в Литве он представляется действующим даже в 1575 г. вместе с товарищем своим Игнатием, также женившимся, и в столь долгое время мог увлечь весьма многих. Не напрасно Зиновий заметил, что как "Восток развратил дьявол Бахметом, а Запад - Мартином немчином (Лютером)", так и "Литву - Косым".

История Русской церкви. Мит.Макарий. 6 том.

феодосий косой

еретик, монах Кирилло-Белозерского монастыря, из беглых холопов. С 1551 распространял "Новое учение". Отвергал феодальную церковь, основные догматы, обряды и таинства, проповедовал социальное и политическое равенство людей. В 1553 привлечен по делу М. Башкина, бежал в Литву.

Феодосий Косой

(гг. рождения и смерти неизвестны), глава еретического течения, идеолог крестьянства и городской бедноты 16 в. в борьбе против официальной церкви и феодального строя. По происхождению холоп. В конце 40-х гг. бежал из Москвы на Белоозеро и постригся в монахи, затем перешёл в монастырь на Новоозере, где с 1551 начал пропаганду т. н. «Нового учения». Ф. К. подверг критике основные догматы христианства: о божественной природе Христа, о воскресении мёртвых и др., отрицал святых и чудеса, призывал не поклоняться иконам, выступал за уничтожение института монашества. Отвергая официальную церковь, Ф. К. проповедовал идеи равенства всех людей, отвергал всю систему феодального господства и подчинения, считал «спасение» человека делом его собственных рук, призывал к ликвидации войн и эксплуатации. Подвергался критике со стороны Зиновия Отенского. В 1553 в связи с делом М. Башкина заключён в один из московских монастырей, но бежал в Польшу, где оказал серьёзное влияние на формирование радикального движения антитринитариев. (См. Ереси в России.)

Лит.: Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV √ первой пол. XVI вв., М., 1960.

Википедия

Феодосий Косой

Феодосий Косой - один из представителей религиозного движения XVI века, глава еретического течения, идеолог крестьянства и городской бедноты XVI в. в борьбе против официальной церкви и феодального строя

«Москвитянин, раб единого от честных слуг царевых », Косой бежал (около 1551 года) в пределы Белоозера, принял монашество и вместе с другими бежавшими рабами основался на Новоозере. По-видимому, ещё до бегства Косой успел завоевать особое уважение; сообщают, что «во мнишестве ему бе угождая господин его ». В заволжских пустынях Косой познакомился с Артемием, учеником Нила Сорского.

Назначение Артемия игуменом Троице-Сергиева монастыря поставило Косого в положение руководителя и организатора кружка монахов, отрицательно относившихся ко многим сторонам тогдашней религиозно-общественной жизни. Деятельность Косого скоро обратила на себя внимание властей, и его с единомышленниками взяли в Москву на суд. Во время производства следствия, в 1554 году, Косой бежал в Литву, где нашёл благоприятные условия для пропаганды своего учения.

(гг. рожд. и смерти неизв.) - глава одного из радикальных еретических течений, идеолог крестьянства и низов посада в борьбе против феод. строя и офиц. церкви в России сер. 16 в. Будучи холопом, Ф. К. в конц. 40-х гг. 16 в. бежал из Москвы на Белоозеро и постригся в монахи. Обосновавшись затем на Новоозере, в 1551 начал пропагандировать созданное им т. н. "Новое учение". В 1553 привлечен по делу Матвея Башкина и заключен в один из моск. монастырей, но бежал в Литву. "Новое учение" Ф. К. оказало влияние на формирование радикального течения в среде польско-лит. антитринитариев. В своем учении Ф. К. подверг критике осн. догматы православной церкви (о божеств. природе Христа, об искупительном характере его жертвы, о посмертном воскресении мертвых и др.), отрицал святых и чудеса, необходимость поклонения иконам и кресту и призывал к уничтожению монашества. Ф. К. отвергал не только феод. церковь с ее иерархией, догматами и обрядами, но и всю систему феод. эксплуатации, выступал против войн, проповедовал равенство всех людей. "Новое учение" Ф. К. свидетельствовало об идейном оформлении крестьянско-плебейских еретич. движений в России.

Лит.: Корецкий В. И., К вопросу о социальной сущности "Нового учения" Феодосия Косого, "ВМГУ", 1956, No 2; Зимин A. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958; Клибанов А. И., Реформац. движения в России в XIV - первой пол. XVI вв., М., 1960.

  • - нарк. см....

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - КОСО́Й ФЕОДО́СИЙ см. Феодосий Косой...

    Философская энциклопедия

  • - глава одного из радикальных еретических течений, идеолог крестьянства и низов посада в борьбе против феод. строя и офиц. церкви в России сер. 16 в. Будучи холопом, Ф. К. в конц. 40-х гг. 16 в. бежал из...

    Советская историческая энциклопедия

  • Большая биографическая энциклопедия

  • - еретик, беглый холоп, укрывшийся в монастыре на Белом озере, где принял монашество...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - глава еретического течения, идеолог крестьянства и городской бедноты 16 в. в борьбе против официальной церкви и феодального строя. По происхождению холоп...

    Большая Советская энциклопедия

  • - еретик, монах Кирилло-Белозерского монастыря, из беглых холопов. С 1551 распространял "Новое учение"...
  • - Феодо́сий I, или Великий, римский император с 379. В 380 утвердил господство ортодоксального христианства, преследовал ариан и приверженцев язычества...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Образовано от той же основы, что и коса. Поскольку это орудие имеет изогнутую форму, значение прилагательного не вызывает сомнений...

    Этимологический словарь русского языка Крылова

  • - Общеслав...

    Этимологический словарь русского языка

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - непрямой, неравнобежный с тем направлением, о котором идет речь. Косая стена, столб, неотвесный, наклонный, покляпый: косой пол, притолока, лежащий не по уровню, одним краем, концом ниже...

    Толковый словарь Даля

  • - КОСО́Й, -ая, -ое; кос, коса, косо, косы и косы. 1. Расположенный наклонно к горизонту, к поверхности, не отвесный. К. дождь. К. почерк. 2. То же, что кривой. Косая рама. 3. То же, что косоглазый. К. мальчик...

    Толковый словарь Ожегова

  • Толковый словарь Ушакова

  • - 1. КОСО́Й1, Косая, косое; кос, коса, косо. 1. Расположенный наклонно к горизонтальной плоскости, не отвесный. Косой дождь. Косые лучи солнца. Дождь падал косо. 2...

    Толковый словарь Ушакова

  • - Пск. Бран. То же, что бес зашлой. ПОС 1, 185...

    Большой словарь русских поговорок

"ФЕОДОСИЙ КОСОЙ" в книгах

Косой

Из книги Солдатская сага автора Бобров Глеб Леонидович

У «дипломатики косой»

Из книги В садах Лицея. На брегах Невы автора Басина Марианна Яковлевна

У «дипломатики косой» Пушкин был выпущен из Лицея в чине коллежского секретаря. Не успел он приехать в северную столицу, как его вместе с другими шестью лицейскими сразу же зачислили на службу в Коллегию иностранных дел.Будущим дипломатам надлежало принять присягу. Это

КОСОЙ

Из книги Файзабад автора Бобров Глеб Леонидович

КОСОЙ Был у нас в роте весельчак и балагур, нескучный одессит Ванька Косоговский по прозвищу Косой (фамилия изменена). Когда наш призыв прибыл в четвертую мотострелковую, он уже успел отслужить полгода в должности оператора-наводчика. Машины, правда, у него не было, и в

Чуть что, так косой

Из книги Эдуард Стрельцов. Насильник или жертва? автора Вартанян Аксель

Чуть что, так косой Было бы нелепо подвергать сомнению необходимость строгих мер в отношении нападающего «Торпедо» и сборной, совершившего серьезный проступок. Речь о другом – почему опять наказали одного Стрельцова?Нарушали режим (попросту выпивали) во второй

А вот и старуха с косой

Из книги Что нас ждет, когда закончится нефть, изменится климат и разразятся другие катастрофы XXI века автора Кунстлер Джеймс Говард

А вот и старуха с косой Пятьдесят лет легкой жизни с таким чудом, как антибиотики, способствовали развитию чувства чрезмерной самоуверенности, которое охватило промышленные государства в начале XIX века. Оспа была уничтожена. Корь тоже побеждена. От болезней,

А вот и старуха с косой

Из книги Что нас ждет, когда закончится нефть, изменится климат, и разразятся другие катастрофы автора Кунстлер Джеймс Говард

А вот и старуха с косой Пятьдесят лет легкой жизни с таким чудом, как антибиотики, способствовали развитию чувства чрезмерной самоуверенности, которое охватило промышленные государства в начале XIX века. Оспа была уничтожена. Корь тоже побеждена. От болезней, передающихся

7.3. ВАСИЛИЙ КОСОЙ

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

7.3. ВАСИЛИЙ КОСОЙ ВАСИЛИЙ КОСОЙ, правил в 1434 году. Причем правил только один месяц , т.5, глава 3, столбец 154. См. также , часть 3, т.5, с.240. Западно-европейские хронисты назвали его так: Габсбург ИОССИЙ или ИОДОК МАРХИОН МОРАВСКИЙ, и отнесли его правление к 1410 году , лист 340

Василий Косой

Из книги автора

Василий Косой Правил в 1434 году, причем только один месяц , т. 5, столбец 154; , часть 3, т. 5, с. 240. Западноевропейские хронисты назвали его так: Габсбург Иоссий или Иодок Мархион Моравский, и отнесли его правление к 1410 году , лист 340, оборот. После вступления на престол он

Косой Был у нас в роте весельчак и балагур, нескучный одессит Ванька Косоговский по прозвищу Косой (фамилия изменена). Когда наш призыв прибыл в четвертую мотострелковую, он уже успел отслужить полгода в должности оператора-наводчика. Машины, правда, у него не было, и в

Косой дождь

Из книги Конец года. Фаблио (сборник) автора Меркушев Виктор Владимирович

Косой дождь Он не мог смотреть на землю иначе, нежели свысока. Однако земля всегда хотела и ждала дождя, чего нельзя было сказать о людях, брезгливо отгораживающихся от него крышами и зонтами.Дождь знал об этом и норовил ударить сбоку так, чтобы сделать бессмысленными

Велосипедистка с косой

Из книги Статьи из журнала «Фокус» автора Быков Дмитрий Львович

Велосипедистка с косой Некоторые полагают, что украинским Путиным - то есть замирителем, уравнителем и стабилизатором - может стать Юлия ТимошенкоВ принципе, это не исключено: ниша втягивает не того, кто больше всех подходит стране, а кто ближе оказался. Личные качества

Старуха с косой

Из книги Оберег автора Гончаров Александр Михайлович

Старуха с косой Легендарному сыщику Виктору Кусову, на жизнь которого трижды покушались. - Что пристала, что ходишь за мной? То отступишь, то вновь за спиной. Сгинь, Старуха!.. - Уж больно хорош. Ум, смекалка, к работе пригож… - Не преследуй, отстань, отпусти! Душу спас,

«Москвитянин, раб единого от честных слуг царевых », Косой бежал (около 1551 года) в пределы Белоозера , принял монашество и вместе с другими бежавшими рабами основался на Новоозере. По-видимому, ещё до бегства Косой успел завоевать особое уважение; сообщают, что «во мнишестве ему бе угождая господин его ». В заволжских пустынях Косой познакомился с Артемием , учеником Нила Сорского .

Положительная сторона проповеди Косого заключалась, по-видимому, в стремлении восстановить христианство в его первобытной чистоте, вернуть его ко временам апостолов . Отрицая весь современный церковный строй и иерархию , Косой учил духовному поклонению Богу, требовал нравственной жизни и деятельности, согласной с евангельскими заповедями .

Суждения учёных о генезисе учения Косого не единообразны. Одни рассматривают это учение как явление самобытное; другие придают много значения иностранному (лютеранскому) влиянию. И те, и другие ставят учение Косого в связь с ересью Башкина и деятельностью заволжских старцев . Ф. Калугину кажется наиболее вероятным, что ересь Косого, «возникшая на почве домашнего критицизма, была резким и уродливым выражением того обличительного направления, какое характеризует всю литературную деятельность Максима Грека и которое, сосредоточившись в заволжских пустынях, наиболее рельефно и резко было заявлено В. Патрикеевым и игуменом Артемием ».

В Литве отрицательное направление Косого получило теоретическое обоснование под воздействием протестантизма и антитринитарианских идей.

Литература

  • Статьи И. Емельянова: «О происхождении учения Башкина и Косого», «Учение Феодосия Косого» и «Полемика против учения Косого» (все три в «Трудах Киевской Духовной Академии», 1862);
  • И. Малышевский , «Подложное письмо половца Ивана Смеры к князю Владимиру» (id., 1876, том II);
  • Ф. Калугин, «Зиновий, инок Отенский» (Санкт-Петербургская Библиотека, 1894).

Примечания

Источник

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Косой Феодосий (на сайте rulex.ru)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Феодосий Косой" в других словарях:

    Еретик, монах Кирилло Белозерского монастыря, из беглых холопов. С 1551 распространял Новое учение. Отвергал феодальную церковь, основные догматы, обряды и таинства, проповедовал социальное и политическое равенство людей. В 1553 привлечен по… … Большой Энциклопедический словарь

    Еретик, монах Кирилло Белозерского монастыря, из беглых холопов. С 1551 распространял «Новое учение». Отвергал официальную церковь, основные догматы, обряды и таинства, проповедовал идеи равенства людей. В 1553 привлечён по делу М. Башкина, бежал … Энциклопедический словарь

    Еретик, был холопом одного из московских бояр. "Улучив свободу мужеством и разумом своим", он бежал от господина на коне и с "имением" (так как занимал среди господских холопов видное положение.) к заволжским старцам в… … Большая биографическая энциклопедия

    - (гг. рождения и смерти неизвестны) глава еретического течения, идеолог крестьянства и городской бедноты 16 в. в борьбе против официальной церкви и феодального строя. По происхождению холоп. В конце 40 х гг. бежал из Москвы на Белоозеро и… … Большая советская энциклопедия

    - (гг. рожд. и смерти неизв.) глава одного из радикальных еретических течений, идеолог крестьянства и низов посада в борьбе против феод. строя и офиц. церкви в России сер. 16 в. Будучи холопом, Ф. К. в конц. 40 х гг. 16 в. бежал из Москвы на… … Советская историческая энциклопедия

    - (гг. рожд. и смерти неизв.) – представитель крест. плебейской ереси сер. 16 в. Будучи холопом, в конце 1540 х гг. бежал из Москвы от своего господина на Белоозеро, где постригся в монахи. С 1551 начал выступать как религ. реформатор и… … Философская энциклопедия

    Феодосий Косой - ФЕОДÓСИЙ КОСÓЙ, еретик, монах Кирилло Белозерского монастыря, из беглых холопов. С 1551 распространял Новое учение. Отвергал офиц. церковь, осн. догматы, обряды и таинства, проповедовал социальное и полит. равенство людей. В 1553 привлечён по… … Биографический словарь

    Феодосий Косой один из представителей религиозного движения XVI века, глава еретического течения, идеолог крестьянства и городской бедноты XVI в. в борьбе против официальной церкви и феодального строя «Москвитянин, раб единого от честных слуг… … Википедия

    Косой: Прозвище Василий Косой великий князь московский Вассиан Косой вождь нестяжателей Феодосий Косой богослов XVI века Часть фамилии Василий Иванович Косой Оболенский Заяц Косой другое название персонажа мультфильмов Заяц См.… … Википедия

    См. Феодосий Косой. Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 1970 … Философская энциклопедия


© 2024
bmwday.ru - Ваз, Lada - Автомобильный портал