01.02.2023

Король эдберг. Значение слова эгберт в биографиях монархов. Причина, вызвавшая ослабление Уэсекса


Великобритания, или Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (англ. The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland) является островным государством на северо-западе Европы. В его состав входят четыре т.н. исторические провинции: Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. У каждой из них своя история. И когда речь идет о первом короле, имеется в виду именно король Англии.

Королевство Англия существовало с 927 по 1707 гг. Когда произошло объединение с королевством Шотландия, то Англия трансформировалась в Королевство Великобритании. Формально титул короля (королевы) Англии утратил свое значение в 1707 году. Однако он употребляется и по сей день. На сегодняшний момент монархом Соединенного Королевства является Елизавета II.

Начало Англии

История Англии неразрывно связана с вторжениями. Первыми племенами, которые вторглись на ее территорию, были германские племена англов, саксов, ютов, фризов. Эти племена создали несколько государств на территории Британии. Однако ранее на острове появились гоминиды. В течение двух веков до нашей эры (IX-VIII) в Британию мигрировали кельты. В I н.э. они оказались под властью римлян.

Конец римской власти настал в 410 г. н.э. На остро вторглись анлосаксы, которые образовали 7 своих королевств и стали главными правителями на этой земле, кроме территории Уэльса и Шотландии.

В IX веке на землю Англии начались периодические набеги викингов. В начале XI в. Англией правили датские короли. В 1066 г. в земли Англии вторглись отряды норманнов и завоевали страну. На протяжении Средних веков Англия прошла через множество гражданских войн и битв с другими европейскими народами (в т. ч. Столетняя война).

Первый король Англии

Первым королем Англии принято считать Эгберта, который был правителем в 802-839 гг. Историки относят Эгберта к первому королю Англии, т.к. он объединил большинство земель Англии под властью одного правителя. Сам Эгберт не использовал титул короля официально, его употребил в своей титулатуре Альфред Великий.

Эгберт относится к боковой ветви Уэссекской династии. Эта династия не занимала престол Уэссекса несколько поколений. Король Уэссекса Киневульф был убит в 786 году, и трон оказался пустым. Эгберт получил престол не сразу. Сначала он боролся за ним, но проиграл и нашел прибежищепри дворе Карла Великого, при котором провел три (III) года. По другим источникам срок его пребывание при Карле Великом составил 13 (XIII) лет. Возможно, имело место ошибка переписчика. Так или иначе Эгберт покинул свою страну в 789 году.

Пребывание при дворе Карла Великого пошло Эгберту на пользу. Он изучил военное искусство и освоил науку управления государством. В 802 году Эгберт становится королем Уэссекса при поддержке Карла Великого и папы римского.

Спустя 23 года своего правления в 825 году Эгберт в битве при Эллендуне одолел Бернвульфа, короля Мерсии. Последствием этой битвы стало признание господства Уэссекса по всей Англии. В 829 году Эгберт двинул свою армию на север, чтобы подчинить Мессию. Та не могла оказать сопротивления и признала власть Уэссекса. Эгберт получил контроль над Лондонским монетным двором, который начал выпускать монеты Эгберта, на которых стоял его титул, как короля Мерсии.

Эгберт на протяжении своего правления вел постоянные войны с Уэльсом, желая подчинить земли валлийцев. В 830 году он опустошил Уэльс и даже сжег епископскую резиденцию. Незадолго до своей смерти он смог одолеть столицу уэльского княжества и велел всем жителям покинуть государство. Эгберту подчинился остров Мона, центр кельтской религии. Таким образом Эгберт стал верховным государем всей Англии.

Но несмотря на все свои достижения Эгберт не смог сохранить своего положения. В конце правления он столкнулся с нападениями викингов. За год до смерти Эгберта (838 г.) восстали бритты Корнуолла.

Король Эгберт умер 4 февраля 839 года. Его были похоронили Винчестерском соборе, а потомки стали называть его восьмым бретвальдом. Срок правления Эгберта составил 37 лет и 7 месяцев.

Этельстан
дочь: Эдита

Партия: Образование: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Сайт: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Монограмма : Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

Происхождение

Эгберт происходил из боковой ветви Уэссекской династии , несколько поколений которой не занимали престол Уэссекса . Он был сыном Эалмунда (видимо, короля Кента), внуком Эафы, правнуком Эоппы, праправнуком Ингильда, брата знаменитого короля западных саксов Ины . Имя матери Эгберта неизвестно.

Приход к власти

Столкновение с Мерсией

Немного известно о первых двадцати годах царствования Эгберта, но считается, что он успешно отстаивал независимость Уэссекса от Мерсии , которая тогда доминировала над другими англо-саксонскими королевствами. Уже в первый год его правления Этелмунд, элдормен области Хвиссе (или Хвикке), ранее бывшей отдельным королевством, но к тому времени ставшей частью Мерсии, переправился через Темзу и вторгся на территорию Уэссекса . У Кемпсфорда он был встречен уэссекским элдорменом Вокстаном (Weohstan, Wulstan) , предводительствующим войском из Уилтшира . В происшедшей жестокой сече уэссексы одержали победу, но оба предводителя войск, как Этелмунд, так и Вокстан, пали в этом бою.

После этого сражения отношения между Мерсией и Уэссексом не прослеживаются более двадцати лет. Кажется, что Эгберт не имел никакого влияния вне границ своего королевства, но с другой стороны нет никаких свидетельств, что он когда-либо подчинялся мерсийскому королю Кенвульфу . В документах Кенвульфа никогда не появляется титул «повелитель южных англов» , по-видимому, из-за сохранявшейся независимости Уэссекса, хотя он и был бесспорным господином в остальных англосаксонских королевствах. По-видимому, Кенвульф заключил с Эгбертом мирный договор и соблюдал его всю свою жизнь.

Военные действия в Корнуолле

Десять лет спустя, документ, датированный 19 августа 825 года , указывает, что Эгберт снова проводил кампанию в Думнонии. Это событие, возможно, нашло отражение в упоминаемом Англо-саксонской хроникой сражении при Камелфорде между корнуоллскими уэльсцами и людьми Девоншира .

Сражение при Эллендуне

Подчинение Кента, Сассекса, Эссекса и Суррея

Это поражение оказалось роковым для господства Мерсии . Вся Англия к югу от Темзы признала господство Уэссекса . Англосаксонская хроника рассказывает, как Эгберт развил свою победу: «Затем послал он своего сына Этельвульфа в Кент , с большим отрядом, отделившимся от основной армии, в сопровождении своего епископа Эалстана (Ealhstan) и своего элдормена Вулфхерда (Wulfheard), которые изгнали Балдреда , короля, на север, за Темзу. После чего люди Кента незамедлительно покорились ему; также поступили жители Сарри , Сассекса и Эссекса ».

Версия событий указанных в «Англосаксонской хронике», позволяет думать, что Балдред лишился своего королевства вскоре после сражения при Эллендуне, но это не так. Сохранившийся документ из Кента, датированный мартом 826 года (в оригинале - третьим годом правления Бернвульфа), доказывает, что мерсийский король к этому времени ещё осуществлял свою верховную власть в этом королевстве, как повелитель Балдреда; следовательно, Балдред был, очевидно, всё ещё у власти. В Эссексе Эгберт изгнал короля Сигереда (Sigered), хотя дата этого события неизвестна. Возможно, это произошло в 829 году , так как более поздний летописец связывает его изгнание с кампанией Эгберта в том году против Мерсии.

События в Восточной Англии

Согласно Англо-саксонской хронике, в том же самом 825 году (хотя, возможно, это было в следующем году) король Восточной Англии и его подданные попросили короля Эгберта защитить их от притеснений со стороны короля Мерсии . Зная расстроенное состояние Мерсии , Эгберт охотно согласился принять восточно-английского короля под свою защиту. В 826 году Бернвульф вторгся в земли восточных англов, чтобы возвратить её под свою власть, но был разбит и погиб. При новом вторжении в Восточную Англию в 827 году погиб и его преемник Лудека . Вместе с ним погибли и пять его элдорменов.

Возможно, что мерсийцы надеялись на поддержку из Кента : существует предположение, что архиепископ Кентерберийский Уилфред (Wulfred) мог быть недовольным западно-саксонским правлением, поскольку Эгберт запретил чеканку монет Уилфреда и начал чеканить свои собственные, в Рочестере и Кентербери , а также известно, что Эгберт захватил собственность, принадлежащую кентерберийской епархии .

Подчинение Мерсии

Теперь на очереди стояла война с Мерсией . В 829 году Эгберт двинул свою армию на север. Истощенная Мерсия не могла оказать никакого серьёзного сопротивления и вскоре признала господство Уэссекса . Новый мерсийский король Виглаф (Wiglaf) бежал. Эта победа дала Эгберту контроль над Лондонским монетным двором, где он начал изготовлять свои монеты, на которых он титулован как король Мерсии .

Отношения с Нортумбрией

Утрата доминирующего положения

Однако Эгберт не смог сохранить своего доминирующего положения. Уже в 830 году Виглаф возвратился на трон Мерсии , но подробности этого события неизвестны. Англо-саксонская хроника лишь повествует: «В этот год Виглаф получил королевство Мерсия снова». Вполне возможно, что Эгберт сам назначил Виглафа правителем Мерсии в качестве зависимого от него короля, но наиболее вероятным является предположение, что это было результатом восстания в Мерсии против господства западных саксов . Возвращение Виглафа сопровождается свидетельствами его независимости от Уэссекса . Документы указывают, что Виглаф осуществлял власть в Миддлесексе и Беркшире , а в документе от 836 года Виглаф использует фразу «мои епископы, герцоги и судьи» , чтобы описать группу, которая включала одиннадцать епископов от епархии Кентербери , включая сюда епископов и с уэссекских территорий. Следует отметить, что Виглаф всё ещё был в состоянии собрать такую группу влиятельных лиц; в Уэссексе подобных собраний знатных прелатов не было. Виглаф, возможно, даже возвратил Эссекс под влияние Мерсии. В Восточной Англии король Этельстан чеканил монеты, возможно, уже с 827 года , но более вероятно с 830 года , после того, как в связи с реставрацией династии в Мерсии влияние Эгберта в Англии пошло на убыль. Эта демонстрация независимости Восточной Англии неудивительна, поскольку правивший ею в то время король Этельстан, был, вероятно, ответственен за поражение и смерть мерсийских королей Беорнвульфа и Лудеки.

Причина, вызвавшая ослабление Уэсекса

И внезапный приход к гегемонии Уэссекса в двадцатые года IX века , и невозможность в последующие годы сохранить это доминирующее положение, были исследованы историками, ищущими первопричины. Одно вероятное объяснение событий этих лет состоит в том, что состояние Уэссекса до некоторой степени зависело от поддержки Каролингской династии . Франки поддерживали Эрвульфа, когда он возвращался на трон Нортумбрии в 808 году , таким же образом, вероятно, они поддержали вступление на престол Эгберта в 802 году .

Расстановка политических сил в Англии

Несмотря на некоторую потерю гегемонии, военные успехи Эгберта существенно изменили расстановку политических сил в англо-саксонской Англии. Уэссекс сохранял контроль над юго-восточными королевствами (с возможным исключением Эссекса). Мерсия не смогла восстановить свой контроль над Восточной Англией. Победы Эгберта положили конец независимому существованию королевств Кента и Суссекса. Завоеванными территориями, включая Суррей и возможно Эссекс, управлял некоторое время, как зависимым от Уэссекса королевством, сын Эгберта Этельвульф . Хотя он и был в подчинении своего отца, Этельвульф содержал свой собственный королевский двор, с которым и совершал поездки по землям своего королевства. Документы, изданные в Кенте, описывают Эгберта и Этельвульфа , как «королей Западных Саксов и также людей Кента .»

Норманнская угроза

В конце своего правления Эгберту пришлось столкнуться с новой опасностью - нападениями викингов - данов . В 835 году викинги опустошили остров Шепи. В 836 году даны на 35 кораблях высадились близ города Дорчестера . В сражении при Чармуте (Carhampton) они разгромили войско Эгберта и прогнали его с поля битвы. Уэссекс , сплотивший вокруг себя англо-саксонские королевства и менее других областей доступный набегам датчан, стал центром сопротивления завоевателям. Пока продолжалось владычество Эгберта, норманны могли высаживаться на берег только в северных районах, где грабили церкви и монастыри.

За год до смерти Эгберта, в 838 году восстали бритты Корнуолла . Некоторые данные дают возможность предполагать, что восстание в Корнуолле было спровоцировано и поддержано викингами. Норманны огромными морскими силами прибыли в Англию и объединились с восставшими. Однако Эгберт сумел разгромить войско данов и бриттов в сражении при Хайстон Даун (Hingston Down), в окрестностях Плимута в Корнуолле . Хотя королевская династия Думнонии продолжала своё существование и в дальнейшем, но, как полагают, именно на этой дате закончилась независимость последнего бриттского королевства. Детали расширения англо-саксонского влияния в Корнуолле не известны, но некоторые данные можно почерпнуть из названий местностей. Река Ottery, которая течет на восток в Tamar около Лонсестона, кажется, была естественной границей: к югу от Ottery все топонимы имеют корнуэльские названия , тогда как к северу от неё они в большей степени подвержены влиянию вновь прибывших англо-саксов.

Внутренняя политика

В своих предприятиях Эгберт нашёл большую поддержку у Церкви. Богатства Эгберта, приобретенные путём завоевания, без сомнения, дали ему возможность купить поддержку духовенства юго-восточной Англии. На совете в Кингстоне-на-Темзе в 838 году Эгберт и Этельвульф предоставили землю во владение епархий Винчестера и Кентербери , взамен обещания поддержать Этельвульфа на троне. Архиепископ Кентерберийский Кеолнот (Ceolnoth) также признал Эгберта и Этельвульфа , как владык и защитников монастырей находящихся под его контролем. Эти соглашения, наряду с более поздним документом, в котором Этельвульф подтвердил церковные привилегии, предполагают, что церковь признала, что Уэссекс был новой политической властью, с которой нужно считаться: объединённое государство легче могло выдержать борьбу с язычниками.

Священнослужители посвятили короля при церемонии коронации, и помогли написать завещание, которые определяло наследника короля; их поддержка была ценна в установлении западно-саксонского контроля над соседними королевствами и в поддержке наследственной передачи власти для династии Эгберта. И в отчете совета Кингстона, и в другом документе того же года, содержатся идентичные выражения: что условием дарения этих земель будет то, что «у нас непосредственно и у наших наследников после этого всегда будет устойчивая и непоколебимая дружба с архиепископом Кеолнотом и его конгрегацией в Церкви Христовой». Хотя ничего не известно ни о каких других претендентах на престол Уэссекса, вероятно, существовали и другие выживающие потомки Кердика (легендарного основателя Уэссекской династии), кто, возможно, боролся за власть над этим королевством.

После смерти Эгберта, согласно его воле, выраженной в документе его внука, Альфреда Великого, вся приобретенная земля передавалась только членам его семьи мужского пола, чтобы состояние королевского рода не было потеряно посредством брака. Бережливость, высказанная в его воле, указывает, что он понял важность личного богатства короля.

Вместо народного собрания Эгберт первым начал созывать «Совет мудрых» (Витенагемот) , состоявший из наиболее знатных и влиятельных, «мудрых людей» - уитанов (епископов королевства, аббатов крупных монастырей, элдорменов (глав) графств, королевских тэнов); все дела король решал только с согласия этого совета.

Смерть Эгберта

Король Эгберт умер 4 февраля 839 года и был похоронен в Винчестерском соборе , а потомки стали называть его восьмым бретвальдом . Правил Эгберт 37 лет и 7 месяцев.

Семья

  • жена Редбурга. Считается, что она, возможно, была сводной сестрой или племянницей императора франков Карла Великого . Ни дата его женитьбы, ни документы подтверждающие это не сохранились. Теория эта подтверждается сильными связями Эгберта с королевским домом франков и длительным временем проведённым им там.
    • Этельвульф , король Англии.
    • Эдита Святая (ум. ), аббатиса Поулсворта (Polesworth). Многие авторы после нормандского завоевания называют её дочерью Эгберта, но это вызывает сомнения.

Напишите отзыв о статье "Эгберт (король Уэссекса)"

Примечания

Литература

  • Эгберт Великий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Глебов А. Г. Англия в раннее средневековье.- СПб.:Издательство «Евразия», 2007.-С.288.-ISBN 978-5-8071-0166-2
  • // / Автор-составитель В. В. Эрлихман . - Т. 2.

В кино

  • Викинги / Vikings ( - ; Ирландия , Канада) в роли Эгберта Лайнас Роуч .

Ссылки

  • (англ.)
Уэссекская династия
Предшественник
Беортрик
король Уэссекса
король Англии
-
Преемник
Этельвульф

Отрывок, характеризующий Эгберт (король Уэссекса)

(О Ключе Богов я рассказываю с разрешения Странников, с которыми мне посчастливилось дважды встретится в июне и августе 2009 года, в Долине Магов. До этого о Ключе Богов не говорилось открыто нигде и никогда).
Кристалл был материальным. И в то же время истинно волшебным. Он был вырезан из очень красивого камня, похожего на удивительно прозрачный изумруд. Но Магдалина чувствовала – это было что-то намного сложнее, чем простой драгоценный камень, пусть даже самый чистый. Он был ромбовидным и удлинённым, величиной с ладонь Радомира. Каждый срез кристалла был полностью покрыт незнакомыми рунами, видимо, даже более древними, чем те, которые знала Магдалина...
– О чём он «говорит», радость моя?.. И почему мне не знакомы эти руны? Они чуточку другие, чем те, которым нас учили Волхвы. Да и откуда он у тебя?!
– Его принесли на Землю когда-то наши мудрые Предки, наши Боги, чтобы сотворить здесь Храм Вечного Знания, – задумчиво смотря на кристалл, начал Радомир. – Дабы помогал он обретать Свет и Истину достойным Детям Земли. Это ОН родил на земле касту Волхвов, Ведунов, Ведуний, Даринь и остальных просветлённых. И это из него они черпали свои ЗНАНИЯ и ПОНИМАНИЕ, и по нему когда-то создали Мэтэору. Позже, уходя навсегда, Боги оставили этот Храм людям, завещая хранить и беречь его, как берегли бы они саму Землю. А Ключ от Храма отдали Волхвам, дабы не попал он случайно к «тёмномыслящим» и не погибла бы Земля от их злой руки. Так с тех пор, и хранится это чудо веками у Волхвов, а они передают его время от времени достойному, чтобы не предал случайный «хранитель» наказ и веру, оставленную нашими Богами.

– Неужели это и есть Грааль, Север? – не удержавшись, просила я.
– Нет, Изидора. Грааль никогда не был тем, чем есть этот удивительный Умный Кристалл. Просто люди «приписали» своё желаемое Радомиру... как и всё остальное, «чужое». Радомир же, всю свою сознательную жизнь был Хранителем Ключа Богов. Но люди, естественно, этого знать не могли, и поэтому не успокаивались. Сперва они искали якобы «принадлежавшую» Радомиру Чашу. А иногда Граалем называли его детей или саму Магдалину. И всё это происходило лишь потому, что «истинно верующим» очень хотелось иметь какое-то доказательство правдивости того, во что они верят… Что-то материальное, что-то «святое», что возможно было бы потрогать... (что, к великому сожалению, происходит даже сейчас, через долгие сотни лет). Вот «тёмные» и придумали для них красивую в то время историю, чтобы зажечь ею чувствительные «верующие» сердца... К сожалению, людям всегда были нужны реликвии, Изидора, и если их не было, кто-то их просто придумывал. Радомир же никогда не имел подобной чаши, ибо не было у него и самой «тайной вечери»... на которой он якобы из неё пил. Чаша же «тайной вечери» была у пророка Джошуа, но не у Радомира.
И Иосиф Аримафейский вправду когда-то собрал туда несколько капель крови пророка. Но эта знаменитая «Граальская Чаша» по-настоящему была всего лишь самой простой глиняной чашечкой, из какой обычно пили в то время все евреи, и которую не так-то просто было после найти. Золотой же, или серебряной чаши, сплошь усыпанной драгоценными камнями (как любят изображать её священники) никогда в реальности не существовало ни во времена иудейского пророка Джошуа, ни уж тем более во времена Радомира.
Но это уже другая, хоть и интереснейшая история.

У тебя не так уж много времени, Изидора. И я думаю, ты захочешь узнать совершенно другое, что близко тебе по сердцу, и что, возможно, поможет тебе найти в себе побольше сил, чтобы выстоять. Ну, а этот, слишком тесно «тёмными» силами запутанный клубок двух чужих друг другу жизней (Радомира и Джошуа), в любом случае, так скоро не расплести. Как я уже сказал, у тебя просто не хватит на это времени, мой друг. Ты уж прости...
Я лишь кивнула ему в ответ, стараясь не показать, как сильно меня занимала вся эта настоящая правдивая История! И как же хотелось мне узнать, пусть даже умирая, всё невероятное количество лжи, обрушенной церковью на наши доверчивые земные головы... Но я оставляла Северу решать, что именно ему хотелось мне поведать. Это была его свободная воля – говорить или не говорить мне то или иное. Я и так была ему несказанно благодарна за его драгоценное время, и за его искреннее желание скрасить наши печальные оставшиеся дни.
Мы снова оказались в тёмном ночном саду, «подслушивая» последние часы Радомира и Магдалины...
– Где же находится этот Великий Храм, Радомир? – удивлённо спросила Магдалина.
– В дивной далёкой стране... На самой «вершине» мира... (имеется в виду Северный Полюс, бывшая страна Гиперборея – Даария), – тихо, будто уйдя в бесконечно далёкое прошлое, прошептал Радомир. – Там стоит святая гора рукотворная, которую не в силах разрушить ни природа, ни время, ни люди. Ибо гора эта – вечна... Это и есть Храм Вечного Знания. Храм наших старых Богов, Мария...
Когда-то, давным-давно, сверкал на вершине святой горы их Ключ – этот зелёный кристалл, дававший Земле защиту, открывавший души, и учивший достойных. Только вот ушли наши Боги. И с тех пор Земля погрузилась во мрак, который пока что не в силах разрушить сам человек. Слишком много в нём пока ещё зависти и злобы. Да и лени тоже...

– Люди должны прозреть, Мария. – Немного помолчав, произнёс Радомир. – И именно ТЫ поможешь им! – И будто не заметив её протестующего жеста, спокойно продолжил. – ТЫ научишь их ЗНАНИЮ и ПОНИМАНИЮ. И дашь им настоящую ВЕРУ. Ты станешь их Путеводной Звездой, что бы со мной ни случилось. Обещай мне!.. Мне некому больше доверить то, что должен был выполнить я сам. Обещай мне, светлая моя.
Радомир бережно взял её лицо в ладони, внимательно всматриваясь в лучистые голубые глаза и... неожиданно улыбнулся... Сколько бесконечной любви светилось в этих дивных, знакомых глазах!.. И сколько же было в них глубочайшей боли... Он знал, как ей было страшно и одиноко. Знал, как сильно она хотела его спасти! И несмотря на всё это, Радомир не мог удержаться от улыбки – даже в такое страшное для неё время, Магдалина каким-то образом оставалась всё такой же удивительно светлой и ещё более красивой!.. Будто чистый родник с животворной прозрачной водой...
Встряхнувшись, он как можно спокойнее продолжил.
– Смотри, я покажу тебе, как открывается этот древний Ключ...
На раскрытой ладони Радомира полыхнуло изумрудное пламя... Каждая малейшая руна начала раскрываться в целый пласт незнакомых пространств, расширяясь и открываясь миллионами образов, плавно протекавших друг через друга. Дивное прозрачное «строение» росло и кружилось, открывая всё новые и новые этажи Знаний, никогда не виданных сегодняшним человеком. Оно было ошеломляющим и бескрайним!.. И Магдалина, будучи не в силах отвести от всего этого волшебства глаз, погружалась с головой в глубину неизведанного, каждой фиброй своей души испытывая жгучую, испепеляющую жажду!.. Она вбирала в себя мудрость веков, чувствуя, как мощной волной, заполняя каждую её клеточку, течёт по ней незнакомая Древняя Магия! Знание Предков затопляло, оно было по-настоящему необъятным – с жизни малейшей букашки оно переносилось в жизнь вселенных, перетекало миллионами лет в жизни чужих планет, и снова, мощной лавиной возвращалось на Землю...
Широко распахнув глаза, Магдалина внимала дивному Знанию Древнего мира... Её лёгкое тело, свободное от земных «оков», песчинкой купалась в океане далёких звёзд, наслаждаясь величием и тишиной вселенского покоя...
Вдруг прямо перед ней развернулся сказочный Звёздный Мост. Протянувшись, казалось, в самую бесконечность, он сверкал и искрился нескончаемыми скоплениями больших и маленьких звёзд, расстилаясь у её ног в серебряную дорогу. Вдали, на самой середине той же дороги, весь окутанный золотым сиянием, Магдалину ждал Человек... Он был очень высоким и выглядел очень сильным. Подойдя ближе, Магдалина узрела, что не всё в этом невиданном существе было таким уж «человеческим»... Больше всего поражали его глаза – огромные и искристые, будто вырезаны из драгоценного камня, они сверкали холодными гранями, как настоящий бриллиант. Но так же, как бриллиант, были бесчувственными и отчуждёнными... Мужественные черты лица незнакомца удивляли резкостью и неподвижностью, будто перед Магдалиной стояла статуя... Очень длинные, пышные волосы искрились и переливались серебром, словно на них кто-то нечаянно рассыпал звёзды... «Человек» и, правда, был очень необычным... Но даже при всей его «ледяной» холодности, Магдалина явно чувствовала, как шёл от странного незнакомца чудесный, обволакивающий душу покой и тёплое, искреннее добро. Только она почему-то знала наверняка – не всегда и не ко всем это добро было одинаковым.
«Человек» приветственно поднял развёрнутую к ней ладонь и ласково произнёс:
– Остановись, Звёздная... Твой Путь не закончен ещё. Ты не можешь идти Домой. Возвращайся в Мидгард, Мария... И береги Ключ Богов. Да сохранит тебя Вечность.
И тут, мощная фигура незнакомца начала вдруг медленно колебаться, становясь совершенно прозрачной, будто собираясь исчезнуть.
– Кто ты?.. Прошу, скажи мне, кто ты?!. – умоляюще крикнула Магдалина.
– Странник... Ты ещё встретишь меня. Прощай, Звёздная...
Вдруг дивный кристалл резко захлопнулся... Чудо оборвалось также неожиданно, как и начиналось. Вокруг тут же стало зябко и пусто... Будто на дворе стояла зима.
– Что это было, Радомир?!. Это ведь намного больше, чем нас учили!..– не спуская с зелёного «камня» глаз, потрясённо спросила Магдалина.
– Я просто чуть приоткрыл его. Чтобы ты могла увидеть. Но это всего лишь песчинка из того, что он может. Поэтому ты должна сохранить его, что бы со мной ни случилось. Любой ценой... включая твою жизнь, и даже жизнь Весты и Светодара.
Впившись в неё своими пронзительно-голубыми глазами, Радомир настойчиво ждал ответа. Магдалина медленно кивнула.
– Он это же наказал... Странник...
Радомир лишь кивнул, явно понимая, о ком она говорила.
– Тысячелетиями люди пытаются найти Ключ Богов. Только никто не ведает, как он по-настоящему выглядит. Да и смысла его не знают, – уже намного мягче продолжил Радомир. – О нём ходят самые невероятные легенды, одни – очень красивы, другие – почти сумасшедшие.

(О Ключе Богов и, правда, ходят разные-преразные легенды. На каких только языках веками не пытались расписывать самые большие изумруды!.. На арабском, иудейском, индусском и даже на латыни... Только никто почему-то не хочет понять, что от этого камни не станут волшебными, как бы сильно кому-то этого не хотелось... На предлагаемых фотографиях видны: иранский псевдо Мани, и Великий Могул, и католический "талисман" Бога, и Изумрудная "дощечка" Гермеса (Emeral tablet) и даже знаменитая индийская Пещера Аполлона из Тианы, которую, как утверждают сами индусы, однажды посетил Иисус Христос. (Подробнее об этом можно прочитать в пишущейся сейчас книге «Святая страна Даария». Часть1. О чём ведали Боги?))
– Просто сработала, видимо, у кого-то когда-то родовая память, и человек вспомнил – было когда-то что-то несказанно великое, Богами подаренное. А вот ЧТО – не в силах понять... Так и ходят столетиями «искатели» неизвестно зачем и кружат кругами. Будто наказал кто-то: «пойди туда – не знаю куда, принеси то – не ведомо что»... Знают только, что сила в нём скрыта дюжая, знание невиданное. Умные за знанием гоняются, ну а «тёмные» как всегда пытаются найти его, чтобы править остальными... Думаю, это самая загадочная и самая (каждому по-своему) желанная реликвия, существовавшая когда-либо на Земле. Теперь всё только от тебя будет зависеть, светлая моя. Если меня не станет, ни за что не теряй его! Обещай мне это, Мария...
Магдалина опять кивнула. Она поняла – то была жертва, которую просил у неё Радомир. И она ему обещала... Обещала хранить удивительный Ключ Богов ценой своей собственной жизни... да и жизни детей, если понадобится.
Радомир осторожно вложил зелёное чудо ей в ладонь – кристалл был живым и тёплым...
Ночь пробегала слишком быстро. На востоке уже светало... Магдалина глубоко вздохнула. Она знала, скоро за ним придут, чтобы отдать Радомира в руки ревнивых и лживых судей... всей своей чёрствой душой ненавидевших этого, как они называли, «чужого посланника»...
Свернувшись в комок меж сильных рук Радомира, Магдалина молчала. Она хотела просто чувствовать его тепло... насколько это ещё было возможно... Казалось, жизнь капля за каплей покидала её, превращая разбитое сердце в холодный камень. Она не могла дышать без него... Этого, такого родного человека!.. Он был её половиной, частью её существа, без которого жизнь была невозможна. Она не знала, как она будет без него существовать?.. Не знала, как ей суметь быть столь сильной?.. Но Радомир верил в неё, доверял ей. Он оставлял ей ДОЛГ, который не позволял сдаваться. И она честно пыталась выжить...
Несмотря на всю нечеловеческую собранность, дальнейшего Магдалина почти не помнила...

Она стояла на коленях прямо под крестом и смотрела Радомиру в глаза до самого последнего мгновения... До того, как его чистая и сильная душа покинула своё ненужное уже, умершее тело.На скорбное лицо Магдалины упала горячая капля крови, и слившись со слезой, скатилась на землю. Потом упала вторая... Так она стояла, не двигаясь, застывшая в глубочайшем горе... оплакивая свою боль кровавыми слезами...
Вдруг, дикий, страшнее звериного, крик сотряс окружающее пространство... Крик был пронзительным и протяжным. От него стыла душа, ледяными тисками сжимая сердце. Это кричала Магдалина...
Земля ответила ей, содрогнувшись всем своим старым могучим телом.
После наступила тьма...
Люди в ужасе разбегались, не разбирая дороги, не понимая, куда несут их непослушные ноги. Будто слепые, они натыкались друг на друга, шарахаясь в разные стороны, и снова спотыкались и падали, не обращая внимания на окружаюшее... Всюду звенели крики. Плачь и растерянность объяли Лысую Гору и наблюдавших там казнь людей, будто только лишь теперь позволив прозреть – истинно увидеть ими содеянное...
Магдалина встала. И снова дикий, нечеловеческий крик пронзил усталую Землю. Утонув в рокоте грома, крик змеился вокруг злыми молниями, пугая собою стылые души... Освободив Древнюю Магию, Магдалина призывала на помощь старых Богов... Призывала Великих Предков.
Ветер трепал в темноте её дивные золотые волосы, окружая хрупкое тело ореолом Света. Страшные кровавые слёзы, всё ещё алея на бледных щеках, делали её совершенно неузнаваемой... Чем-то похожей на грозную Жрицу...
Магдалина звала... Заломив руки за голову, она снова и снова звала своих Богов. Звала Отцов, только что потерявших чудесного Сына... Она не могла так просто сдаться... Она хотела вернуть Радомира любой ценой. Даже, если не суждено будет с ним общаться. Она хотела, чтобы он жил... несмотря ни на что.

Но вот прошла ночь, и ничего не менялось. Его сущность говорила с ней, но она стояла, омертвев, ничего не слыша, лишь без конца призывая Отцов... Она всё ещё не сдавалась.
Наконец, когда на дворе светало, в помещении вдруг появилось яркое золотое свечение – будто тысяча солнц засветила в нём одновременно! А в этом свечении у самого входа возникла высокая, выше обычной, человеческая фигура... Магдалина сразу же поняла – это пришёл тот, кого она так яро и упорно всю ночь призывала...
– Вставай Радостный!.. – глубоким голосом произнёс пришедший. – Это уже не твой мир. Ты отжил свою жизнь в нём. Я покажу тебе твой новый путь. Вставай, Радомир!..
– Благодарю тебя, Отец... – тихо прошептала стоявшая рядом с ним Магдалина. – Благодарю, что услышал меня!
Старец долго и внимательно всматривался в стоящую перед ним хрупкую женщину. Потом неожиданно светло улыбнулся и очень ласково произнёс:
– Тяжко тебе, горестная!.. Боязно... Прости меня, доченька, заберу я твоего Радомира. Не судьба ему находиться здесь более. Его судьба другой будет теперь. Ты сама этого пожелала...
Магдалина лишь кивнула ему, показывая, что понимает. Говорить она не могла, силы почти покидали её. Надо было как-то выдержать эти последние, самые тяжкие для неё мгновения... А потом у неё ещё будет достаточно времени, чтобы скорбеть об утерянном. Главное было то, что ОН жил. А всё остальное было не столь уж важным.
Послышалось удивлённое восклицание – Радомир стоял, оглядываясь, не понимая происходящего. Он не знал ещё, что у него уже другая судьба, НЕ ЗЕМНАЯ... И не понимал, почему всё ещё жил, хотя точно помнил, что палачи великолепно выполнили свою работу...

– Прощай, Радость моя... – тихо прошептала Магдалина. – Прощай, ласковый мой. Я выполню твою волю. Ты только живи... А я всегда буду с тобой.
Снова ярко вспыхнул золотистый свет, но теперь он уже почему-то находился снаружи. Следуя ему, Радомир медленно вышел за дверь...
Всё вокруг было таким знакомым!.. Но даже чувствуя себя вновь абсолютно живым, Радомир почему-то знал – это был уже не его мир... И лишь одно в этом старом мире всё ещё оставалось для него настоящим – это была его жена... Его любимая Магдалина....
– Я вернусь к тебе... я обязательно вернусь к тебе... – очень тихо сам себе прошептал Радомир. Над головой, огромным «зонтом» висела вайтмана...
Купаясь в лучах золотого сияния, Радомир медленно, но уверенно двинулся за сверкающим Старцем. Перед самым уходом он вдруг обернулся, чтобы в последний раз увидеть её... Чтобы забрать с собою её удивительный образ. Магдалина почувствовала головокружительное тепло. Казалось, в этом последнем взгляде Радомир посылал ей всю накопленную за их долгие годы любовь!.. Посылал ей, чтобы она также его запомнила.
Она закрыла глаза, желая выстоять... Желая казаться ему спокойной. А когда открыла – всё было кончено...
Радомир ушёл...
Земля потеряла его, оказавшись его не достойной.
Он ступил в свою новую, незнакомую ещё жизнь, оставляя Марии Долг и детей... Оставляя её душу раненой и одинокой, но всё такой же любящей и такой же стойкой.
Судорожно вздохнув, Магдалина встала. Скорбеть у неё пока что просто не оставалось времени. Она знала, Рыцари Храма скоро придут за Радомиром, чтобы предать его умершее тело Святому Огню, провожая этим самым его чистую Душу в Вечность.

Первым, конечно же, как всегда появился Иоанн... Его лицо было спокойным и радостным. Но в глубоких серых глазах Магдалина прочла искреннее участие.
– Велика благодарность тебе, Мария... Знаю, как тяжело было тебе отпускать его. Прости нас всех, милая...
– Нет... не знаешь, Отец... И никто этого не знает... – давясь слезами, тихо прошептала Магдалина. – Но спасибо тебе за участие... Прошу, скажи Матери Марии, что ОН ушёл... Что живой... Я приду к ней, как только боль чуточку утихнет. Скажи всем, что ЖИВЁТ ОН...
Больше Магдалина выдержать не могла. У неё не было больше человеческих сил. Рухнув прямо на землю, она громко, по-детски разрыдалась...
Я посмотрела на Анну – она стояла окаменев. А по суровому юному лицу ручейками бежали слёзы.
– Как же они могли допустить такое?! Почему они все вместе не переубедили его? Это же так неправильно, мама!.. – возмущённо глядя на нас с Севером, воскликнула Анна.
Она всё ещё по-детски бескомпромиссно требовала на всё ответов. Хотя, если честно, я точно так же считала, что они должны были не допустить гибели Радомира… Его друзья... Рыцари Храма... Магдалина. Но разве могли мы судить издалека, что тогда было для каждого правильным?.. Мне просто по-человечески очень хотелось увидеть ЕГО! Так же, как хотелось увидеть живой Магдалину...
Наверно именно поэтому, я никогда не любила погружаться в прошлое. Так как прошлое нельзя было изменить (во всяком случае, я этого сделать не могла), и никого нельзя было предупредить о назревавшей беде или опасности. Прошлое – оно и было просто ПРОШЛЫМ, когда всё хорошее или плохое давно уже с кем-то случилось, и мне оставалось лишь наблюдать чью-то прожитую хорошую или плохую, жизнь.

Англосаксонское завоевание Британии являлось длительным и сложным процессом, продолжалось свыше 180 лет и закончилось, в основном, в начале VII века. Война между бриттами и англосаксами в V веке была борьбой между римской империей и варварами, которые завоёвывали её. Однако в VI веке характер противостояния преобразовался в схватки между самостоятельными бриттскими королевствами и такими же королевствами англосаксов, появившимися вследствие распада постримской Британии на многочисленные удельные независимые государства, в которых англосаксонские захватчики основали свои собственные королевства.

Независимость отстояли только горные кельтские области на западе Британии (Уэльс и Корнуолл) и на севере (Шотландия), где продолжали существовать племенные объединения, превратившиеся впоследствии в самостоятельные кельтские княжества и королевства. Полную независимость от англосаксов сохранила и населённая кельтами Ирландия.

Англия в конце V века оказалась поделена на три значительных варварских королевства - королевство англов, королевство саксов и Кент (королевство ютов), каждое из которых было основано вождями, изначально возглавлявшими первопоселенцев или племена и утвердившими себя в качестве королей. Позже государства англов и саксов раздробились на более мелкие королевства. Англия c VI по IX века была поделена на семь основных королевств (англосаксонская Гептархия). Это были королевства:

  • южных саксов - Суссекс,
  • западных саксов - Уэссекс,
  • восточных саксов - Эссекс,
  • ютов - Кент,
  • восточных англов - Восточная Англия,
  • западных англов - Мерсия,
  • северных англов - Нортумбрия (Берниция и Дейра).

Существовало также несколько мелких королевств, как, например, Линдси, Суррей и Хвиссе, тем не менее, они не играли какой-нибудь значимой роли. Эти королевства изначально соперничали и воевали между собой. Междоусобные войны велись ещё до полного покорения бриттов, например, у западных саксов в землях, прилегающих к долине реки Северн. Это позволило бриттам закрепиться на некоторых землях и образовать там свои королевства, которые ещё долго сопротивлялись завоевателям. На полуострове Корнуолл образовалось даже два бриттских королевства - Думнония и Корнубия. На северо-западе образовались королевства Стратклуд и Кумбрия, которые долго успешно боролись как с Нортумбрией, так и с пиктами на севере. Валлийцы и оттеснённые сюда же бритты, хоть и были разделены на множество враждовавших между собой княжеств, также отстояли свою свободу.


С севера для саксов постоянную угрозу несли набеги скоттов и пиктов с территорий Ольстера и современной Шотландии. Завоеватели, однако, часто пренебрегали существованием бриттов и увлечённо выясняли отношения между собой. Взаимная борьба сопровождалась и различными союзами и объединениями, члены королевских семейств и высшей знати вступали в перекрёстные браки, выравнивались культурные, языковые и правовые различия между королевствами. Со временем все жители этих королевств стали называться саксами или англами, а к VIII веку уже стало широко употребляться название «англы» для всех жителей этих королевств, и их язык тоже стал называться англским. Одновременно с этим происходило распространение христианства среди завоевателей, а также становление и укрепление института королевской власти.

Вначале не обязательно старший сын наследовал корону. Новым королём мог стать любой из сыновей покойного короля, а также его брат или племянник (даже при наличии сыновей). Часто ещё при своей жизни король назначал себе наследника. К X веку в основном закрепилось право старшего сына на престол.

Высшим органом государственного управления в англосаксонских королевствах являлся уитенагемот (древнеангл. witena gemot - «собрание мудрых») - совет знати при короле. В него входили члены королевской семьи, епископы, элдормены, королевские тэны. Основным органом местного управления являлся совет шайра, возглавляемый вначале элдорменами, а позднее шерифами.


Правитель королевства, добившийся господствующего положения на острове, получал титул бретвальда (Bretwald - «правитель Британии»). Этот титул давал право на дань от отдельных королевств (тем самым их правители признавали свою зависимость от бретвальда), право на крупные земельные пожалования. Короли время от времени собирались при дворе «правителя Британии», а во время войн оказывать ему вооружённую помощь. Англо-саксонская хроника под 829 годом отмечает восемь правителей, которые были настолько могущественны, чтобы завоевать этот титул.

Король Эгберт Уэссекский в 825 году соединил большинство королевств Гептархии в одно королевство, которое получило имя Англии (Englaland , то есть «Земля англов»).

Общественное устройство

После датского погрома 870-х годов Альфред Великий восстановил королевство на основаниях, сходных с германскими племенами, жившими на континенте. Во главе государства утверждался король (Cyning, Cyng), вместо германского герцога (Heretoga), и исключительно сыновья и ближайшие родственники которого образовали родовую знать (этелинги). Королевы (Cwen) также пользовались значительными привилегиями. Король был окружён своими приближёнными, дружиной (Geferescipe), из которой мало-помалу образовалось служилое и ленное дворянство. Дружина состояла из двух классов: альдерманов (Ealdormann, потом Earl под датским влиянием), которым король раздавал придворные должности и ставил их во главе провинций, и остальных слуг (Gesith), которые вместе с высшим классом носили общее имя тенов, или танов и, обладая землями, были обязаны являться на войну.


ыкновенные свободные люди, между которыми последнее место занимали оставшиеся свободными бритты, назывались керлы и в основном оставались в зависимости от знатного человека, который назывался Hlaford (то есть «хлебный господин», откуда произошло слово лорд ). Число несвободных (Theow) было невелико. Все эти классы различались по своим правам и в особенности размером пени за их убийство. Последняя соизмерялась с принадлежностью лица к высшему или низшему классам.

Большие округа, Shires (Sciras) или графства распадались на меньшие десятки (Teothung), состоявшие из соединения десяти свободных глав семейства с круговой порукой перед судом в каждой; десять десятков образовывали сотню, над судом которой имел власть только суд графства, а во главе последнего суда стоял альдерман. В важнейших случаях последний решал дело только с участием собрания (Gemôte) «мудрейших», то есть танов или представителей местных общин в соответствующем графстве. Это собрание созывалось каждые полгода вместо прежде созывавшихся общенародных собраний. Также и король созывал на подобное Witenagemôte или Micelgemôte (то есть большое собрание) епископов и знатных светских людей.

Одежда и руны англосаксов

Женщины носили длинные, просторные платья, которые застёгивались на плечах большими пряжками. Были также обнаружены украшения - броши, ожерелья, булавки и браслеты. Мужчины обычно надевали короткие туники поверх облегающих брюк и тёплые плащи.


Англосаксы пользовались алфавитом, состоящим из 33 рун. С их помощью делали надписи на посуде, металлических украшениях и предметах из костей. С распространением христианства распространился и латинский алфавит; некоторые рукописные книги (манускрипты) сохранились до наших дней. Иногда манускрипты украшали рисунками, свидетельствующими об образе жизни англосаксов.

Распространение христианства

Папой Григорием I в Британию был послан святой Августин - первый архиепископ Кентерберийский, который в конце VI века проповедовал христианство у Этельберта, кентского короля и мужа Берты, уже крещённой прежде дочери франкского короля. В 664 году на синоде в Уитби, собранном королём Освайном, было провозглашено единство британской церкви с Римской. В 668 году Феодор Кентерберийский ввёл везде богослужение по римскому чину и первым был возведён в достоинство примаса Англии. Ему подчинялись йоркский архиепископ и 15 других епископов, которые на соборах в присутствии короля и вельмож до VIII века заложили основы управления англосаксонской церковью без прямых указаний римского папы. Несмотря на попытки пап при каждом благоприятном обстоятельстве подчинить англосаксонскую церковь своей власти, только в X веке святому Дунстанe удалось расширить влияние пап в Англии. Англосаксонское духовенство не менее ирландского отличалось образованностью и любовью к наукам. Больше всех прославился в этом отношении Беда Достопочтенный. Св. Бонифаций и многие другие англосаксонские и ирландские, называвшиеся тогда шотландскими, священники внесли большой вклад в распространение христианства в Германии.

Церкви в Британии строились в основном из дерева, но иногда и из камня. Часть из них сохранилась до наших дней.

Археологические находки

В графстве Стаффордшир летом 2009 года был найден крупнейший в истории англо-саксонский клад. Клад датируется приблизительно VII веком.

В 1950 году в графстве Нортамберленд близ реки Глен с помощью аэрофотографического метода был обнаружен и раскопан значительный памятник англо-саксонской деревянной архитектуры - резиденция королей Нортумбрии Иверинг .

историки дают это название немецкому племени англов и саксов, к которым примкнули и юты. Эти племена, жившие по нижнему течению реки Эльбы (Лабы) и Везера, в первый раз в 449 г. под предводительством Генгиста и Горзы, а потом во второй раз в V же в. переселились в Британию и поработили Англию (См. Великобритания). Юты поселились в Кенте, англы заняли северную, а саксы южную и среднюю часть страны. С течением времени из соединения маленьких общин образовалось семь или восемь королевств, или т. н. англосаксонская гептархия, а именно: образовавшиеся из соединения Берниции и Деиры Нортумбрию, Кент, Суссекс, Вессекс, Эссекс, Остангельн и Мерсию Эгберт из Вессекса соединил 827 г.


одно королевство, которое получило имя Англии (Englaland, т. е. земля англов). Титул бретвалда, т. е. широко властвующего, носили сначала короли Мерсии, потом он перешел к могущественным королям Вессекса и, наконец, был уничтожен Эгбертом. Во время войны с кельтскими-уэльскими и шотландскими князьями бретвалду передавалась верховная власть над всеми или же над некоторыми англосаксонскими государствами. После датского погрома Альфред снова восстановил государство на таких же основаниях, которые выработались и у остальных германских племен. Только эти основания у англосаксов развились самостоятельнее, чем у тех германских племен, которые, сблизившись с римлянами, познакомились с государственным римским устройством, и с римской цивилизацией во главе явился вместо германского герцога (Heretoga) король (Cyning, Cyng), сыновья которого и ближайшие родственники исключительно образовали родовое дворянство (этелинги). Королевы (Cwen) также пользовались значительными привилегиями. Во время мира король был окружен своими приближенными, дружиной (Geferescipe), из которой мало-помалу образовалось служилое и ленное дворянство. Дружина состояла из двух классов: альдерманов (Ealdormann, потом Earl под датским влиянием), которым король раздавал придворные должности и ставил их во главе провинций, и остальных слуг (Gesith), которые вместе с высшим классом носили общее имя тегов, или танов и, обладая землями, были обязаны являться на войну.
Обыкновенные свободные люди, между которыми последнее место занимали оставшиеся свободными бритты, назывались серлы и по большей части оставались в зависимости от знатного человека, который назывался Hlaford (т. е. хлебной господин, откуда произошло слово лорд). Число несвободных (Theow) было невелико. Все эти классы различались по своим правам и в особенности по высоте пени за убийство. Последняя соразмерялась с принадлежностью лица к высшему или низшему классам.

Эгберт (др.-англ. Ecgbryht, англ. Egbert, Eagberht; 769/771 - 4 февраля или июнь 839) - король Уэссекса в 802 - 839 годах.

Ряд историков считает Эгберта первым королём Англии, поскольку тот впервые в истории объединил под властью одного правителя большинство земель, находящихся на территории современной Англии, а оставшиеся области признали над собой его верховную власть. Официально Эгберт такой титул не использовал и впервые его употребил в своей титулатуре король Альфред Великий.

Биография

Происхождение

Эгберт происходил из боковой ветви Уэссекской династии, несколько поколений которой не занимали престол Уэссекса. Он был сыном Эалмунда (видимо, Эльмунда, короля Кента), внуком Эафы, правнуком Эоппы, праправнуком Ингильда, брата знаменитого короля западных саксов Ины. Имя матери Эгберта неизвестно.

Приход к власти

В 786 году был убит король Уэссекса Киневульф. Вслед за ним погиб и этелинг Кинегард, организовавший заговор. Трон Уэссекса оказался не занятым. В борьбе за престол Эгберт вступил в противоборство с Беортриком, ставленником короля Мерсии Оффы, но потерпел поражение и бежал к франкам, где нашёл приют при дворе Карла Великого. Согласно Англо-саксонской хронике, Эгберт провел во Франкском государстве три («III») года. Однако это, возможно, было ошибкой переписчика, и правильным чтением, является цифра «XIII», то есть, изгнание Эгберта продолжалось тринадцать лет. В любом случае он покинул Англию, вероятно, в 789 году, когда Беортрик, его конкурент, женился на дочери Оффы и мерсийский король вмешался в уэссекские междоусобия на стороне своего зятя.

Проживая при дворе Карла Великого, который и ранее поддерживал влияние франков в Нортумбрии и врагов короля Оффы на юге Британии, Эгберт, согласно более позднему летописцу Вильяму Мальмсберийскому, изучил военное искусство франков и научился делу управления государством.

В 802 году после смерти Беортрика Эгберт был провозглашён королём Уэссекса, возможно, при поддержке Карла Великого, а также и папы римского.

Столкновение с Мерсией

Немного известно о первых двадцати годах царствования Эгберта, но считается, что он успешно отстаивал независимость Уэссекса от Мерсии, которая тогда доминировала над другими англо-саксонскими королевствами. Уже в первый год его правления Этелмунд, элдормен области Хвиссе (или Хвикке), ранее бывшей отдельным королевством, но к тому времени ставшей частью Мерсии, переправился через Темзу и вторгся на территорию Уэссекса. У Кемпсфорда он был встречен уэссекским элдорменом Вокстаном (Weohstan, Wulstan), предводительствующим войском из Уилтшира. В происшедшей жестокой сече уэссексы одержали победу, но оба предводителя войск, как Этелмунд, так и Вокстан, пали в этом бою.

После этого сражения отношения между Мерсией и Уэссексом не прослеживаются более двадцати лет. Кажется, что Эгберт не имел никакого влияния вне границ своего королевства, но с другой стороны нет никаких свидетельств, что он когда-либо подчинялся мерсийскому королю Кенвульфу. В документах Кенвульфа никогда не появляется титул «повелитель южных англов», по-видимому, из-за сохранявшейся независимости Уэссекса, хотя он и был бесспорным господином в остальных англосаксонских королевствах. По-видимому, Кенвульф заключил с Эгбертом мирный договор и соблюдал его всю свою жизнь.

Военные действия в Корнуолле

Воспользовавшись миром с Мерсией, Эгберт быстро навёл порядок в своей стране, а затем двинул своё войско на захват Корнуолла, где разорил все территории последнего королевства бриттов, Думнонии (Dumnonia), известного автору Англо-саксонской хроники как земли западных уэльсцев. После упорной борьбы бритты смирились и признали господство западных саксов (815).

Десять лет спустя, документ, датированный 19 августа 825 года, указывает, что Эгберт снова проводил кампанию в Думнонии. Это событие, возможно, нашло отражение в упоминаемом Англо-саксонской хроникой сражении при Камелфорде между корнуоллскими уэльсцами и людьми Девоншира.

И в стране началась смута. На трон претендовали Эгберт и . Победу одержал при поддержке . Эгберт же бежал к франкам и провёл тринадцать лет при дворе . Там Эгберт научился военному искусству франков и постиг науку управления государством. В 802 году после смерти Эгберт был провозглашён королём Уэссекса, возможно, при поддержке и папы римского.

Первые годы правления Эгберта прошли мирно. Даже с воинственным соседом - - не было никаких столкновений. Воспользовавшись миром, Эгберт навёл порядок в стране, а в 815 году двинул войска на Корнуолл, где ещё существовало независимое кельтское королевство . После упорной битвы корнцы признали господство западных саксов. Летом 825 года Эгберт совершил ещё один поход на Корнуолл.

В том же 829 году Эгберт пошёл на . Одни источники утверждают, что он успел разграбить часть страны, другие считают, что сразу пошёл на переговоры и признал верховенство Эгберта. Таким образом, Эгберт стал самым могущественным королём во всей Англии. Недаром "Англосаксонская хроника" наделила его титулом бретвальды.

В 830 году Эгберт с огнём и мечом прошёлся по Уэльсу и сжёг епископскую резиденцию в Сент-Дэвидсе. Эгберту покорился даже Инис Мон - остров Англси, религиозный центр Уэльса.

Однако Эгберт не смог сохранить своего доминирующего положения. Уже в 830 году на трон вернулся . В том же году возобновил чеканку собственной монеты . Причиной ослабления могущества Эгберта исследователи считают распри в - союзнике Уэссекса. Без помощи франков Эгберт смог удержать в своей зоне влияния лишь , Сассекс и Суррей.

В конце своего правления Эгберту пришлось столкнуться с новой опасностью - нападениями викингов - данов. В 835 году викинги опустошили остров Шепи. В 836 году даны на 35 кораблях высадились близ города Дорчестера. В сражении при Чармуте они разгромили войско Эгберта и прогнали его с поля битвы. Уэссекс, сплотивший вокруг себя англо-саксонские королевства и менее других областей доступный набегам датчан, стал центром сопротивления завоевателям. Пока продолжалось владычество Эгберта, норманны могли высаживаться на берег только в северных районах, где грабили церкви и монастыри.

За год до смерти Эгберта, в 838 году восстали бритты Корнуолла. Им на помощь пришли викинги. Однако Эгберт сумел разгромить объединённое датско-бриттское войско при Хингстон-Дауне.

Во внутренней политике Эгберт поддерживал церковь. На богатства, полученные в ходе завоеваний, он купил поддержку духовенства юго-восточной Англии. Епархиям Уинчестера и Кентербери были предоставлены обширные земельные наделы. По условиям дарения священнослужители посвятили короля при церемонии коронации, и помогли написать завещание, которые определяло наследника короля; их поддержка была ценна в установлении западно-саксонского контроля над соседними королевствами и в поддержке наследственной передачи власти для династии Эгберта.

Вместо народного собрания Эгберт начал созывать витенагемот - "совет мудрых", состоявший из наиболее знатных и влиятельных, "мудрых людей" - витанов (епископов королевства, аббатов крупных монастырей, элдорменов, королевских тэнов); все дела король решал только с согласия этого совета.

Эгберт умер в 839 году и был похоронен в Уинчестерском соборе. Ему унаследовал сын .


© 2024
bmwday.ru - Ваз, Lada - Автомобильный портал