01.02.2023

Коренные жители Сахалина: нравы и быт. Народы россии - нивхи Народ нивхи численность и место проживания


Они представлены двумя народностями, которые мы рассмотрим очень подробно и с разных точек зрения. Интересна не только история этих людей, но также их характерные особенности, быт и традиции. Обо всем этом будет рассказано ниже.

Коренные жители Сахалина

Что касается народностей, которые здесь проживали, то сразу следует выделить две основные группы - нивхи и айны. Нивхи - коренные жители Сахалина, которые являются самыми древними и многочисленными. Более всего они облюбовали территорию нижнего течения реки Амур. Позже здесь обитали ороки, нанайцы и эвенки. Однако основная масса нивхов все же располагалась в северной части острова. Эти люди занимались охотой, рыболовством, а также промыслом сивуча и нерпы.

Эвенки и ороки занимались в основном оленеводством, которое вынуждало их вести Для них олень был не только пищей и одеждой, но и транспортным животным. Также они активно занимались промыслом морского зверя и рыболовством.

Что касается современного этапа, то коренные жители Сахалина могут заниматься теперь чем захотят. Они могут возрождать хозяйство, заниматься охотой, оленеводством или рыболовством. Также в округе есть мастера меховой аппликации и вышивки. При этом даже современные народы сохраняют и чтят свои традиции.

Быт и нравы коренных жителей Сахалина

Нивхи являются этнической группой, которая жила в низовье реки Амур с древних времен. Эти единый народ, у которого ярко выражена национальная культура. Селились люди небольшими группами, выбирая наиболее удобные места с географической точки зрения. Они располагали свои дома возле мест промысла рыбы и зверя. Основная деятельность была направлена на охоту, сбор ягод и трав, рыболовство.

Последним они, кстати, занимались на протяжении всего года. Очень важным был промысел проходной лососевой рыбы, из которой готовили запасы на всю зиму и корм для животных. В начале лета ловили горбушу, после - кету. В некоторых реках и озерах можно было найти осетра, сига, калугу, щуку, тайменя. Также здесь ловили камбалу и нельму. Всю свою добычу население употребляло в пищу в сыром виде. Засаливали их только на зиму. Благодаря рыбе коренные жители острова Сахалин получали жир, материал для пошива одежды и обуви.

Также был популярен промысел морского зверя. Полученные продукты (мясо или тюленей) люди употребляли в пищу и использовали для корма животным. Получаемый жир тоже ели, но иногда он мог храниться несколько лет. Шкуры морских зверей использования для оклеивания лыж, шитья одежды и обуви. Когда было свободное время, люди занимались сбором ягод и охотой.

Условия жизни

Быт и нравы коренных жителей Сахалина начнем рассматривать с орудий, которые они использовали для промыслов. Это были самоловы, заездки или невода. Каждая семья была очень большой и патриархальной. Весь род жил вместе. Хозяйство тоже было общим. Полученные продукты промысла могли использовать все члены семьи.

В жилище жили родители со своими сыновьями и их семьями. Если кто-то умирал, то жили вместе семьи братьев и сестер. Также было уделено внимание сиротам и пожилым членам рода. Были и отдельные семьи, небольшие, которые не хотели жить вместе с родителями. В среднем в жилище проживало 6-12 человек, в зависимости от разных факторов. Однако известны случаи, когда в одном зимнике могло жить до 40 человек одновременно.

Нивхское общество было первобытнообщинным, поскольку на верху социальной лестницы находился род. Вся семья жила в одном месте, имела общих животных, хозяйство. Также роду могли принадлежать культовые или хозяйственные постройки. Характер хозяйства был исключительно натуральным.

Одежда

Коренные жители Сахалина, описанные Крузенштерном, имели особенные приметы. Женщины носили крупные серьги, которые изготавливались из медной или серебряной проволоки. По форме они напоминали соединение кольца и спирали. Иногда серьги могли быть украшены стеклянными бусинами или кружками из камня разных цветов. Женщины носили халаты, наголенники и нарукавники. Халат шился по типу кимоно. Его окаймлял большой ворот и подол, которые отличались от цвета халата. На подол для украшения нашивали медные пластинки. Халат запахивали в правую сторону и застегивали с использованием пуговиц. Зимние халаты были утеплены слоем ваты. Также женщины носили в холода по 2-3 халата одновременно.

Нарядные халаты имели очень яркие цвета (красный, зеленый, желтый). Они украшались яркой материей и орнаментом. Больше всего внимания уделялось спинке, на которой делали рисунки при помощи нитей и ажурных украшений. Такие красивые мелочи передавались через поколения и очень ценились. Вот мы и узнали об одежде коренных жителей Сахалина. Крузенштерн Иван, о котором мы говорили выше, являлся человеком, который возглавил первое русское кругосветное путешествие.

Религия

Что насчет религии? Убеждения нивхов строились на анимизме и культе промыслов. Они верили, что у всего есть свой дух - у земли, воды, неба, тайги и т. д. Интересно, что медведи были особо почитаемы, так как их считали сыновьями хозяев тайги. Именно поэтому охота на них всегда сопровождалась культовыми мероприятиями. Зимой отмечали медвежий праздник. Для этого ловили зверя, кормили и выращивали его в течение нескольких лет. Во время праздника его наряжали в специальную одежду и водили по домам, где того кормили из человеческой посуды. Затем в медведя стреляли из лука, принося его в жертву. Возле головы убитого зверя располагали еду, как бы угощая его. Кстати, коренных жителей Сахалина описывал как людей очень разумным. Именно нивхи кремировали умерших, а после закапывали их под ритуальные плачи где-то в тайге. Также иногда применяли метод воздушного погребения человека.

Айны

Второй многочисленной группой коренных жителей побережья Сахалина являются айны, которых ещё называют курильцами. Это которые также были распространены на Камчатке и в Хабаровском крае. По переписи в 2010 году было обнаружено чуть более 100 человек, но факту считается, что такое происхождение имеют более 1000 человек. Многие из тех, кто признал свое происхождение, живет на Камчатке, хотя издревле айны в большинстве своем жили на Сахалине.

Две подгруппы

Отметим, что айны - коренные жители Сахалина, делятся на две небольшие подгруппы: северносахалинские и южносахалинские. Первые составляют только пятую часть всех чистокровных представителей этого народа, которые были обнаружены в 1926 году во время переписи. Большинство людей этой группы были переселены сюда в 1875 году японцами. Некоторые представители народности взяли себе в жен русских женщин, смешивая кровь. Считается, что как племя айны вымерли, хотя даже в настоящее время можно найти чистокровных представителей народности.

Южносахалинские айны были эвакуированы японцами после Второй мировой войны на территорию Сахалина. Жили они отдельными небольшими группами, которые до сих остались. На 1949 год было около 100 челоек этой народности, которые проживали на Сахалине. При этом три последних человека, которые были чистокровными представителями народности, погибли в 1980 годах. Сейчас можно отыскать только смешанных представителей с русскими, японцами и нивхами. Их не больше нескольких сотен, но они утверждают, что являются чистокровными айнами.

Исторический аспект

Коренные народы острова Сахалин вышли на контакт с русскими людьми в XVII веке. Тогда этому поспособствовала торговля. Только спустя много лет были построены полноценные отношения с амурскими и северокурильскими подгруппами народности. Айны считали русских своими друзьями, так как они отличались по внешности от их противников японцев. Именно поэтому они быстро согласились принять русское подданство добровольно. Занимательно, что даже японцы не могли точно сказать, кто перед ними - айны или русские. Когда японцы первый раз наладили контакт с русскими на этой территории, они назвали их Красными Айнами, то есть со светлыми волосами. Интересный факт, что только к XIX веку японцы наконец поняли, что имеют дело с двумя разными народами. Сами же русские не находили столько сходства. Они описывали айнов как темноволосых людей с темной кожей и глазами. Кто-то отмечал, что они похожи на крестьян со смуглой кожей или цыган.

Заметим, что обсуждаемая народность активно поддерживала русских во время русско-японских войн. Однако после поражения в 1905 году русские оставили своих товарищей на произвол судьбы, что поставило точку в дружеских отношениях между ними. Сотни людей этого народа были уничтожены, их семьи были убиты, а жилища разграблены. Так мы подходим к тому, почему айны были насильно переселены японцами на Хоккайдо. При этом во время Второй мировой войны русским все равно не удалось отстоять свое праву на айнов. Именно поэтому большинство оставшихся представителей народа уехали в Японию, а в России осталось не более 10%.

Переселение

Коренные жители острова Сахалин по условиям договора от 1875 года должны были перейти во власть Японии. Однако через 2 года менее ста представителей айнов прибыли в Россию для того, чтобы остаться под ее началом. Они приняли решение не переселяться на как им предложило правительство России, а остаться на Камчатке. Из-за этого в 1881 году они около четырех месяцев пешком добирались к деревне Явино, где планировали обосноваться. Затем им удалось основать деревню Голыгино. В 1884 году еще несколько представителей народности прибыли из Японии. К переписи 1897 года всё население составляло чуть менее 100 человек. Когда пришла к власти советская власть, то все поселения были уничтожены, а люди насильно переселены в Запорожье Усть-Большерецкого района. Из-за этого этническая группа смешалась с камчадалами.

Во время царского режима айнам запрещалось себя так называть. Одновременно с этим японцы заявляли, что территория, на которой обитают коренные жители Сахалина, является японской. Факт, что в советское время люди, которые имели айнские фамилии, без причины и следствия высылались в ГУЛАГ или другие трудовые лагеря как бездушная рабочая сила. Причина крылась в том, что власть считала эту народность японской. Из-за этого большое количество представителей этой этнической группы сменило свои фамилии на славянские.

Зимой 1953 года вышел приказ касательно того, что в печати нельзя было публиковать информацию об айнах или их местонахождении. Спустя 20 лет этот приказ отменили.

Новейшие данные

Отметим, что на сегодняшний день айны все же являются этнической подгруппой в России. Известна семья Накамура, которая является самой малой, так как она состоит только из 6 человек, которые проживают на Камчатке. В настоящее время на Сахалине проживает большая часть этой народности, но многие её представители не признают себя айнами. Возможно, из-за страха повторения ужасов советского периода. В 1979 году народность айнов была вычеркнута из этнических групп, проживающих на территории России. Фактически айны считались вымерли в России. Известно, что по переписи 2002 года ни один человек не представил себя представителем этой народности, хотя мы понимаем, что они вымерли только на бумаге.

В 2004 году небольшая, но активная часть этой этнической группы направила письмо лично президенту России с просьбой не допустить передачи Курилов Японии. Также была просьба признать японский геноцид народности. В своем письме эти люди писали, что их трагедия может сравниться только с геноцидом коренного населения Америки.

В 2010 году, когда происходила перепись коренных малочисленных народов севера Сахалина, некоторые люди проявили желание записать себя как айнов. Они отправили официальное прошение, но их просьбу отклонили в правительстве Камчатского края и записали как камчадалов. Отметим, что на данный момент этнические айны не являются организованными с точки зрения политики. Их народность не хотят признавать ни на каком уровне. На 2012 год в стране насчитывало более 200 человек этой народности, но записаны во всех официальных документах они были как курильцы или камчадалы. В том же году их лишили прав на охоту и рыбалку.

В 2010 году была признана часть айнов, которые жили в Запорожье Усть-Большерецкого района. Однако из более чем 800 человек официально признали не более 100. Эти люди, как мы говорили выше, были бывшими жителями уничтоженных советской властью деревень Явино и Голыгино. При этом надо понимать, что даже в Запорожье представителей этой народности намного больше, чем было зафиксировано. Большая часть просто предпочитает молчать о своем происхождении, дабы не вызвать на себя гнев. Отмечено, что люди в официальных документах регистрируют себя как русских или же камчадалов. Среди известных потомков айнов стоит отметить такие семьи, как Бутины, Мерлины, Лукашевские, Коневы и Сторожевы.

Федеральное признание

Отметим, что айнский язык на самом деле в России вымер еще много лет назад. Курильцы перестали использовать родной язык ещё в начале прошлого века, так как боялись гонений со стороны власти. К 1979 году всего три человека на Сахалине могли говорить на исконно айнском языке, но все они погибли уже к 1980 годам. Отметим, что Кэйдзо Накамура говорил на этом языке, и он даже перевел на него несколько важных документов НКВД. Но при этом мужчина не передал свой язык своему сыну. Последний мужчина, Такэ Асаи, который знал сахалинско-айнский язык, погиб в 1994 году в Японии.

Отметим, что на федеральном уровне эта народность так и не была признана.

В культуре

В культуре была отмечена в основном одна группа коренных жителей Сахалина, а именно - нивхи. Жизнь, быт и традиции этой народности очень подробно описываются в повести Г. Гора «Юноша с далекой горы», которая была выпущена в 1955 году. Автор сам увлекался этой темой, поэтому весь свой пыл собрал в этой повести.

Также жизнь этого народа описывал Чингиз Айтматов в своей повести под названием «Пегий пес, бегущий краем моря», которая вышла в свет в 1977 году. Также отметим, что по ней был снят художественный фильм в 1990 году.

О жизни этих людей также писал Николай Задорнов в своем романе «Далекий край», которые вышел из печати в 1949 году. Н. Задорнов называл нивхов «гиляками».

В 1992 году на экраны вышел анимационный фильм под названием «Племянник кукушки» режиссера Оксаны Черкасовой. Мультфильм был создан по мотивам сказок обсуждаемой народности.

В честь коренных жителей Сахалина также назвали два судна, которые входили в российский императорский флот.

Подводя итоги статьи, скажем о том, что каждый народ имеет незыблемое право на существование и признание. Никто не может запретить человеку причислять себя к той или иной народности законно. К сожалению, не всегда такие свободы человека гарантированы, что очень печально в современном демократическом обществе. Высказывания Чехова о малых коренных жителях Сахалина все же были истинны...

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова нивхи

нивхи в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

нивхи

нескл. и нивухи, нивхов, ед. нивух, нивуха, м. Палеоазиатская народность, живущая в низовьях Амура и на о. Сахалине (прежнее название - гиляки).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

нивхи

Ов, ед. нивх, -а, м. Народ, живущий по нижнему течению реки Амура и на острове Сахалин [прежнее название - гиляки].

прил. нивхский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

нивхи

    Народность, живущая по нижнему течению Амура и на острове Сахалине, говорящая на языке палеоазиатской группы.

    Представители этой народности.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

нивхи

НИВХИ (самоназвание - нивх, устар. выражение - гиляки) народ в Российской Федерации, коренное население низовья р. Амур (Хабаровский кр.) и о. Сахалин. 4,6 тыс. человек (1992). Язык нивхский. Верующие - православные, есть традиционные верования.

Нивхи

(в дореволюционной литературе ≈ гиляки), народ, живущий в бассейне нижнего течения р. Амур (Хабаровский край РСФСР) и на о. Сахалин. Численность 4,4 тыс. чел. (1970, перепись). Говорят на нивхском языке. Вероятно, Н. ≈ прямые потомки древнейшего неолитического населения бассейна Амура и побережья Охотского моря. До Октября революции 1917 основу хозяйства Н. составляли рыболовство, морской зверобойный промысел. Единственным домашним животным была собака. У Н. сохранялись значительные пережитки родоплеменных отношений. Официально большая часть Н. считалась православными, но фактически у них господствовали древние религиозные представления, шаманизм. В советское время Н. объединены в колхозах, где наряду с традиционными развиваются новые отрасли хозяйства ≈ земледелие, животноводство. Имеется национальная интеллигенция.

Лит.: Народы Сибири, М. ≈ Л., 1956 (лит.); Таксами Ч. М., Возрождение нивхской народности, Юж.-Сахалинск, 1959.

Википедия

Нивхи

Ни́вхи («люди, народ» от нивх «человек») - малочисленный народ , проживающий на территории Российской Федерации и Японии. Также используется устаревшее название - гиляки (тунг . гилэкэ от гилэ «лодка»). Являются автохтонным, коренным населением Приамурья, острова Сахалин и соседних небольших островов, заселившими данную территорию в период позднего плейстоцена.

Примеры употребления слова нивхи в литературе.

Впервые в истории русские, нанайцы, эвенки, нивхи плечом к плечу, дружно встали на великую стройку.

Местное коренное население - нанайцы, эвенки, удэхейцы, нивхи , которые в царское время были обречены на вымирание, сейчас наравне со всеми другими народами нашей родины получили полную возможность участвовать в культурной и политической жизни страны.

Все вы знаете, что на Дальнем Востоке живет много народностей -- нанайцы, ульчи, орочи, нивхи , чукчи, эскимосы.

Понятно и то, как трудно было бы нам рассчитывать пути планет в небе или рост населения на земле, да и вообще рассуждать на любую общую тему, если бы мы пользовались такими же словами, как саами, нивхи или, тем более, папуасы Новой Гвинеи.

И все-таки нивхи пока держались, все-таки не покидала их отчаянная надежда, что, быть может, шторм так же внезапно утихнет, как и начался, что туман рассеется, тогда они могли бы подумать, как им быть дальше.

В том году, когда он родился, нивхи убили так много медведей, что медвежьи туши портились.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Нивхи. «На воде"», 2010


Общие сведения

Н‘ИВХИ, нивх (самоназвание - "человек"), гиляки (устаревшее), народ в России. Живут в Хабаровском крае на нижнем Амуре и на острове Сахалин (главным образом в северной части). Численность 4630 человек. По данным Переписи населения 2002 года численность нивхов, проживающих на территории России, составляет 5 тысяч человек, по данным переписи 2010г. - 4 тыс. 652 человека..

Говорят на изолированном нивхском языке. Распространён также русский язык.

Предполагают, что Нивхи - прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура, расселённого в прошлом значительно шире, чем в настоящее время. Находились в широких этнокультурных контактах с тунгусско-маньчжурскими народами, айнами и японцами. Многие Нивхи владели языками народов сопредельных территорий.

Основные традиционные занятия - рыболовство (кета, горбуша и др.) и морской промысел (тюлень, белуха и др.). Рыбачили неводами, сетями, крючками, ставили заездки и др. Морского зверя били острогой, дубинками и пр. Из рыбы делали юколу, из внутренностей вытапливали жир, из кожи шили обувь и одежду. Меньшее значение имела охота (медведь, олень, пушной зверь и пр.). Зверя добывали при помощи петель, самострелов, копий, а с конца 19 века - ружей.

Подсобное занятие - собирательство (ягоды, корни сараны, черемша, крапива; на морском побережье - моллюски, морские водоросли, раковины). Развито собаководство. Собачье мясо шло в пищу, шкуры - для одежды, собак использовали как транспортное средство, для обмена, на охоте, приносили в жертву. Распространены домашние ремёсла - изготовление лыж, лодок, нарт, утвари из дерева, посуды (корытца, туеса), подстилок из берёсты, обработка кости, кожи, плетение циновок, корзин, кузнечное дело. Передвигались на лодках (дощатых или долблёнках из тополя), лыжах (голицах или подбитых мехом), нартах с собачьей упряжкой.


В бывшем СССР произошли изменения в жизни Нивхов. Значительная их часть трудится в рыболовецких артелях, на промышленных предприятиях, в сфере обслуживания. По данным переписи 1989, 50,7% Нивхов составляет городское население.

В 19 веке сохраняли пережитки первобытно-общинного строя, родовое деление.

Вели оседлый образ жизни. Селения располагались обычно по берегам рек и морскому побережью. Зимой жили в полуземлянке четырёхугольного плана, углублённой в землю на 1-1,5 м, со сферической крышей. Были распространены наземные жилища столбовой конструкции с канами. Летнее жилище - постройка на сваях или вывороченных пнях с двускатной крышей.

Традиционная одежда (мужская и женская) состояла из штанов и халата, сшитых из рыбьей кожи или бумажной материи. Зимой носили шубу из собачьего меха, мужчины поверх шубы надевали юбочку из нерпичьей шкуры. Головной убор - наушники, меховая шапка, летом коническая берестяная или матерчатая шляпа. Обувь из тюленьей и рыбьей кожи.

Традиционная пища - сырая и варёная рыба, мясо морских зверей и лесных животных, ягоды, моллюски, водоросли и съедобные травы.

Официально считались православными, но сохраняли традиционные верования (культ природы, медведя, шаманство и др.). Вплоть до 1950-х годов у Нивхов Сахалина сохранялся классический медвежий праздник с убоем выращенного в клетке медведя. По анимистическим представлениям, Нивхов окружает живая природа с разумными обитателями. Сложилась норма бережно относиться к окружающей природе и разумно пользоваться её богатством. Традиционные природоохранные нормы были рациональными. Особенно ценными являются накопленные веками трудовые навыки, народное прикладное искусство, фольклор, музыкальное и песенное творчество, знания о лекарственных травах и собирательство.


В настоящее время начался процесс возвращения Нивхов на прежние места расселения и возрождение старых селений. Выросла собственная интеллигенция. В основном это работники учреждений культуры и народного образования. Нивхская письменность создана в 1932. Издаются буквари на амурском и восточносахалинском диалектах, книги для чтения, словари, газета "Нивх диф" ("Нивхское слово").

Ч.М. Таксами

Очерки

Нивхи - коренной народ Дальнего Востока, живущий в низовьях Амура, на берегу Татарского пролива (Ульчский и Николаевский районы Хабаровского края) и в северной части острова Сахалин. Нивхи представляют особый амуросахалинский антропологический тип североазиатской расы.Численность в РФ по переписи 2002г. - 5287 человек.Нивхский язык не имеет параллелей с языками других народов Восточной Сибири и относится к группе изолированных языков, хотя современные исследователи находят в нем элементы южноалтайской, маньчжурской и тунгусской языковых групп. Существуют амурский, северосахалинский и восточносахалинский диалекты. Письменность - с 1932 года на основе латинской, а с 1953г. - русской графики. Религия - анимизм, шаманизм.


Просто люди

Загадочных нивхов (нивхгу - народ) до 1930-х годов называли «гиляками». Занятия, культура и быт их сходны с остальными народами юга Дальнего Востока, а язык, непохожий на говор соседей, входит в немногочисленную палеоазиатскую группу, сохранившуюся со времен, предшествующих широкому распространению в Восточной Сибири тунгусо-маньчжурских языков. Нивхи всегда стремились к оседлости, а их традиционные промыслы (охота и рыболовство) были круглогодичными.

Тыф, дыф, таф или дом

Зимнее жилище нивхов - тыф, дыф, таф - это большой бревенчатый дом, имеющий столбовой каркас и стены из горизонтальных бревен, вставленных заостренными концами в пазы вертикальных столбов. Его двускатная крыша крылась травой, потолка не было, внутри - земляной пол и широкие нары вдоль стен, обогреваемые дымоходами от очага. В таком доме обычно размещались две-три семьи, располагавшиеся на своих участках нар, а в центре, на деревянном настиле, устроенном на высоких столбах, в сильные морозы обитали и кормились ездовые собаки. С наступлением тепла каждая семья переселялась в свое летнее жилище, которое строилось у зимнего дома или близ воды, рядом с промыслом. Каркасные летники из коры, имевшие разную форму - двухскатную, коническую, прямоугольную, - чаще всего ставили на сваях. Обычно они состояли из двух частей: жилой с открытым очагом и амбаром, где сушились сети, невода и рыба.


Земли хватало всем

Расположение зимних и летних «деревень» зависело от промысловых и географических условий. Зимнее селение традиционно размещалось вдали от берега моря, в защищенном от ветров месте, в лесу, ближе к охотничьим угодьям или на берегу водоема, недалеко от лунок для подледного лова. Летом нивхи стремились разместиться в устье реки, куда рыба заходила для нереста, или на морской косе, где они ловили лососей и добывали морского зверя - нерп, лахтаков, сивучей. Расселение небольшими общинами, отделенными значительными расстояниями друг от друга и ведущими комплексное хозяйство рыболовов, охотников на морского и лесного зверя, собирателей ягод, грибов, растений, давало им возможность осваивать оптимальные по своим размерам территории, поддерживая относительно высокий уровень потребления. То, что их земли не имели четко определенных границ, а сами нивхи не вступали в конфликты с другими народами, во многом объяснялось особенностями размещения.

Зятья и тести

Нивхское общество представляло собой прочную конструкцию, состоявшую из отдельных родов, которые были связаны взаимными обязательствами. Каждый род («кхал» или по-русски «ножны») брал женщин из одного определенного рода и, в свою очередь, отдавал своих женщин в другой, тоже точно определенный род. По отношению к одному кхалу он являлся «ымхи», то есть родом зятьев, по отношению к другому - «ахмалк», родом тестей. Договоренности между членами различных родов не ограничивались сферой семейно-брачных норм, они распространялись на всю область многообразных социальных отношений, в этом и состояло их значение как системы связей, цементирующих общество. Поэтому нивхи не ссорились и не воевали с соседями-родственниками, а помогали им в трудные времена.


Николаевск-на-Амуре - столица земли нивхской

Первое упоминание об этих миролюбивых людях встречается в донесении Василия Пояркова, командовавшего пришедшими в 1643 году в низовья Амура казаками. В нем он сообщает своему начальнику - якутскому воеводе Петру Головину о гиляках, местном «народце», который живет в домах на сваях, ездит на собаках, рыбачит в маленьких берестяных лодках («му») и выплывает на них даже в открытое море. В 1849-1855гг. в этих же местах работала экспедиция Геннадия Ивановича Невельского, и по оставленным ее членами описаниям быта и культуры аборигенов можно сделать вывод, что больших изменений жизненного уклада у нивхов за истекшие два столетия не произошло. Правда, в нарядах местных модниц появились «вороньи» пуговицы, на которые обратил внимание подчиненный Невельского лейтенант Николай Бошняк. Исследование материала, из которого они были изготовлены, а также рассказы рыбаков позволили ему в дальнейшем открыть крупное месторождение каменного угля на Сахалине. Также участниками экспедиции на землях нивхов был основан город Николаевск-на-Амуре, вокруг которого стали селиться русские крестьяне, а после заключения Айгунского и Пекинского договоров с Китаем (1858-1860) эти территории - материковая и островная - официально вошли в состав Российской империи.


Огонь

По своим верованиям нивхи были анимистами: они одушевляли живую и неживую природу, населяли мир добрыми и злыми духами. К категории живых существ они относили также небесные светила, горы, воду, огонь, который являлся еще и символом рода. Так, нивхи, в отличие от других народов Амура, часто кремировали умерших, считая, что таким образом их души беспрепятственно поднимутся в верхний мир. Проведение этого обряда несколько отличалось по форме у разных общин, но главное в его содержании сохранялось: труп сжигали на огромном погребальном костре в тайге под ритуальный плач, пепел сгребали к центру кострища и огораживали срубом. Затем изготавливали деревянную куклу, прикрепляли к ней косточку от черепа покойного, одевали, обували и помещали в специальном домике - раф, высотой около метра, украшенном резным орнаментом. Впоследствии возле него совершали регулярные поминальные обряды (особенно часто в первый месяц после похорон, затем - примерно раз в месяц в течение года, после этого - каждый год), угощались, а в костер бросали пищу для ушедшего в мир иной сородича. Если же человек пропал или утонул, а тело его не было найдено, то устраивалось символическое погребение, когда вместо него хоронили большую, в рост погибшего, куклу из ветвей и травы. Ее одевали в одежду умершего и закапывали в землю или сжигали, соблюдая положенный ритуал.


Вода…

Из таких же анимистических представлений возник культ «хозяев природы», тесно связанный с промысловой обрядностью. Духу-хозяину неба нивхи молились в домах, в лесу у священного дерева призывали духа-хозяина земли, обращаясь к нему с просьбами о здоровье, удаче в промыслах и в предстоящих делах. Тайга, горы, а в особенности море, реки, озера, то есть вода как источник жизни во многом определяла их обрядовую практику. Одно из центральных мест в ней занимал праздник освобождения водоемов ото льда и посвящение духам воды специальной пищи и утвари - деревянных корытец в виде уточек и рыбок. Только после «кормления воды» нивхи приступали к промыслу рыбы и морского зверя, иначе ее «хозяин» (Тол Ыз, или Тайраадз - морская касатка) мог не послать улова.

И медведи

Другой могущественный дух - хозяин тайги Пал Ыз, или «горный человек», представлялся в виде огромного медведя, а каждый «рядовой» мишка считался его сыном. Охота на него должна была сопровождаться особым ритуалом, то есть «медвежьей игрой» - чхыф леранд. Например, после удачного завершения похода старейший охотник садился на спину убитого медведя и кричал: «У-у-у!» три раза, если это был самец, и четыре - если медведица. Чтобы задобрить, в левое ухо зверю клали табак, освежевав, доставляли в селение, причем везли головой вперед, предупреждая сородичей криком. Женщины встречали процессию игрой на музыкальном бревне, тушу заносили в амбар, шкуру с головой клали на помост, где уже хранились кости, черепа, половые органы добытых ранее медведей. Тут же складывали охотничье снаряжение и ставили угощение, в том числе жареное мясо убитого зверя, которое раздавали всем присутствующим, сама трапеза проходила под музыкальное сопровождение.


Медвежий праздник

Также детально у нивхов был разработан ритуал медвежьего праздника с выращенным в клетке медведем. Он проходил в январе-феврале, в период полнолуния, в течение двух недель. С одной стороны, он был связан с промысловым культом, то есть сопровождался обрядом кормления хозяев земли, леса и гор, с другой - с поминками по умершему родственнику. Пойманного или найденного в тайге медвежонка растили три года в специальном срубе, причем в течение всего времени содержания животного соблюдалось много правил и табу. Например, к нему запрещалось подходить женщинам, хотя иногда хозяйка даже кормила его грудью, называя «сынком». Обычно праздник в память умершего сородича, душа которого по поверью перешла в медведя, делился на несколько этапов: изготовление священных стружек (инау), убиение медведя, водворение его головы на помост, угощение его мясом, приношение в жертву собак и разъезд гостей. Происходило это так: в назначенный день хозяин медведя лил вино домашнему духу и обращался к нему с просьбой извинить за то, что не может больше держать медведя, хотя все время обращался с ним хорошо. Он шел к клетке и угощал медведя, разливая перед ним вино, здесь же плясали женщины, а вскормившая медвежонка хозяйка плачем и особым танцем выражала свою печаль. Медведя водили по селению, его радостно встречали в каждом доме, угощали юколой, специальным студнем из рыбьей кожи, вином и кланялись ему - это должно было принести благополучие семье. Все плясали под звуки музыкального бревна, изображая пантомимой будущее путешествие зверя к прародителям. Затем у последнего дома начинались проводы медведя: на него, как на умершего человека, надевали два сплетенных из травы пояса, к которым привязывали «дорожное продовольствие» и «дорожные предметы» - корни, клубни растений, ягоды, мешочки с табаком.


И похороны сына Пал Ыза

Убивал медведя зять или зятья хозяина зверя. Это происходило на специально подготовленной площадке, огороженной обрубленными елочками и украшенной ритуальными стружками. Медведя привязывали к резным столбам, и хозяин обращался к нему: «Теперь мы устраиваем большое пиршество в твою честь, не пугайся, мы не будем вредить тебе, мы только убьем тебя и пошлем к любящему тебя Хозяину леса. Мы собираемся дать тебе еду, лучшую, какую ты когда-либо ел у нас, мы все будем плакать по тебе. Человек, который убьет тебя, - лучший стрелок среди нас, он плачет и просит твоего прощения. Ты ничего почти не почувствуешь, это будет сделано быстро. Мы же не можем кормить тебя вечно, ты сам понимаешь. Мы сделали для тебя все, что могли, а теперь твоя очередь позаботиться о нас - попроси Хозяина, чтобы послал на зиму побольше выдр, соболей, а на лето - тюленей и рыб в изобилии, не забудь нашей услуги. Мы очень любим тебя, и наши дети тебя никогда не забудут…» Площадку и угощение готовила семья, вырастившая медведя. Тушу свежевали, шкуру с головой спускали в дом через дымовое отверстие на длинном шесте и клали на помост, на котором в жертву приносили собак. Между трапезами продолжались танцы, гонки на ездовых собаках, фехтование на палках, стрельба из луков, женщины играли на музыкальном бревне. Медвежье мясо варили на огне, разведенном родовым огнивом, подавали в специальных деревянных ковшах, сделанных к празднику, вынимали также особой ложкой-черпаком с вырезанным изображением медведя. Голову зверя и мясо украшали стружками инау, а все кости собирали и отдавали хозяевам, прикрепляя к ним какой-либо дар: копье, нож, ремень, даже собак. Они якобы отсылались «лесным людям» - медведям. Накануне окончания праздника старики сидели всю ночь около черепа зверя, ели ритуальные кушанья и вели с ним беседу. Затем под звуки музыки в амбар или на дерево, где уже хранились другие черепа, водворяли новый, ставили перед ним еду, говорили слова прощания, а рядом сажали ель, так как общее число деревьев должно соответствовать количеству убитых медведей…

НИВХИ. Са-мо-на-зва-ния - нивх, нивх-гу, ни-вух, ни-вах, ни-бах - че-ло-век; ус-таревшее рус-ское - ги-ля-ки, на-род в Рос-сии.

Жи-вут в ни-зовь-ях р. Амур и на о. Са-ха-лин (в основном на се-ве-ре - в сё-лах Не-кра-сов-ка и Рыб-новск Охин-ско-го р-на, а так-же в с. Чир-Унвд Ты-мов-ско-го р-на и в поселке городского ти-па Ног-ли-ки на восточном по-бе-ре-жье). Де-лят-ся на груп-пы: восточно-са-ха-лин-ская, западно-са-ха-лин-ская, ты-мов-ско-алек-сан-д-ров-ская, амур-ская, ле-во-бе-реж-но-ли-ман-ская и пра-во-бе-реж-но-ли-ман-ская. Чис-лен-ность 4,7 тыс. человек (2010 год, пе-ре-пись), из них 2,1 тыс. человек в Ха-ба-ров-ском крае (в осн. в Ни-ко-ла-ев-ском и в Ульч-ском райо-нах) и 2,3 тыс. человек в Са-ха-лин-ской обл. Го-во-рят в основном по-рус-ски; 0,2 тыс. человек со-хра-ня-ют нивх-ский язык. Ве-рую-щие - пра-во-слав-ные.

Тра-ди-ци-он-но нивхи рас-смат-ри-ва-ли как ав-то-хтон-ное на-се-ле-ние ниж-не-го Аму-ра и Са-ха-ли-на (российские ис-сле-до-ва-те-ли Л.И. Шренк, А.М. Зо-ло-та-рёв, М.Г. Ле-вин, А.П. Ок-лад-ни-ков , Ч.М. Так-са-ми); бы-ли рас-про-стра-не-ны так-же ги-по-те-зы об их род-ст-ве с северо-американскими ин-дей-ца-ми (Л.Я. Штерн-берг, В.И. Ио-хель-сон) и о про-ис-хо-ж-де-нии нивхи с юга и их свя-зях с ко-рей-ца-ми и тун-гу-со-маньчжурскими на-ро-да-ми (Е.А. Крей-но-вич, Б. Лау-фер). До по-яв-ле-ния на Охот-ском по-бе-ре-жье пер-вой вол-ны тун-гу-сов (XV-XVI века) нивхи за-ни-ма-ли тер-ри-то-рию до р. Уда на се-ве-ре, где кон-так-ти-ро-ва-ли с ко-ря-ка-ми (Ок-лад-ни-ков); на Са-ха-ли-не до XX века жи-ли в основном на восточном и западном по-бе-ре-жье Северного Са-ха-ли-на и в ни-зовь-ях р. По-ро-най. Многие нивх-ские ро-ды име-ли айн-ское, на-най-ское, не-ги-даль-ское, орок-ское и ульч-ское про-ис-хо-ж-де-ние. Кон-так-ты с рус-ски-ми с XVII века. С середины XIX века сре-ди нивхи дей-ст-вовали русские мис-сио-не-ры. В 1897 году на-счи-ты-ва-ли 4,6 тыс. человек. С 1950-х годов рез-ко па-да-ет чис-ло вла-дею-щих нивх-ским языкаом (с 76,3% в 1959 году до 23,2% в 1989 году). В 1990-е годы по-яв-ля-ют-ся нивх-ские ро-до-вые хо-зяй-ст-ва. Нивхи вклю-че-ны в спи-сок ко-рен-ных ма-ло-чис-лен-ных на-ро-дов Се-ве-ра, Си-би-ри и Даль-не-го Вос-то-ка.

Тра-диционная куль-ту-ра ти-пич-на для на-ро-дов При-аму-рья, При-мо-рья и Са-ха-ли-на (см. статью На-ро-ды в то-ме Рос-сия). До XX века име-ли лет-ние и зим-ние по-се-ле-ния. С мая по ок-тябрь за-ни-ма-лись в основном ры-бо-лов-ст-вом (главным образом ло-со-сё-вые), с ок-тяб-ря по март - пуш-ным про-мыс-лом, вес-ной по на-сту охо-ти-лись на оле-ня и ло-ся (до середины XIX века не зна-ли ог-не-стрель-но-го ору-жия), круг-лый год до-бы-ва-ли мор-ско-го зве-ря (в т. ч. с по-мо-щью плав-но-го гар-пу-на тла дли-ной до 35 м). Ле-том пе-ре-дви-га-лись на лод-ках - долб-лё-ных с ло-па-то-об-раз-ны-ми кор-мой и но-сом (мла му) и до-ща-тых плос-ко-дон-ных, ти-па кит. сам-па-на (калмр му, тыркр му), зи-мой - на лы-жах (го-ли-цы - лак, об-ши-тые - энь) и пря-мо-ко-пыль-ных нар-тах амур-ско-го ти-па (ту) в со-бачь-ей уп-ряж-ке «ёлоч-кой». Зим-нее жи-ли-ще - зем-лян-ка пи-ра-ми-даль-ной или усе-чён-но-пи-ра-ми-даль-ной фор-мы (то-рыв, то-рыф) с зим-ним вхо-дом че-рез по-лу-под-зем-ный ко-ри-дор и лет-ним - че-рез све-то-ды-мо-вое от-вер-стие в кров-ле. Бы-ли из-вест-ны по-лу-под-зем-ные (мив-тыв) и на-зем-ные (ло-чур-ла-тыв, чад-рыв) кар-кас-ные и сруб-ные де-ревянные по-строй-ки. По-лу-зем-лян-ки ота-п-ли-ва-лись дву-мя оча-га-ми (по-свя-щён-ны-ми мор-ско-му и лес-но-му хо-зяе-вам), чад-рыв - ка-ном. Со второй половины XIX века рас-про-стра-ня-ет-ся русская из-ба (ло-ча-рыф). Ле-том жи-ли в сруб-ных свай-ных по-строй-ках (кэ-рыф, ке-рыв); сваи и фрон-тон-ные дос-ки по-кры-ва-лись рез-ным ор-на-мен-том.

Оде-ж-да пер-во-на-чаль-но ши-лась из тю-лень-ей и рыбь-ей ко-жи, с XIX века - из тка-ни китайского и русского про-изводства, вклю-ча-ла ко-рот-кие шта-ны с но-го-ви-ца-ми и ту-ни-ко-об-раз-ный пра-во-за-паш-ной ха-лат восточно-азиатского ти-па с над-став-лен-ны-ми ру-ка-ва-ми и пра-вой по-лой, кай-мой по ле-вой по-ле и ша-ро-об-раз-ны-ми пу-го-ви-ца-ми на пра-вом бо-ку. Го-лов-ной убор - ко-ническая шля-па: у муж-чин - из бе-ре-сты (хиб хак), у жен-щин - из тка-ни (чиск хак). Муж-чи-ны за-пле-та-ли од-ну, жен-щи-ны - две ко-сы.

В XIX веке су-ще-ст-во-ва-ли пат-ри-ли-ней-ные ро-ды (хар, хал - буквально «ствол»), вла-дев-шие про-мы-сло-вой тер-ри-то-ри-ей, об-ря-до-вым до-мом и клад-би-щем, с об-щим ро-до-вым име-нем и сво-дом лич-ных имён, ко-то-ры-ми не мог поль-зо-вать-ся другой род. Род воз-глав-ля-ли со-вет ста-рей-шин и его ли-дер (хой-мар, пи-лан); с XIX века ад-ми-ни-ст-ра-ци-ей на-зна-ча-лись ста-рос-ты («княз-цы»). Су-ще-ст-во-ва-ли меж-ро-до-вые эк-зо-гам-ные объ-е-ди-не-ния (до-ха), пат-ри-ар-халь-ная се-мья (до 40 человек) и до-маш-нее раб-ст-во. Прак-ти-ко-вал-ся ма-три-ла-те-раль-ный кросс-ку-зен-ный брак с трёх-ро-до-вым сою-зом (ка-ж-дый род от-да-вал де-ву-шек в «род зять-ёв» и брал жён в «ро-де тес-тей»). Бы-ли рас-про-стра-не-ны авун-ку-лат, ле-ви-рат, груп-по-вой брак (муж-чи-на имел пра-во на сес-тёр сво-ей же-ны, жён сво-их стар-ших брать-ев и на их сес-тёр, млад-ших сес-тёр сво-ей ма-те-ри и жён сво-его дя-ди по ма-те-ри; при этом бра-ки с жё-на-ми дя-дей по от-цу и с пле-мян-ни-ца-ми бы-ли стро-го за-пре-ще-ны), ко-лы-бель-ный сго-вор, брач-ный вы-куп (с середины XIX века) и от-ра-бот-ка за не-вес-ту, вре-мен-ная мат-ри-ло-каль-ность бра-ка, кров-ная месть и вы-куп за убий-ст-во (тху-синд). Сис-те-ма тер-ми-нов род-ст-ва би-фур-ка-тив-но-го ти-па в по-ко-ле-нии эго и сре-ди млад-ших сиб-лин-гов ро-ди-те-лей и би-фур-ка-тив-но-ли-ней-но-го ти-па сре-ди стар-ших сиб-лин-гов ро-ди-те-лей; за-фик-си-ро-ван ге-не-рац. скос ти-па «ома-ха». Сиб-лин-ги де-лят-ся по от-но-сительному воз-ра-сту без раз-гра-ни-че-ния по по-лу. Ха-рак-те-рен культ ро-до-во-го ог-ня, ко-то-рый за-жи-гал-ся от хра-нив-ше-го-ся у ро-до-во-го ста-рей-ши-ны ог-ни-ва на но-во-се-лье, мед-ве-жий празд-ник и т. п.

Со-хра-ня-лись куль-ты жи-вот-ных (мед-ве-дя, ка-сат-ки и др.), свя-щен-ных де-ревь-ев, де-ми-ур-га Тайр-нан-да (Тайх-на-да), мор-ско-го хо-зяи-на Тол-ыза (То-лызн-га), лес-но-го хо-зяи-на Пал-ыза (Па-лызн-га), хо-зяи-на гро-ма Тыын-та в ви-де пти-цы, хо-зя-ев до-ма (тыв-ыз; их фи-гур-ки хра-ни-лись в по-чёт-ном мес-те до-ма), оча-га (тугр-ыз) и ро-до-во-го ог-ни-ва (ко-то-рое ло-ма-лось при раз-де-ле се-мьи) и др. Из-вест-ны ми-фо-ло-гич. сю-же-ты о со-тво-ре-нии су-ши во-до-пла-ваю-щей пти-цей или си-ни-цей, о не-сколь-ких солн-цах, о со-жи-тель-ст-ве че-ло-ве-ка с ры-бой, мед-ве-дем и др., о близ-не-цах как по-ро-ж-де-нии жен-щи-ны и мед-ве-дя и др. Основные ри-туа-лы - зим-ние или зим-не-лет-ние жерт-во-при-но-ше-ния Не-бу (тлы-рох чыу-нид), спуск и подъ-ём ло-док, мед-ве-жий празд-ник, осен-няя ри-ту-аль-ная охо-та на мед-ве-дя (стро-го в пре-де-лах сво-ей ро-до-вой про-мы-сло-вой тер-ри-то-рии). Бы-ли рас-про-стра-не-ны тру-по-сож-же-ние (выкс, выкз тоф), на-зем-ное, для де-тей - воз-душ-ное (на де-ревь-ях, в ду-п-лах) по-гре-бе-ние. Ша-ман-ст-во бы-ло ме-нее раз-ви-то, чем у других на-ро-дов При-аму-рья.

Раз-ви-ты ап-пли-ка-ция по рыбь-ей ко-же, ме-хо-вая мо-заи-ка (у жен-щин), резь-ба по де-ре-ву и кос-ти, об-ра-бот-ка ме-тал-ла (у муж-чин); боль-шой цен-но-стью счи-та-лись ко-пья с ин-кру-ста-ци-ей из ме-ди и се-реб-ра. Ха-рак-те-рен кри-во-ли-ней-ный ор-на-мент аму-ро-са-ха-лин-ско-го ти-па. «До-сто-вер-ные» по-ве-ст-во-ват. рас-ска-зы (тул-гур) - ми-фы , бы-лич-ки, ле-ген-ды о меж-ро-до-вых кон-флик-тах, о не-сча-ст-ной люб-ви и т. п. - ис-пол-ня-ли ве-че-ром или но-чью, не-ко-то-рые сю-же-ты бы-ли за-прет-ны для жен-щин и не-же-на-тых муж-чин. Сказ-ки (ны-зит) - о жи-вот-ных, о юно-ше-си-ро-те, бы-то-вые - вклю-ча-ют по-ющие-ся мо-но-ло-ги дей-ст-вую-щих лиц. У са-ха-лин-ских Нивхи су-ще-ст-во-вал эпический жанр (на-стунд/на-стурш), ко-то-рый пол-но-стью пел-ся ли-бо ис-пол-нял-ся с че-ре-до-ва-ни-ем ре-чи и пе-ния. Ри-туа-лы мед-вежь-е-го празд-ни-ка со-про-во-ж-да-ют-ся ми-фо-ло-гическими тек-ста-ми, жен-ской иг-рой на идио-фо-не в ви-де од-но-го или двух брё-вен (зас тяс / тя-тят-хас / тя-тян чхар), жен-ски-ми тан-ца-ми (тихдь/тьи-гынд) с по-гре-муш-ка-ми раз-ных ви-дов. Ша-ман-ские пес-но-пе-ния (чам / чамн лудь, чам-лунд) со-про-вож-да-ют-ся иг-рой на буб-не (кас) с по-мо-шью ко-ло-туш-ки (кас-тяс / кас-тярш) и зво-ном под-ве-сок ша-ман-ско-го поя-са (ян-пан / ян пу), ино-гда - уда-ра-ми двух жер-дей. Из-вест-ны по-гре-баль-ные пес-ни-пла-чи (кер-ёдь / че-ри-онд), «пси-хо-де-ли-че-ское» жен-ское пе-ние (хан-дудь / хау-дант).

Ли-рический фольк-лор: лю-бов-ные пес-ни-ино-ска-за-ния (вал-х-лу / ал-хтунд / ал-хтурш), пес-ни-им-про-ви-за-ции (лу / лунд / лудь), бы-то-вые пес-ни (на-на-кэ, кал-по), драз-нил-ки (чалф-лылф), ко-лы-бель-ные и др. пес-ни. Для тра-диционных пе-сен ха-рак-тер-ны фор-муль-ные на-пе-вы, в современных пес-нях про-ис-хо-дит за-кре-п-ле-ние тек-стов за оп-ре-де-лён-ны-ми на-пе-ва-ми. Ран-не-фольк-лор-ный тип во-каль-ной му-зы-ки Нивхи ха-рак-те-ри-зу-ет-ся спе-ци-фическими приё-ма-ми тем-бро-ар-ти-ку-ля-ции (кыхь-юдь - тре-мо-ли-ро-ван-ное пе-ние, кен-ген - фаль-цет-ное пе-ние с вы-ра-жен-ной на-за-ли-за-ци-ей). Музыкальные ин-ст-ру-мен-ты: од-но-струн-ный смыч-ко-вый тынр / тын-грын (ре-пер-ту-ар - пе-сен-ные ме-ло-дии и про-грамм-ные наи-гры-ши); вар-га-ны 2 ви-дов - ду-го-вой и пла-стин-ча-тый (кан-га / кон-гон); аэ-ро-фо-ны - сви-ст-ки из тро-ст-ни-ка, таль-ни-ка, птичь-ей кос-ти, длин-ная тру-ба (каль-ни) из по-ло-го стеб-ля зон-тич-но-го рас-те-ния (ис-поль-зо-ва-лись в ка-че-ст-ве охот-ничь-их ман-ков, об-ря-до-вых и раз-вле-ка-тель-ных ин-ст-ру-мен-тов); вих-ре-вой аэ-ро-фон пувс / хи-рэн (в про-шлом об-ря-до-вый, ны-не дет-ский).

Дополнительная литература

Шренк Л.И. Об ино-род-цах Амур-ско-го края. СПб., 1883-1903. Т. 1-3;

Штерн-берг Л.Я. Са-ха-лин-ские ги-ля-ки // Эт-но-гра-фи-че-ское обо-зре-ние. 1893. № 2;

Штерн-берг Л.Я. Ма-те-риа-лы по изу-че-нию ги-ляц-ко-го язы-ка и фольк-ло-ра. СПб., 1908. Т. 1;

Так-са-ми Ч.М. Нив-хи. (Со-вре-мен-ное хо-зяй-ст-во, куль-ту-ра и быт). Л., 1967;

Так-са-ми Ч.М. Ос-нов-ные про-бле-мы эт-но-гра-фии и ис-то-рии нив-хов: се-ре-ди-на XIX - на-ча-ло XX в. Л., 1976;

Крей-но-вич Е.А. Нивх-гу. За-га-доч-ные оби-та-те-ли Са-ха-ли-на и Аму-ра. М., 1973;

Пропп В.Я. Чу-кот-ский миф и ги-ляц-кий эпос // Пропп В. Я. Фольк-лор и дей-ст-ви-тель-ность. М., 1976;

Ка-ра-ба-но-ва С.Ф. Тан-цы ма-лых на-ро-дов юга Даль-не-го Вос-то-ка СССР как ис-то-ри-ко-эт-но-гра-фи-че-ский ис-точ-ник. М., 1979;

Сись-ко-ва А.В. Жан-ры тра-дици-он-но-го фольк-ло-ра са-ха-лин-ских нив-хов на со-вре-мен-ном эта-пе // Тра-ди-ции и со-вре-мен-ность в куль-ту-ре на-ро-дов Даль-не-го Вос-то-ка. Вла-ди-во-сток, 1983;

Сись-ко-ва А.В. Тра-ди-ци-онные му-зы-каль-ные ин-ст-ру-мен-ты нив-хов Са-ха-ли-на // Куль-ту-ра на-ро-дов Даль-не-го Вос-то-ка: Тра-ди-ции и со-вре-мен-ность. Вла-ди-во-сток, 1984.

Иллюстрации:

Фото А.В. Смоляк. Нивх-ская жен-щи-на в тра-ди-ци-он-ном зим-нем ха-ла-те. 1960.

Нивх-ский рез-чик по де-ре-ву В.С. Лам-пан. Фото 2002. ИИАЭ ДВО РАН.

Общая информация

Нивхи — коренной народ Российской Федерации. Самоназвание - нивхгу (человек). Соседние народы называли их гиляха, гильями. Это название заимствовали русские, придав ему форму гиляки. Этот этноним широко употреблялся до 30-х годов XX века. Часть старых нивхов называют себя гиляками и в настоящее время. Говорят на нивхском языке, имеющем два диалекта: амурский и восточно-сахалинский. Нивхский язык вместе с кетским относится к изолированным языкам. Широко распространен русский язык. В 1989 г. нивхский язык назвали родным лишь 23.3 % нивхов. Письменность создана в 1932 г. на основе латинского алфавита, позднее переведена на русскую графику.

Нивхи - прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура. Существует точка зрения, что предки современных нивхов, северо-восточных палеоазиатов, эскимосов и индейцев Америки - звенья одной этнической цепи, охватывавшей в далеком прошлом северозападные берега Тихого океана. Относятся к центрально-азиатскому типу большой монголоидной расы. Вместе с чукчами, коряками и другими народами Северо-Востока входят в группу палеоазиатов. На современный этнический облик нивхов большое влияние оказали их этнокультурные контакты с тунгусо-манчжурскими народами, айнами и японцами.

Территория расселения и численность

В прошлом нивхи занимали весьма обширную территорию. Ареал их расселения на материке простирался от Амура до бассейна Уды, на Сахалине - по всему западному и восточному побережью и в устье реки Поронай. В настоящее время нивхи Сахалина расселены в северной части острова и в бассейне реки Тымь (2008 чел.). На материке они концентрируются в двух районах Хабаровского края - Николаевском (1235 чел) и Ульчском - 631. Общая численность нивхов в СССР по переписи 1989 г. - 4673 человек, при этом, если численность материковых нивхов в 1979-1989 гг. выросла на 218 чел. (10 %), то на Сахалине она сократилась на 128 человек (6 %). В 1926 г. нивхи жили в небольших по числу жителей селениях, состоявших нередко из 2-3-х жилых построек. Известно более 100 таких селений, в т.ч. на Сахалине - 60. Колхозное строительство и последующее укрупнение коллективных хозяйств привели к ликвидации большинства этих поселений. Сегодня на Сахалине почти две трети нивхов сосредоточены в двух населенных пунктах - селе Некрасовка Охинского района и райцентре Ноглики. На материке они живут преимущественно в небольших поселениях (см. таблицу). Все поселки нивхов многонациональны. Кроме русских вместе с ними на Сахалине живут ороки и эвенки, в Хабаровском крае - ульчи и негидальцы. Нивхские поселения в Николаевском районе Хабаровского края в этническом отношении более однородны. Представительные этнические общины нивхов сформировались в последние годы в городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Южно-Сахалинске.

Численность нивхов на 2002 г. составила 5162 человека.

Образ жизни и система обеспечения

Основные традиционные отрасли хозяйства нивхов - рыболовство и морской зверобойный промысел. Сухопутная охота и собирательство имели подсобное значение. Особенно важную роль имел промысел проходных лососей. Промыслом рыбы и морского зверя (нерпа, тюлени, белуха) занимались круглый год. Широкое развитие получило занятие собаководством.

В начале 30-х гг. у нивхов были созданы колхозы, в которых развивался лишь один вид традиционного промысла - рыболовство. Укрупнение хозяйств, их переход на промышленное рыболовство привели, в конечном счете, к тому, что и эта сфера традиционного труда оказалась недоступной для большинства коренного населения. В конце 80-х гг. в колхозах работало менее трети трудоспособных нивхов. Считалось, что все они заняты в традиционном хозяйстве, на самом деле традиционным трудом занималась незначительная часть. Так, например, в колхозе «Восток» (Ногликский район Сахалина) из 110 нивхов-колхозников на рыбном промысле работало всего 17 человек, остальные - в сфере обслуживания основного производства.

Вытеснение из сферы традиционного труда воспринималось нивхами весьма болезненно и с началом рыночных реформ стало главным фактором их общественного движения за новые экономические отношения. С начала 90-х гг. повсеместно создаются родовые хозяйства. К настоящему времени на Сахалине их насчитывается более 80, в Николаевском районе Хабаровского края - 19 различных производственных объединений. Основные направления их хозяйственной деятельности - рыболовство, добыча морского зверя и охота. За ними закреплены территории традиционного природопользования, им выдаются лимиты на добычу рыбы, бесплатные лицензии на отстрел зверя.

Наряду с традиционными промыслами в хозяйствах развивается сельскохозяйственное производство. Подавляющее большинство хозяйств ориентировано не на внутреннее потребление, а на рынок. Этому способствуют и размеры квот, выделяемых им на добычу рыбы. Однако далеко не все они действительно работают. Из 19 хозяйств амурских нивхов в 1998 г. 6, например, вообще не работали, а остальные сработали в убыток. Несовершенство рыночных отношений ведет к тому, что часть ценной продукции (лососевые, икра, мех) хозяйства вынуждены уступать по заниженной цене перекупщикам. В целом можно констатировать, что создание новой хозяйственной структуры не смогло пока решить проблему занятости нивхов. Она продолжает существовать наряду с другими социальными проблемами.

Этно-социальная обстановка

В 1989 г. около половины всех нивхов были городскими жителями. На Сахалине городское население составляло у них 55,6 %, в Хабаровском крае - 44,2 %.

Разумеется, большинство нивхов живет не в крупных городах, а в поселках городского типа, но и они - достаточно крупные многонациональные поселения. Доля нивхов в них, как правило, не превышает 1 %, соответственно и отношение к -ним со стороны местных властей. За исключением немногочисленной национальной интеллигенции нивхи заняты здесь преимущественно неквалифицированным низкооплачиваемым трудом. В условиях рыночных реформ, роста безработицы коренное население оказывается самой незащищенной частью. В 1994-1999 гг. занятость нивхов сократилась на 39 %. Многие семьи ведут нищенское существование.

Ухудшилось медицинское обслуживание. В медицинских учреждениях не хватает специалистов, лекарств, финансирование осуществляется нерегулярно. Ухудшаются демографические показатели. Естественный прирост в 1998 г. сократился в сравнении с 1990 г. в 8,6 раза, рост численности нивхов практически прекратился.

Заметное осложнение этно-социальной обстановки у нивхов Сахалина в последние годы связано также с новыми планами разработки нефти на шельфе Охотского моря. Понимая, что остановить очередное наступление нефтяников на их земли вряд ли удастся, нивхи поставили вопрос о выплате компенсаций за разработку нефтяных месторождений на их традиционных территориях, проведения этнологической экспертизы проектов. Игнорирование требований коренных народов привело к проведению несколько акций протеста в Ногликском районе, где уже велись строительные работы, связанные с прокладкой трубопровода. В конце концов, летом 2005 года представители компании «Сахалин Энерджи» и коренные народы Сахалина, в лице Регионального совета уполномоченных коренных малочисленных народов Сахалина, сели за стол переговоров, началась совместная разработка Плана содействия КМНС. Администрация области, в лице Департамента по делам КМНС, также приняла участие в его разработке, предоставляя необходимую информацию по социально-экономическому развитию КМНС Сахалинской области. Ключевыми задачами Плана содействия являются: предотвращение или снижение потенциальных негативных воздействий, связанных с реализацией проекта «Сахалин-2»; вклад в улучшение качества жизни коренных народов через программы социального развития с учетом культурных особенностей и требований устойчивого развития; развитие потенциала коренных народов Севера. План содействия будет работать до 2010 г., всего по области планируется освоить 1,5 млн. руб.

Этно-культурная ситуация

Несмотря на свою малую численность, сложную социально-экономическую обстановку этно-культурную ситуацию у нивхов можно рассматривать в целом как положительную. Многие элементы традиционной духовной культуры, наполняясь новым содержанием, являются органичной частью повседневной жизни нивхов. Регулярно проводятся праздники народов Севера, соревнования по национальным видам спорта, работают фольклорные ансамбли («Эри» и др.), этнографические музеи, центры прикладного декоративного искусства. Высокой активностью отличается нивхская интеллигенция. С целью координации усилий нивхов по возрождению своего культурного наследия в поселке Ноглики создается этнокультурный центр. В с. Некрасовка активно действует Охинская местная общественная организация «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» («Лебедь»).

Среди этнокультурных проблем в центре общественного внимания нивхов стоит, безусловно, проблема родного языка. Насильственные переселения нивхов из небольших прибрежных поселков в более крупные многонациональные поселения разрушили языковую среду. Не менее отрицательную роль сыграла система интернатского воспитания детей. Наличие двух диалектов в нивхском языке, носители которых далеко не всегда понимают друг друга, отрицательно сказалось на преподавании языка в нивхских школах. Письменность, созданная в 30-е г. на основе амурского диалекта, не использовалась на Сахалине. Для восточно-сахалинского диалекта она была создана лишь в 1979 году, что повлекло за собой и частичную реформу письменности на амурском диалекте. В начале 80-х гг. на обоих диалектах были выпущены буквари. В последние годы на нивхском языке стала издаваться детская литература в Южно-Сахалинске. Выходит ежемесячная газета на нивхском языке "Нивх диф" (Нивхское слово). Сегодня нивхский язык преподается в начальных классах в национальных поселках, однако обучением охвачено пока только 27 % нивхских школьников. Преподавателей нивхского языка готовят в Николаевском на Амуре педагогическом училище, в РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге. Все это, однако, не в состоянии кардинально изменить ситуацию. Молодежь родного языка не знает вообще, на нем говорит лишь старшее поколение.

Органы управления и самоуправления

В структуре Сахалинской областной администрации создан отдел, занимающийся проблемами малочисленных народов, в Хабаровской краевой администрации - управление по делам национальностей. При Сахалинской областной Думе учрежден институт полномочного представителя от малочисленных народов Севера, который работает на постоянной основе, входит в структуру Думы, обладает правом законодательной инициативы. Аналогичные представительства работают при законодательных собраниях в Охинском и Поронайском районах. Нивхи входят в состав районных законодательных собраний, возглавляют ряд сельских администраций. Функции органов самоуправления у нивхов выполняют районные ассоциации коренных малочисленных народов Севера. Все они являются территориальными или этническими подразделениями Сахалинской областной и Хабаровской краевой ассоциаций.

Правовые документы и законы

В Сахалинской области принято несколько нормативных актов, ориентированных на защиту экономических и культурных интересов нивхов: «Положение о представителе при Сахалинской областной Думе от малочисленных народов Севера, проживающих на территории Сахалинской области» (1994 г.); «Временное положение о родовых общинах, родовых и семейных хозяйствах коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области» (1996 г.); Закон «Об иностранных инвестициях в Сахалинской области» (1998 г.). Ряд статей, посвященных защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов, содержится в Уставе Сахалинской области. В 1999 году между Администрацией области и областной Ассоциацией было подписано соглашение о сотрудничестве.

В Хабаровском крае приняты Законы «Об общине коренных малочисленных народов Севера», «О порядке проведения международных коммерческих конкурсов на право пользования природными ресурсами», «О выборах депутатов Законодательной Думы Хабаровского края», позволяющие в местах компактного проживания малочисленных народов создавать избирательные округа из не граничащих между собой территорий. Права коренных малочисленных народов на социальную защиту (своевременный завоз продовольствия, подготовка кадров, защита среды обитания и др.) гарантирует нивхам Устав Хабаровского края.

Современные проблемы окружающей среды

Состояние природной среды в районах расселения нивхов можно оценивать как напряженное, а на некоторых территориях как кризисное. Критический уровень экологической ситуации характерен, прежде всего, для Охинского и Ногликского районов Сахалинской области, где расположены нефтепромыслы, а также для локальных площадей Николаевского района Хабаровского края. Ситуация на Сахалине еще более обострилась с связи с начавшейся разработкой нефтяных месторождений (Сахалин 1, Сахалин 2) на шельфе Охотского моря. Созданные на Сахалине в начале 90-х гг. в целях повышения экологической безопасности и создания условий для развития традиционного хозяйства народов Севера территории традиционного природопользования (ТТП), к сожалению, не являются гарантом сохранения природной среды, поскольку право коренного населения распространяется лишь на поверхностные биологические ресурсы. Из охраняемых природных территорий в Николаевском районе Хабаровского края можно отметить лишь заказник краевого значения «Орлик» площадью 3,8 тыс. га.

Перспективы сохранения нивхов как этноса

Демографическая ситуация у нивхов в последние десятилетия отличалась нестабильностью. Периоды заметного роста численности населения сменялись не менее существенной убылью. Резкие перепады объясняются как не очень благоприятной половозрастной структурой населения, так и ассимилятивными процессами. В настоящее время нивхи переживают в целом неблагоприятный демографический цикл, осложняемый трудным социально-экономическим положением. С этих позиций нивхский этнос находится, безусловно, в «зоне риска». Вместе с тем, этническое самосознание нивхов устойчиво, имеет стабильную тенденцию к росту. Можно полагать, что в ближайшие десятилетия их численность останется примерно на сегодняшнем уровне, а дальнейшая демократизация общественной жизни в стране, рост самостоятельности и самоорганизации нивхского народа будут способствовать устойчивости этнической системы нивхов.

Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.; Материалы Альманаха «Мир коренных народов - Живая Арктика»


© 2024
bmwday.ru - Ваз, Lada - Автомобильный портал