01.02.2023

Киевская Русь в X-XI вв. Киевская русь в X-XI веках. Крещение руси Русские князья 11 века


Киевская Русь была государством раннефеодального типа. Это означало, что ему были свойственны признаки феодального общества, которые находились еще в стадии формирования: феодальное землевладение только возникало, основная масса населения была еще свободна. Однако постепенно новые процессы, характерные для феодального общества, набирали силу и побеждали. Формируется боярское землевладение, свободные крестьяне-общинники (смерды) все более попадают в зависимость к феодалам. Общинные землевладения захватываются князьями и боярами, дарятся, раздаются, а вместе с ними и работающие на этих землях крестьяне.

К Х веку раннефеодальное государство Киевская Русь уже сформировалось как территориально, так и политически. Границы нового государства существовали скорее теоретически, чем практически, т.к. эти границы на местности никто не проводил, да и не охранял; в лучшем случае выставляли опорные сторожевые пункты.

Важным механизмом сохранения контроля над государственной территорией стало полюдье – объезд князем вместе с дружиной подвластных земель с глубокой осени до ранней весны. Полюдье было не только системой сбора дани – налога, но и способом управления страной при отсутствии государственного аппарата: во время объезда князь лично разрешал конфликты, творил суд, улаживал пограничные споры. Но это не означало, что он мог самоуправствовать: в 945 году произвольный сбор дани в древлянской земле закончился убийством киевского князя Игоря и его приближенных – старшей дружины. Из летописных источников известно о том, что за князя отомстила вдова – властная и мудрая правительница Ольга (945-962). Из «Повести временных лет» Нестора мы также узнаем, что у древлян была своя столица Искоростень, свой князь – Мал, а у него – «мужи, иже держаху Деревску землю». Таким образом, в древнерусском государстве с центром в Киеве под властью первых общерусских князей сохранялись местные племенные структуры, с которыми князья должны были считаться и считались. Поэтому и известные договоры с греками в Х веке заключались Олегом и Игорем (907, 911, 944) от имени «великих и светлых князей», возглавлявших союзы племенных княжений. Поэтому княгиня Ольга, победив древлян, провела налоговую реформу: утвердила точный размер платежей Киеву – уставы и уроки и создала систему административных центров – погостов, т.е. мест, где останавливались князья и «княжеские мужи» для сбора дани и административно-судебного управления.

Собрав дань, князья возвращались в Киев. Летом собранная дань вместе с другими товарами грузилась на суда и отправлялась по Днепру – по знаменитому торговому пути «из варяг в греки», в столицу Византийской империи – Константинополь. Не случайно в дошедших до нашего времени договорах Руси с Византией большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли русских купцов в империи.

Новый этап развития древнерусского государства пришелся на правление в Киеве великих князей Владимира Святославовича Святого (980-1015) и его сына Ярослава Владимировича Мудрого (1019-1054) - эпоху, когда Киевская Русь переживала наивысший подъем. При Владимире впервые начинается чеканка своей монеты (златники и серебреники). Ярославом Мудрым, княжившим в Новгороде, до завоевания им Киева создается древнейшая часть «Русской правды» - первого письменного свода законов. На рубеже X - XI веков Владимир постепенно ликвидировал племенные княжения. Стали появляться новые «княжеские грады» - Смоленск, Туров, Владимир-Волынский, Белгород, Рязань и др. Туда князь стал сажать по волостям своих детей в качестве наместников. Так, первоначально своего сына Ярослава Мудрого Владимир отправляет в Ростов, и здесь на северо-восточной окраине Руси Ярослав основал город Ярославль. Увидев в нем способного организатора и талантливого политика, отец перемещает его в Новгород.

Сложившийся на Руси тип государства часто называют раннефеодальной монархией. Но при этом следует иметь в виду, что Русь Х - начала XII века была более близка по типу развития к государствам Восточной и Северной Европы – Норвегии, Швеции, Польше, Чехии, Венгрии. От государств Западной Европы эти страны отличались, прежде всего, отсутствием частной феодальной собственности на землю и преобладанием централизованной эксплуатации свободных крестьян-общинников корпорацией дружинной знати во главе с князем. Дружина на Руси была главным и всеобъемлющим органом государственной власти и управления. С ней князья и конунги отправлялись в полюдье. Княжеские старшие дружинники – бояре и младшие – гридни («отроки», «детки») исполняли судебные функции, получая плату за счет дани, пошлин и добычи в военных походах; население было обязано кормить их во время исполнения ими служебных обязанностей в качестве судей и приставов. В X - XII веках боярином мог стать и умелый воин, и «попов внук», и даже выходец из смердов, т.е. простых свободных общинников.

В новых городах и крепостях князь оставлял свои гарнизоны с наместниками; сюда стекалась дань, одна треть которой шла в пользу наместника и его воинов; здесь вершился суд. Окрестное население было обязано не только платить дань, но и выполнять определенные служебные повинности – сторожить крепости, поставлять в них продовольствие, пасти княжеские табуны, ловить рыбу на княжеский стол и т.д. Поэтому в литературе можно встретить характеристику такого типа государства как военно-феодального, или дружинного, а отношения власти и подданных – как служебную организацию общества. При этом власть еще не окончательно «оторвалась от народа». Одним из обычаев на Руси был пир князя. В эпоху становления государственности на Руси такие застолья являлись своеобразным общественным институтом – совещанием князя с его дружиной и «множеством» народа, где обсуждались вопросы войны и мира, сбора дани с подданных земель, приема послов и заключения договоров с той или иной стороной, отправки в эти страны людей «на службу дальнюю». В торжественной обстановке князь не только восхвалял подвиги своих храбрых дружинников, но и творил «праведный суд», наделял обездоленных т.е. непосредственно общался с подданными и должным образом реагировал на общественные настроения.

Важным институтом древнерусской государственности являлось вече, которое играло важную политическую роль: проводило денежные сборы, решало вопросы обороны, приглашало князей; но его социальный состав, к сожалению, точно определить нельзя. При этом вече не подменяло княжеской власти и нигде, за исключением Новгорода и Пскова, не переросло в постоянную и организованную структуру государственной и правительственной деятельности.

Сама же территория Руси рассматривалась как коллективная собственность правящего великодержавного рода Рюриковичей, каждый из представителей которого имел право на свою долю власти и доходов. На практике это выражалось в том, что с конца X века киевские князья Святослав (957-972), Владимир и Ярослав Мудрый выделяли города своим детям в «отчину», дробя территорию Руси на волости, на условиях передачи в Киев части дани с этих земель. При этом княжичи сохраняли наследственное право власти, и в случае смерти кого-либо из них остальные, «молодшие», князья перемещались, занимая все боле важные и богатые княжения – волости. Верховным правителем на Руси являлся тот, кто был старшим в роде и соответственно занимал престол в Киеве. После смерти отца среди сыновей зачастую разгорался спор, а то и борьба за владение киевским «столом», как это было в 972 и 1015-1019 годах да и позднее. После смерти Ярослава Мудрого его наследники – старшие Ярославичи (Изяслав, Святослав и Всеволод) жили дружно. Но после поражения от половцев в 1068 году на р. Альте между братьями разгорелась борьба за Киев. На нескольких княжеских съездах они пытались договориться о принципах разделения «столов», но каждый раз потомки Ярослава Мудрого возобновляли усобицу за новый передел княжений. В итоге договориться удалось только в 1097 году на съезде в Любече, когда внуки Ярослава – Святополк Изяславович, Владимир Мономах, Василько Ростиславович, Давид и Олег Святославовичи установили новый принцип организации власти: «Каждый да держит отчину свою»: отныне княжества отцов – «отчины» должны были передаваться детям – наследникам каждой из княжеских линий. После ухода с политической сцены триумвирата старших Ярославичей киевский престол перешел к сыну Изяслава – Святополку. Но он оказался плохим полководцем и корыстолюбивым правителем, и его смерть в 1113 году послужила сигналом к восстанию горожан в Киеве. Жители города призвали на киевский престол Владимира Мономаха (1113 - 1125), прославившегося своей многолетней борьбой с половцами. С его именем связано составление нового свода законов – так называемой пространной редакции «Русской правды», в которой отразились изменения в социально-политическом развитии Руси, происшедшие в начале XII века. Своим авторитетом и смелой политикой этот князь сумел сохранить мир и относительное единство Руси: его дети управляли такими волостями как Переяславль, Смоленск, Суздаль, Новогород, Владимир-Волынский, Туров. Столь же решительно действовал и сын Мономаха Мстислав (1125-1132). По его указу подвластные князья совершали успешный поход на Полоцк, а княжившие там Всеславичи попали в заточение. Но после смерти Мстислава Великого, с середины 30-х годов XII века русские земли окончательно утрачивают свое политическое единство и распадаются на фактически суверенные княжества-государства.

Крещение Руси и его историческое значение. Княжение Владимира Святого было связано не только с расширением границ, но и с серьезными реформами. Владимир устанавливает вместо уроков полюдье, т.е. дань собирается с конкретного человека; определяет единицу обложения – дым, рало (плуг); наряду с натуральным сбором дани разрешает отдавать часть ее деньгами; вводит торговые пошлины; наряду с воинской повинностью вводит и трудовую - для построек и ремонта крепостных стен. При Владимире четко определяется и служебная иерархия: на вершине находился Великий князь земли русской, т.е. киевский князь, затем идут светлые великие князья и его бояре, которые выступали правителями земель (волостей); местные князья, у которых была своя вотчина. Крестьяне были разделены на крестьян-общинников (собственность феодала) и смердов (свободные государственные крестьяне), хотя и те и другие жили общинами.

Крещение Руси в 988 году князем Владимиром внесло существенное изменение в уклад жизни Киевского государства. Оно соответствующим образом отразилось на социальной структуре и организации власти на киевском престоле.

Христианство на Руси было принято в его восточном (православном) варианте, что стало еще одной важной реформой князя Владимира Святославовича, получившего прозвище Красное солнышко. Сведения о распространении христианства на Руси относятся к IX - X векам, когда крещение стали принимать представители киевской знати и дружинники, а в столице в середине Х века уже существовала церковь св. Ильи Пророка. В то же время следует отметить, что на Руси первоначально существовали различные направления христианского вероучения: такие слова, как «крест», «алтарь», «церковь», имеют западное происхождение. Здесь важен и тот факт, что Византийская православная церковь не употребляла колоколов и не знала десятины. Распространению христианства на Руси способствовало и расширение международных связей Киева. Религиозная реформа, осуществленная Владимиром, являлась закономерным шагом. В IX веке христианство приняли Болгария и Чехия, в Х веке – Польша, Дания и Венгрия, в XI - Норвегия и Швеция, что в целом завершило процесс формирования европейской цивилизации. Окончательный выбор Русью восточного варианта христианства – православия был обусловлен как давними связями с Константинополем, так и традициями восточной церкви, ее зависимостью от светской власти и допущением богослужения на родном языке. Умелое использование внутреннего кризиса в Византии позволило русской дипломатии избежать при принятии христианства вассальной зависимости от империи и утвердить международный авторитет Руси. Император Византии Василий II в 987 году вынужден был обратиться к Владимиру за помощью в борьбе против мятежного полководца Варды Фоки. Князь обязался послать на помощь войска и принять крещение в обмен на согласие Василия II выдать за него замуж свою сестру императора Анну. После разгрома мятежника Фоки (с помощью 6-тысячного русского войска) Василий II не спешил с исполнением взятого на себя обязательства. Владимир не стал долго ждать, вторгся в византийские владения в Крыму и захватил Херсонес. Это заставило Константинополь поспешить с бракосочетанием Владимира и Анны и восстановить мирные отношения с Русью.

О дате и обстоятельствах этих событий у историков, к сожалению, нет единого взгляда, это обусловлено трудностью анализа иностранных источников с различной системой летосчисления. Но когда бы ни произошло крещение Владимира и его подданных (в 988 году или позднее), этот шаг означал прежде всего проведение крупной государственной реформы: на Руси появился новый общественный институт – православная церковь. В отличие от светской власти церковь до наших дней сохранила единую систему управления: Патриарху подчинены территориальные (областные) епархии во главе с архиепископами, на местах – приходы с приходскими храмами и штатом священнослужителей и монастыри. Церковь, будучи более зрелой и организованной структурой, взяла на себя в древнерусском государстве часть его функций. В ее руках находился суд по семейно-брачным и наследственным делам, наряду с «Русской Правдой» действовал переведенный с греческого кодекс церковного права – «Номоканон», или «Кормчая книга». В ведении церкви находились определенные категории населения: лекари, клирошане, паломники. В храмах оглашались указы, хранились документы, эталоны мер и весов. Духовенство как носитель знаний и грамотности, выступалои в качестве школьных учителей. В свою очередь княжеская власть обеспечивала церковь материально: в IX-X веках за счет десятины – отчислений от княжеских доходов, от бояр, служилых людей и купцов, а также от крестьян десятой части дохода; церковь стала серьезным и богатым институтом. А когда храмам и монастырям стали жертвовать целые села с крестьянами, церковь становится и крупным землевладельцем.

Важной функцией церкви стала забота о нищих и обездоленных. «…Нищих кормление и чад мног, страньным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, в пожаре и в потоке; пленным искупление, в гладе прекормление, в худобе умирая покровы и гробы»,– так характеризует эти обязанности памятник XIII века «Правило о церковных людях». В этой сфере церковные власти поощряли милостыню, устраивали богадельни: в «церковном доме» могли найти убежище незамужняя женщина с ребенком; под особым покровительством находились паломники, а также юродивые.

Наступая на традиционные общинные права и обычаи, церковь усиливала контроль за поведением людей в наиболее консервативной и труднодоступной для государственного вмешательства сфере семейного быта. Священники уговаривали господ «миловать… челядь» и терпеливо приучали к исполнению христианских заповедей своих прихожан. Особенно много труда и терпения требовали от священнослужителей высокопоставленные чины, которые без «стыда и срама» имели по несколько жен и наложниц, играли свадьбы без венчания, с буйными плясками, «гудением и плесканием», не признавали постов, устраивали языческие игрища и творили насилие прямо в храме.

Не менее трудным делом для духовенства было заставить вчерашних язычников «молвити своя грехи» духовному отцу – «белому» или «черному» священнику, призванному контролировать повседневную жизнь прихожан. Надо было добиться стыда и раскаяния, и привычки осознавать свои прегрешения - не отпугивая при этом кающихся строгостью наказания на том свете. По грехам и праведным делам каждого после исповеди назначалась епитимья, а при огласке какого-либо бытового грехопадения виновники представали перед закрытым епископским судом.

Церковь активно участвовала и в территориальном распространении православного вероисповедания. С расширением границ княжеских владений расширялась и христианская вера: строились новые храмы, основывались епископские кафедры. В свою очередь князья стремились обеспечить себе поддержку со стороны влиятельных церковных корпораций и боролись за право покровительства отечественным святыням – таким как мощи князей Бориса и Глеба. В период феодальной раздробленности Руси епископы вмешивались в политическую борьбу, поддерживая своих князей в этой братоубийственной войне. Так, владимирское духовенство помогло Андрею Боголюбскому в утверждении патронального культа Богородицы перенесением на север почитаемой иконы Богоматери (будущей Владимирской) [Богоматери] и введением санкционированного Константинополем праздника Покрова. Однако у князей с митрополитами случались и конфликты. Монастыри и епископат с конца XI века начинают получать земельные владения вместе с работниками. Одним из первых таких землевладельцев в конце XI века стал Киево-Печерский монастырь.

При помощи разработанного вероучения и стройной организации Русская православная церковь стремилась освятить и укрепить существующий общественный строй. Внедрять силой никакую идею нельзя, и если эти идеи были бы угодны узкой правящей прослойке, но чужды подавляющему большинству населения, то они были бы обречены на провал. Утверждение новой религии - это и переворот в мировоззрении людей: которым христианство предложило иную по сравнению с язычеством систему ценностей.

Акт принятия христианства в качестве государственной религии не означал, конечно, быстрого и повсеместного его утверждения в обществе: это был длительный и сложный процесс. Наиболее заметен он был в городах, где население было меньше связано патриархальными традициями и где шло активное строительство храмов. Достаточно отметить, что если во второй половине XI века на Руси было построено всего 18 церквей, то во второй половине XII века – уже 112. Однако в то же время, например, в Суздале прямо за городским валом по-прежнему насыпались курганы и усопшие отправлялись в последний путь и с крестиком на груди, и с погребальным инвентарем, как это полагается в языческих обычаях. В X-XII веках это явление было не единичным, смешение языческих и христианских верований наблюдалось как в городах, так и в сельской местности, что, в общем-то, было характерно и для других европейских государств, где основы христианского вероучения сопровождались его фольклоризацией и смешением с мифами и легендами прошлого. Сочетание церковной культуры и культуры повседневной жизни выражалось в двуязычии: в храме звучал церковнославянский язык, а в миру разговорный древнерусский. Теперь каждый человек имел два имени - крещальное и языческое, иногда прозвище («Толстой», «Шепелявый» и т.д.) сопровождало его всю жизнь. По имеющимся источникам официально фамилии тех или иных лиц, в первую очередь знати, на Руси появились в XV веке, а у крестьян в XIX веке.

Сакральному пространству храма и красному углу в крестьянской избе с иконами и лампадами противостояли «нечистые» места: перекрестки дорог, овин и баня (в ней проживали домашние «темные силы», там полагалось снимать крест, и совершать гадания). Вместе с молитвами в течение многих столетий в употреблении оставались заговоры на все случаи жизни. Духовенство, понимая менталитет, духовный мир прихожан, осторожно и постепенно соединяло языческие ритуалы и рамки церковного календаря: святки стали частью праздника Рождества, а ночь на Ивана Купалу «совместила» языческий праздник Русалки и Рождество Иоанна Предтечи. Христианские святыни, подобно языческим богам, принимали многие функции защиты от злых духов, а также помощи в повседневных житейских проблемах. Святые Флор и Лавр охраняли лошадей, св. Терентий – кур, св. Николай-угодник был покровителем всех путешествующих, св. Антип помогал больным и т.д. Многие языческие традиции почитали не только простолюдины, но и великие и светлые князья. Первый русский митрополит Илларион, прославляя князя Владимира, подчеркивал, что тот является продолжателем славных дел великих князей Игоря и Святослава – отца князя Владимира, хотя те были язычниками.

Русские князья так же, как и их подданные, в X-XII веках носили двойные имена, совершали языческие воинские обряды («постриги»), на княжеских дворах устраивали веселые пиршества с играми, на которых исполнялись ритуальные языческие танцы. Запечатленные в ювелирных произведениях киевских мастеров, на женских браслетах XII века, языческие образы и сюжеты органически вписывались и в мир «высокой» культуры: мифологические животные и птицы, грифоны, львы, «древо жизни» присутствуют в росписи Софийского собора в Киеве, в декоре белокаменных Владимирских соборов XII века.

Таким образом, крещение Руси, несомненно, изменило взгляды и понятия о мире у большинства населения страны в целом, однако сохранившиеся традиции и обычаи языческой культуры естественно вписывались в мировоззрение людей той эпохи и сохранялись также и на последующие столетия.

На 10-й — первую половину 11 века пришелся отдельный период древнерусской истории. Это было время расцвета Киева. При Владимире Первом, которого называют теперь по разному — кто «Красным солнышком», кто «кровавым» были объединены обширные земли восточнославянских племен. Правление земель сих шло от великого князя Киевского.

Вот такое наследство досталось сыну Владимира Ярославу (он же Мудрый) . Про Ярослава пишут в учебниках, его имя знают. Он продолжил дело отца, далее расширял границы Руси, покровительствовал распространению новой христианской грамоты и книг.

Летописцы и историки прославили имена Владимир и Ярослав, на их фоне потерялись другие русские князья. А княжеств на Руси в ту пору хватало — видно из картинки. И среди других правителей Руси 11 века было немало талантливых, храбрых, успешных на ратном поле, и наделенных харизмой.

Одним из этих князей был Мстислав Тмутараканский. Сказу в сознании возникает аналогия со сказками — Тмутаракань. Но видно такому названию были серьезные причины, совсем не сказочные. О жизни Мстислава сохранились лишь отрывочные сообщения в русских летописях. Но дела князя остались в истории, в частности потому, что он мог направить историю Руси в XI веке в другое русло, сместив Ярослава — вот такие интересные истории у нас получаются.

Происхождение Мстислава

Мстислав был сыном всё того же Владимира I от полоцкой княжны Рогнеды. Год рождения точно не устанавливается, предполагают что 983-й. Был у Ярослава и Мстивлава еще один кровный брат — Изяслав, который впоследствии стал князем полоцким.

Предки у братьев по отцу были знаменитые:

  • князь Святослав (правивший в Киеве в 945-972 годах)
  • прабабка — мудрая княгиня Ольга.

А у Мстислава же еще в добавок по линии матери дед был самостоятельным полоцким правителем. Звали его Рогволода, и очевидно происходил он из тех самых наместников Рюрика, которых, по согласно «Повести временных лет», тот «сажал» по городам славянским. Рогволод со своей дочерью Рогнедой вероятнее всего были варяжского (скандинавского) рода.

Князь Владимир до принятия крещения, кстати, вел совсем не христианский образ жизни, да и в славянской культуре такое не характерно тоже. У Мстислава кроме родных братьев были еще 9 сводных. Князь Владимир имел за свою жизнь восемь жен и еще пишут про наложниц (хотя это под большим сомнением лично у меня — его б и самого за такое могли на кол посадить, пусть даже и князь — Русь в 11 веке не такая была).

При Владимире подчинение Киеву постепенно обеспечивалось через наместников, которых князь садил по всем городам. Сделал наместниками Владимир и своих многочисленных сыновей. Так что детишки стали князьями еще в детские годы, под присмотром бояр, воспитателей и советников конечно. Так с юных лет Рюриковичей приучали нести свою княжескую ношу.

Мстислав и Тмутараканское княжество

Неизвестно, когда Мстислав стал князем-наместником Тмутараканского княжества, которое располагалось на Таманском полуострове. Летописи часто упоминают имя Мстислава в ассоциации с Тмутараканью, что говорит о том, что он долго пребывал в том автономном владении Руси.

В Тмутаракани князь Мстислав обзавелся семьей. Жену его звали Мария, она была скорее всего из местного знатного аланского рода. А еще он настоящим внуком своего деда Святослава Игоревича, и не спроста прозвали его Храбрый и Удалой. Военные походы, битвы и личные поединки составляли страсть князя. Он всегда был в седле, в погоне за военными победами, славой и добычей. Легенды о тех седых временах рисовали идеального князя-вождя еще и великодушным. Мстислав, воспитанный в их атмосфере, явно стремился быть таким. Последнее уже редко встречалось у монархов на Руси 11 в.

Так и вошел в историю Мстислав Тмутараканский за свои военные подвиги, а не как государственный деятель.

Быть князем на таманском полуострове вообще было не просто, что вероятно также повлияло на характер Мстислава. Власть на Тамани менялась не раз с древних времен. Когда-то здесь жили скифы, потом приходили сарматы, греки, евреи добрались сюда. Их начали менять различные тюрки: тюрки-булгары, хазары. Последний каганат, расположенный здесь разгромил Святослав Игоревич — дед Мстислава.

Русь в 11 веке. Ярослав Мудрый и Мстислав

Но не обошлось без противостояния между двумя братьями не поделили что-то. Точнее без войны. И был бой, в году 1024 от Р.Х. под г. Листвином, под Черниговом, в дождь и грозу. Против ударной силы Ярослава Мудрого - варягов — Мстислав выставил в центре войска черниговскую дружину. Именно северяне и приняли на себя удар варягов, а тут и сам Мстислав подоспел со своей дружиной. Одолели варягов.

Ярослав вместе с предводителем варягов бежал с поля боя, но не в Киев, а в Новгород. Русь снова раскололась надвое . Ярослав сохранил свое влияние и власть в Новгороде, Мстислав остался властителем Черниговской и Тмутараканской земель. В Киеве сидели наместники Ярослава.

Мстислав не решился на захват Киева, хотя определенно был способен это сделать. Может просто не захотел, ибо тяжела она «шапка мономаха». Ярослав — он же мудрый, переждал пару лет, собрал дружину на севере и явился в Киев.

На этот раз братьям хватило выдержки от дальнейшего кровопролития, заключив мир. Но мир этот состоял таким образом из двух частей:

  • все левобережье Днепра с Северской землей, Черниговом, Переяславлем и другими городами отошло к Мстиславу. За ним оставалась и Тмутараканская Русь. Своей резиденцией Мстислав, ставший по существу правителем соседнего государства, сделал Чернигов.
  • под управлением Ярослава остались Киев с правобережными землями, весь Север Руси во главе с Новгородом .

Поэтому о едином государстве по факту в то время можно говорить лишь условно, хотя в последовавшие годы братья жили мирно друг с другом.

МБОУ СОШ №127

г. Нижнего Новгорода

Конспект урока по предмету

«История России»
в 10 классе
« Русское общество в XI - веке »

Подготовила учитель истории и обществознания Ветюгова Мария Васильевна

г. Нижний Новгород

2015 год

Русское общество в XI - веке

I. Возникновение феодальной собственности

Феодализм общественный строй, в основе которого лежит собственность крупных землевладельцев на землю, а также на земледельцев, находящихся в крепостной зависимости.

Основные черты феодальной собственности:

1) Виды феодального землевладения


Княжеская вотчина

Вотчина - вид феодальной собственности на землю, возникает в древнерусском государстве не ранее XI века как наследственное семейное владение (от слова «отчина» земля отца). Владельцами ее были князья, бояре, церковь.

Вотчина – форма организации хозяйства в Древней Руси. Земельное владение, передаваемое по наследству в боярских родах.

2) как знатный человек, так и крестьянин не обладал полными правами на землю, а получал ее «в пользование» от собственника-боярина, а верховным собственником боярской вотчины был князь, который имел право ее отнять.

3) население вотчины за право пользования пахотной землей, лугами, лесами, реками и озерами должно было вносить владельцу платежи деньгами и продуктами, исполнять разного рода повинности и работы. Наряду с этим оставались и общегосударственные поборы и повинности.

барщина – бесплатный принудительный труд крепостного крестьянина

натуральный оброк – сбор части продуктов

денежный оброк – сбор денег

4) вотчинное хозяйство было, как правило, крупным, в нем появилась возможность лучше организовать

5) каждый крупный феодал (бояре, монастыри и пр.) имел:

* право управления, суда, сбора податей

* свой аппарат власти и принуждения дружину, слуг.

6) наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, не подвластных частным феодалам. Такие независимые, свободные крестьянские общины (позже они стали называться «черносошными» или «черными») платили дань непосредственно великому князю.

пути превращения свободных общинников в зависимых крестьян

II. Управление древнерусским государством

Великий князь – военный предводитель, законодатель, верховный судья

1. Великий князь – форма правления раннефеодальная монархия великий князь являлся старшим по отношению к местным князьям, но не был самодержцем в буквальном смысле этого слова.

а) в своей деятельности опирался на совет крупных феодалов Совет при князе или Дума. Совет решал важнейшие вопросы управления, внешней политики, судил, принимал законы.

б) великокняжеский престол передавался по наследству (сначала по принципу старшинства - старшему в роду, а затем – «отчины», т.е. сыну).

«Лествичный» (очередной) порядок престолонаследия порядок престолонаследия, согласно которому власть должна передаваться старшему в роду.

в) доходы князя (киевского и местных) составлялись из дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж), других поборов (например, мыта - торговой пошлины, «гостиная дань», платежи с корчмы и т.д.) в результате в руках князя скапливались весьма значительные средства.

Понятие "дань" можно трактовать по-разному.

Дань

В этот период истории встречаются все виды дани, но только два последних характерны для раннефеодального государства.

Использование княжеской властью доходов:

    оплаты мастеров, руководивших работами по строительству крепостных сооружений, укладке деревянных мостовых, строительству мостов (сами эти работы были повинностью, лежавшей на население),

    оплату строительства церковных зданий

    отправка посольств в соседние страны

    главная часть доходов шла на содержание княжеской дружины .

г) функции князя: организация вооруженных сил и командование ими, сбор дани, налаживание внешней торговли.

Позже деятельность в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними сношениями.

д) хозяйством князя и государственными делами ведали дворцовые слуги: дворецкий (дворский или огнищанин управляющий княжеским имением), управлявший княжеским двором; воевода, возглавлявший вооруженные силы; конюший, обеспечивающий княжеское войско конями в их подчинении младшие слуги – тиуны дворцово-вотчинная система управления.

2. удельные (местные) князья – номинально находились в зависимости от великих князей, на деле же были вполне самостоятельными: имели свое войско и суд, чеканили монету.

3. местные органами управления в подвластных землях функцию управления, а чаще всего контроля осуществляли посадники (наместники) в городах и волостели в сельской местности.

а) Обладали военно-административной, судебной властью, устанавливали и взимали штрафы, собирали дань, пошлины. Часть собранного с населения они оставляли себе.

б) вместо жалованья за службу имели право сбора «корма» дани с населения, которая и была .

в) помощники посадников и волостителей :

*дружина отроки

* тиуны – княжеские или боярские слуги, управляющие феодальным хозяйством в Древней Руси и русских княжествах XI- XV вв. в отдельных случаях великокняжеские тиуны управляли отдельными волостями и городами, вершили суд именем князя.

* тысяцкие возглавлявшие во время войны народное ополчение («тысячу»);

* вирники сборщики штрафа;

* мечники судебные исполнители;

* мытники – сборщики торговых пошлин;

* данники – сборщики поземельной дани;

*метельщики, ябедники – судебные функции.

Все они назначались из рядов дружины.

4. В Совет при князе (Княжеский совет, Дума) входили: бояре, (формировались из верхушки дружины, городской и племенной знати) и высшее духовенство.

Функции:

    Вопросы войны и мира Финансовые и земельные ресурсы Согласие на денежные сборы Обсуждение законов Смена неугодной администрации

5. судебных органов как особых учреждений не существовало. Судебные функции выполняли органы власти и управления в центре и на местах. Судили князья, посадники, волостели, представители княжеской власти.

6. в конце X в. на Руси появилась стройная система организации церковной религиозной жизни.

а) организация церкви на Руси

ПАТРИАРХ глава византийской Церкви и всех церквей, принявших крещение от Византии

МИТРОПОЛИТ глава церкви на Руси, назначался константинопольским патриархом; управлял митрополией

ЕПИСКОПЫ возглавляют отдельные области – епархии

б) митрополиты и епископы владели землями, селами и городами.

в) Оформлялась и церковная юрисдикция. церковь имела право судить зависимое население своих земель, судить духовенство по всем делам, а все население государства по определенным категориям дел (преступления против религии, нравственности, семьи и др.). Церковные уставы определяли перечень дел, относящихся к суду митрополита, епископа и др.

г) князья на содержание церкви давали десятину - десятую долю получаемых даней и оброков.

д) одной из сильнейших церковных организаций были монастыри, где жили монахи. При монастырях создавались библиотеки, открывались школы, начиналось летописание.

7. армия. Вооруженные силы складывались из дружины великого князя, дружин местных князей, феодального ополчения (военных отрядов, приводимых в распоряжение князей их вассалами). Во время войн создавалось народное ополчение («вой») – возглавлял тысяцкий.

8. роль вече оставалась значительной: ведало вопросами войны и мира, распоряжалось финансовыми и земельными ресурсами общины, санкционировало денежные сборы, принимало участие в обсуждении законодательства.

Органом управления племен выступало народное собрание – вече участники веча решали вопросы, опираясь на обычное право.

III. Социальная структура общества

Основные социальные группы

*закупы – имеющие хозяйство и отрабатывающие долг («купу») – зерно, скот, орудия труда.

*рядовичи – люди, заключившие «ряд» (договор) с феодалом попавшие в положение, близкое к рабскому. По своему статусу были близки к закупам.

* холопы – зависимая социальная группа близкая к рабам, ими становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой. Были посажены на землю, либо входили в состав дружины феодала или челяди (домашние рабы).

* челядь – рабы из числа военнопленных, домашние слуги.

*отпущенники отпущенные на волю рабы-военнопленные

*прощенники – попавшие под «покровительство» церкви монастырей или светских феодалов и обязанные за это работать в его хозяйстве

*смерды – военнопленные, рабы, посаженные на землю, военные слуги князя.


IV. Русская Правда Ярославичей

Русская Правда

Первый древний письменный свод русских законов

Изменения в законодательстве XI-XII вв.

Правда Ярослава

Основной смысл дополнений:

а) закрепляли социальное расслоение людей

Штрафы за убийства (Правда Ярославичей)

Старший дружинник, огнищанин, княжеский подъездной

б) говорит о развитии товарно-денежных отношений так как расплата деньгами

Товарно-денежные отношения – экономические связи, при которых деньги выступают в качестве всеобщего эквивалента, т.е. выражают стоимость всех других товаров и обмениваются на любой из них (в отличие от натурального хозяйства, когда все необходимое изготовляется на месте).

Вира – денежный штраф, судебная пошлина в пользу князя за убийство. Заменила обычай кровной мести.

в) охрана частной собственности вплоть до сметной казни за продажу чужого имущества.

V. Города, торговля, ремесла

1) Русь скандинавы называли страной городов «Гардарикой». Особенности городов и его населения на Руси.

Города возникают как центры

именных княжений (административные центры)

а) X – начало XI ≈ 30 городов; середина XI перв. пол. XII ≈ 42 город; XIII ≈ 62 города

б) население городов составляли феодалы, богатые купцы и духовенство, с одной стороны, и простые посадские люди: мастера, мелкие торговцы, капитаны и матросы, работные люди, с другой стороны.

Посад – в X-XVI вв. предградье, предместье, торгово-ремесленная, первоначально неукрепленная часть русских городов эпохи феодализма. В ранний период посад представлял собой отдельный городской квартал, прилегавший к кремлю, позднее стал скорее юридической, нежели территориальной единицей. Часто феодальные владения фасадов – «белые» слободы и дворы были ликвидированы в XVI-XVII вв.

Посадские люди - торгово-промышленное население, селившееся у стен средневекового города на Руси. В разряд посадских людей переводилось все городское население, зависимое от удельных князей, центрального правительства и монастырей. Посадские люди платили промысловые налоги, торговые пошлины, участвовали в общегородских строительных работах. Они составляли общину во главе с земским старостой. В 1785 г. разделены на купечество и мещан.

2) Торговля на Руси купцы («гости»)

а)

Вывоз (экспорт)

б) торговлю велась с Хазарией, Польшей, Скандинавскими странами, германскими землями, Волжской Булгарией, Персией, Хорезмом, а также с Англией, Испанией при посредничестве еврейских купцов.

в) в качестве денег использовали помимо монет разных стран шкуры зверей, скот.

Гривна – весовая, денежно-весовая, денежно-счетная единица Древней Руси.

Ремесло на Руси более 60 специальностей

Литература:

1. История России с древнейших времен до конца XVII века. Под. ред. Академика РАН Л.В. Милова. Москва. Эксмо. 2009 г.

2. Учебник: А. Н. Сахаров "История России с древнейших времён до конца XVI в." Ч. 1; А. Н. Сахаров, А.Н. Боханов "История России. XVII - XIX века." Ч I, II. М.: Русское слово, 2007.

3. Б.Н. Серов, А.Р. Лагно. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс.Москва. «ВАКО». 2007 г.

4. История Отечества в терминах и понятиях: Учебный словарь-справочник. Под. ред. Блохина В.Ф. – Смоленск: Русич; Брянск: Курсив, 1999.

5. П.А. Баранов История России в таблицах и схемах 6-11 классы. Справочные материалы. АСТ Апрель. Москва 2014.

6

Территориальное деление и государственное устройство Руси в 11-м в.

В 10-м в. началось объединение разрозненных славянских племен в единое государство, выделился административный центр - Киев. В 11-м в. этот процесс получил новый виток развития: государство, сформированное из бывших племен, все больше соединялось под властью центра и киевского князя, территории Руси значительно расширялись, управление стало более централизованным, начала выделяться верхушка общества. Хотя Русь больше не была союзом племен, а стала уже по-настоящему цельным государством, население Руси все еще было достаточно пестрым - в его состав входили не только славянские племена, но также финны и прибалты.

Русская территория в 11-м в. простиралась от Ладожского озера до устья реки Роси, а также от правобережного Днепра до реки Клязьмы (там был основан г. Владимир-Залесский и позднее княжество) и до верховья Западного бута (г. Владимир-Волынский и Волынское княжество). Русь также сохранила за собой территории Тмутаракани. Сложная ситуация была с Галицией, где проживали хорваты: эти территории постоянно переходили из-под влияния Польши под влияние Руси и обратно. Однако в целом Русь постепенно расширялась и представляла собой довольно мощное государство.

Хотя разноплановое и этнически пестрое население вошло в состав Киевской Руси, русский этнос сам по себе пока только начал формироваться и окончательно не отделился: племена уже начали смешиваться друг с другом, но пока устойчивых этнических признаков не было. Кроме того, в некоторых частях государства все еще жили племена, которые не очень охотно отходили от собственных традиций и верований и не желали сливаться с традициями, которые навязывала Русь. Большая часть Руси начала культурно объединяться под влиянием христианства, но все еще оставалось довольно много язычников. Процесс перехода к новой религии завершился лишь в 12-м в.

Главным механизмом объединения земель была государственная власть и администрация. Главой государства считался великий киевский князь, ему подчинялись местные князья и управители. Постепенно начинали формироваться и прочие государственные органы, такие как - народный совет, сход. Древняя Русь находилась на стадии формирования целостного государства с крепкой системой управления.

Религия и общество Древней Руси в 11-м в.

В 988 г. произошло Крещение Руси , Русь приняла христианство. Это важное событие оказало огромное влияние на все, что происходило с народом в дальнейшем. Вместе с христианством и христианской идеологией, моралью начали появляться новые типы общественных отношений, новые веяния, церковь стала политической силой. Князь становился не просто управителем, но наместником Божьим, что значило, что он должен заботиться не только о политической жизни, но и о духовности и нравственности своего народа.

У князя появляется своя дружина, которая служит для его охраны, однако постепенно ее функции начинают расширяться. Дружина делится на высшую (бояре) и низшую (отроки). Именно дружина в дальнейшем составит основу нового слоя общества - высшего слоя, обладающего определенными привилегиями. Начинается процесс расслоения в обществе, появления знати, деления на богатых и бедных. Именно в 11-м в. с развитием экономических и торговых отношений и ростом числа знати начинают формироваться основные принципы феодального строя, который уже в 12-м в. прочно утвердится как основной государственный строй.

Культура Руси в 11 в.

В культуре и архитектуре, как и в других сферах жизни, также начинается новый виток развития, связанный с христианизацией. В живописи начали появляться библейские мотивы, зарождается русская иконопись. Начинается также активное строительство церквей - именно в этот период был построен знаменитый Софийский собор в Киеве. На Руси начинает активно распространяться грамота, образование и просвещение, строятся школы.

Основные события 11-го в. на Руси

  • 1017-1037 гг. - строительство укреплений вокруг Киева, строительство Софийского собора;
  • 1019 г. - великим князем становится Ярослав Мудрый ;
  • 1036 г. - ряд успешных походов Ярослава против печенегов;
  • 1043 г. - последнее вооруженное столкновение между Русью и Византией;
  • 1095 г. - основание Переяславля-Залесского;
  • 1096 г. - первое упоминание о Рязани в летописях;
  • 1097 г. - Любечский съезд князей.

Итоги 11-го в. на Руси

В целом 11-й в. стал достаточно успешным для развития Руси. Страна продолжала процесс объединения, начали формироваться государственные органы, централизованное самоуправление. Несмотря на постоянные , начали развиваться города и волости, которые хотели быть независимыми от Киева. Начался экономический рост. Принятие христианства также имеет важное значение для объединения людей на основе единой культуры и единой духовности. Страна развивается, формируется не только русское государство, но и русский народ.

За долгие годы, прошедшие с того времени, когда на месте отдельных восточнославянских племен появилось единое и сильное государство Русь, многое изменилось в русском обществе. Во-первых, совершенно иной стала княжеская власть. Теперь великий киевский князь превратился действительно в неограниченного правителя Руси. Не случайно Ярослава именовали царем и "самовластием". Великий князь сажал и снимал в городах своих наместников, сурово подавлял все случаи неповиновения отдельных земель. В городах еще существовали остатки племенного строя, но при сильной княжеской власти в сфере деятельности таких их проявлений, как вече, совет старцев оставались лишь второстепенные вопросы. Рядом с великим князем стояли бояре, его верные помощники, советники, вассалы, члены старшей дружины. Существовала и младшая дружина, где состояли люди менее знатные, более молодые. Но и те, и другие были слугами великого князя, исполняли его различные поручения – в военном деле, в управлении страной, в суде и расправах, сборе дани и податей, в области дипломатических отношений с другими государствами. В городах князь опирался на бояр-посадников, в армии – на воевод. Сам же он стоял во главе всей системы управления страной и судопроизводства.

Князь выражал интересы общества в целом, так как поддерживал порядок внутри страны, карал за уголовные преступления, насилия против личности, защищал права собственности, на которых держалось и развивалось общество. В XI в. на Руси большинство населения, включавшего смердов-крестьян, ремесленников, купечество, было свободным. Их-то интересы в целом и выражала княжеская власть. К тому же с каждым десятилетием князья всё более четко выражали заботу о безопасности Руси, о расширении ее территории, что тоже отвечало интересам всего общества: набеги печенегов грозили как богатым, так и бедным, а добыча, полученная в ходе походов на чужие земли, обогащала и дружинников, и простых "воев".

Одновременно князь и вся система управления выряжали в сильной мере интересы верхов общества. Со временем всё больше богатства накапливалось в обществе, но всё четче шло разделение на богатых и бедных; при этом княжеская власть и вся система управления поддерживали, прежде всего, богатую часть общества – бояр, дружинников, купцов, церковников. И не только потому, что сам князь и верхушка общества были связаны с этими людьми общими интересами, личными контактами, не только потому, что эти люди поддерживали князя оружием, деньгами, своими жизнями, когда это требовалось. Причина была и в том, что эта часть общества была наиболее динамичной, образованной, решительной. Именно эти люди составляли цвет тогдашнего народа, ее наиболее способную и деятельную часть. Что касается низов общества, то княжеская власть в некоторой мере заботилась и о них – вспомним хотя бы благотворительную деятельность Владимира, раздачу денег, продуктов питания.

Возникновение феодальной земельной собственности

По мере развития земледелия, животноводства и других отраслей хозяйства, дающих значительную часть общественного богатства, всё большую ценность приобретала земля с людьми, работавшими на ней. Тот, кто обладал землей, мог облагать смердов податями (деньгами, продуктами и т.п.) в свою пользу, увеличивать доход, личное богатство, обеспечивать процветание своей семьи, усиливать свою власть, влияние в обществе. Земля с каждым десятилетием становилась всё большим богатством на Руси, как и в других странах, и к овладению этим богатствам стремилась наиболее влиятельная, способная, решительная и, конечно, наиболее жестокая и беззастенчивая часть общества – князья, бояре, дружинники, церковники.

Как отмечалось, после отмены полюдья на Руси был введен регулярный сбор дани с подвластного населения. Люди были еще свободны, но они уже попадали в определенную зависимость от государства, от великого князя. С середины XI в. на огромных пространствах Руси, но особенно активно в Среднем Поднестровье и вокруг Новгорода, земли все чаще оказывались в частных руках. Первыми здесь были, конечно, князья. Пользуясь силой и влиянием, они в одних случаях откровенно присваивали себе земли соседской общины, объявляли их своими собственными владениями. В других случаях они селили на свободные ранее земли пленников и превращали их в своих работников, строили в этих личных владениях хозяйственные постройки, собственные хоромы, охотничьи дома, назначали своих управителей и организовывали собственное хозяйство. В руки князя переходили лучшие пахотные земли, луга, леса, озера, места рыбной ловли, пастбища. Свободные люди, которые раньше лишь уплачивали дань князю и более ничем не были с ним связаны, постепенно оказывались под покровительством князя, попадали от него в зависимость. Поскольку они жили на землях, которые князь объявил своими, то появилась возможность привлекать смердов к работам в хозяйстве князя. Так возникла поземельная зависимость работника от господина.

На Руси, как и в других странах Европы, формировался княжеский домен, т.е. княжеское владение – комплекс земель, населенных людьми, зависимыми непосредственно от главы государства, главы династии.

Княгиня Ольга уже имела принадлежавшие только ей седа с угодьями. Позднее такие владения были у Владимира и его сыновей, у Ярослава Мудрого, его жены Ингигерды (Ирины) и их многочисленного потомства. В XI в. подобных владений было еще немного, но появившиеся уже знаменовали наступление новых порядков на Руси.

К этому же времени относится возникновение собственных земельных владений, больших личных хозяйств княжеских бояр и дружинников. Среди моря общинных земель вырастали пока еще небольшие островки частных владений, строился боярский дом, огороженный частоколом, хозяйственные постройки, возникало пахотное хозяйство, животноводство. Всё это было под присмотром управляющих и их помощников.

В ранний период истории Руси великие князья предоставляли местным князьям и боярам право собирать дань с земель. Часть этой дани они брали себе за службу великому князю – "кормились" с земель. Система содержания должностных лиц за счет местного населения с древности на Руси называлась кормлением. Позднее в разряд таких кормлений перешли и некоторые города. Вассалы великого князя передавали часть кормлений своим слугам и вассалам из числа собственной дружины.

Позднее кормления были заменены на передачу великим князем своим вассалам населенных земель на правах личной и наследуемой собственности. Такие земельные владения на Руси называли вотчиной или отчиной (от слова отец), и означала она именно наследственное владение, в котором возникал хозяйственный комплекс боярина или дружинника. Однако право верховной власти на эти земли принадлежало великому князю. Он мог пожаловать эту землю, но мог и отнять ее за преступления против власти или за нерадивую службу и передать другому лицу.

В свою очередь крупные земельные собственники передавали часть своих земель своим Дружинникам сначала в кормление, а позднее также во владение, чтобы у тех были средства к существованию и возможность приобретать военное снаряжение.

В Западной Европе такие участки земель, передаваемые за службу от одного земельного собственника другому, называли феодом (позднелатинское feodum), век система такой многоступенчатой земельной зависимости называлась феодальной системой или феодальной иерархией, а сами владельцы земель, населенной крестьянами, или владельцы городов, населенных ремесленниками и другими жителями, назывались феодалами. Со второй половины XI в. такая система стала складываться и на Руси. Постепенно эти островки частных владений становились всё крупнее, Тесня земли свободных общинников.


© 2024
bmwday.ru - Ваз, Lada - Автомобильный портал