16.07.2023

Электронная пищалка на 12 вольт. Ставим «пищалку» от не выключенных габаритов. Предназначение звукового повторителя поворотов


Сторожевое устройство на одном транзисторе – самая простая схема, которую сможет собрать даже дошкольник.

В ваши владения часто вторгаются без спроса, а вы при этом занимаетесь важным делом?)


Пора забыть эти проблемы! Представляю вашему вниманию схему сторожевого устройства всего-то на ОДНОМ ! Благодаря этой схеме, вы сможете обезопасить свой дом и вовремя принять все необходимые меры по устранению возникших проблем!

Схема и принцип работы

А вот и схемка

Цоколевка (расположение выводов) транзистора КТ815Б выглядит вот так:


Принцип действия очень простой. При обрыве охранного провода, зуммер начинает пищать. Тонкий охранный провод можно натянуть через дверной проем.

Если точнее описать работу схемы, то это будет выглядеть так:

нарисуем схемку по ГОСТу для удобства восприятия

Пока у нас охранный провод цел, то в цепи плюс батарейки—-резистор 100 К—-охранный провод будет течь ток. Весь ток будет течь именно через охранный провод, так как его сопротивление очень мало. Так как весь ток будет течь через провод, этого не хватит, чтобы открыть транзистор. Транзистор открывается только тогда, когда его напряжение между базой и эмиттером будет 0,5-0,7 Вольт.

Но… как только охранный провод обрывается, на базе сразу же резко возрастает напряжение, то есть оно стает более, чем 0,5-0,7 Вольт и начинает течь ток через базу-эмиттер. Так как ток течет через базу-эмиттер, то следовательно, транзистор открывается. А раз он открывается, значит через цепь плюс батарейки—–зуммер—коллектор—-эмиттер начинает течь ток. Пока через зуммер течет ток, он орет, как ошпаренный.

Сборка и работа на практике

Схема состоит из транзистора КТ815 с любой буквой. Я взял вот такой:

Что за странная маркировка на транзисторе? Раньше именно так обозначали советские транзисторы. Бывалые радиолюбители сразу определят, что это транзистор КТ815Б. Для новичков советую скачать программку Транзистор v1.0 , которая позволит без труда определить советские транзисторы даже с цветовой маркировкой.

Вот пример транзистора, который я использую в схеме:


В схеме также есть зуммер:


Зуммер – это звукоизлучатель. При подаче на него постоянного напряжения, он начинает пищать высокочастотным неприятным монотонным звуком. Брал я его на Алиэкспрессе за 0,7 бакса по этой ссылке.

Часто путают зуммеры с пьезоизлучателями (ниже на фото):

Если разобрать зуммер, то мы увидим на платке нехитрую схему генератора частоты, выполненного в SMD исполнении, а также сам пьезоизлучатель, подпаянный медными проводами к этой платке.


Так что если будете брать в радиомагазине зуммер, смотрите, чтобы продавец вам не подсунул обыкновенный пьезоизлучатель.

Вместо зуммера можно взять маломощную лампочку или какое-нибудь исполнительное устройство, которое будет включаться через реле. В этом случае не забудьте защитить транзистор, включив параллельно катушке реле защитный диод:

Ну а вот, собственно, и видео работы всей схемы. Оранжевый провод – это типа охранный проводок.

Я думаю, многим знакома ситуация: забыл выключить габариты - посадил аккумулятор. Да, вы скажете, на многих машинах установлена «пищалка» с завода, напоминающая о не выключенных габаритах. На моей машине такого девайса не было. Я неоднократно читал, как люди ставили зуммеры от Скорпио и других машин.

На своей машине я уже несколько лет эксплуатирую очень простое устройство, у него 2 функции:

1)— Сигнализирует при открытии двери о включенных габаритах.
2)— Сигнализирует о включении вентилятора системы охлаждения.

В качестве сигнального устройства я использовал 12 вольтовый зуммер. Для того чтобы звук был прерывистый я собрал простой генератор на К561ЛА7 (питание у нее 12вольт).

Номиналы C и R подбираются «по вкусу». Сигнал открытой двери я брал с концевика водительской двери. Единственное, что я не сделал, это не поставил диод на входе и поэтому у меня пищит зуммер и при открытии пассажирской двери.
Сигнализация о работе вентилятора системы охлаждения, только для привлечения внимания, чтобы не перегреть двигатель.

Так же параллельно обмоткам реле я поставил светодиоды (и врезал их в панель возле левой ноги водителя), для того что бы знать о каком режиме сигнализирует зуммер. Это не является обязательным.

Давно собирался сделать пищалку на ручник, т.к. особенно днем контрольную лампу видно плохо и частенько ездил на ручнике...

Сначала думал просто купить пьезопищалку на 12в и подключить к контрольной лампе приборки. Потом захотелось прерывистый звуковой сигнал и понеслось. Вспомнил немного свою радиолюбительскую молодость.

Итак прерывистый сигнал - это нужен генератор (мультивибратор, как правило). Но городить кучу деталей не хотелось, поэтому пришел к простейшей схеме на одном транзисторе. Схема основана на явлении лавинного пробоя транзистора, поэтому транзистор включен не стандартно.

Итак нужно: транзистор, резистор, светодиод, конденсатор и пьезоизлучатель.

Транзистор КТ315 (с любой буквой), резистор 2 кОм, конденсатор 500 мкФ, >14в, светодиод АЛ307 (любой на 3В), пьезопищалка со встроенным генератором (buzzer) на 12в. Чем больше емкость, тем длиннее интервал "бипов". Все номиналы подобрал на напряжение 14в (как на борту авто).

Все устройство обошлось в 4 грн - стоимость пищалки. Остальное нашел в своем радиохламе. Напомню, 315-й отличается от 361-го тем, что буква у него стоит не по центру корпуса, а сбоку.

Плату поместил в корпус - футляр от фотопленки. Просверлил дырки в крышке, чтобы проходил звук. Корпус прикрутил к шпильке крепления печки так, чтобы звук был направлен в салон.

Подключил так. Плюс с платы подвел к предохранителю, на котором появляется напряжение только при включении зажигания. Минус с платы подвел к верхней колодке панели приборов и присоединил его к двойному желтому проводу (идут от ручника и от бачка тормозной жидкости). При поднятии ручника на этом контакте появляется масса.

Можно устройство еще упростить. Запитать пищалку через мигающий светодиод. Тогда будет всего две детали. Но мы не ищем легких путей:)

Порой водители, особенно начинающие, забывают выключить сигнал поворотника, завершив маневр. Штатные щелчки порой не слышно, если играет громко музыка. Поможет исправить ситуацию звуковой повторитель поворотов на 12 v, изготовленный своими руками. Инструкция по самостоятельному изготовлению пищалки прилагается в данной статье.

[ Скрыть ]

Предназначение звукового повторителя поворотов

В машинах, как правило, стали устанавливать переключатели поворотников, которые после завершения маневра автоматически возвращаются в нейтральное положение. Это имеет свои преимущества: нет необходимости отвлекаться на выключение поворотников, когда поворот завершен, не нужно тратить время на проверку, отключен ли сигнал. Со временем автовозврат переключателя может отказать (автор видео — Александр Баранов).

В некоторых автомобилях переключатель не возвращается автоматически в исходное положение. В этом случае необходимо самостоятельно следить за его отключением после завершения поворота. При раздаются щелчки, но порой из-за громко включенной музыки или шума их не слышно.

Если вовремя не выключить поворотники, это может стать причиной аварийной ситуации на дороге, так как путает других участников дорожного движения.

Путем установки звукового оповещения работы реле переключателя, можно решить проблему забытого выключения поворотов.

Инструкция по изготовлению пищалки на поворотники

Смастерить звуковой сигнализатор поворотов на свой автомобиль можно своими руками в течение 15 минут, не обращаясь по этому поводу в автосервис. Для создания такого дубликата поворотников потребуется микросхема К561ЛН2, она послужит основой. Кроме этого, нужен бузер, но без встроенного генератора.

Можно взять бузер, у которого генератор встроен, если устраивает его звучание. В данном случае разбирается пример подключения бузера к штатному генератору низких частот. Подключившись к генератору НЧ, следует покрутить ручку настройки и выбрать наиболее подходящий звук. Теперь можно воспроизвести его, воспользовавшись в качестве основы микросхемой К561ЛН2 и генератором.


Схему устройства можно представить в виде двух частей:

  1. Генератор собирается из двух логических элементов INV1 и INV2, к которым подключается времязадающая RC-цепь.
  2. Усилитель состоит из трех запараллеленных друг с другом логических элементов INV3, INV4, INV5. Они соединяются параллельно для усиления коммутируемого тока. Благодаря усилителю генератор может работать с нагрузкой в виде бузера.

Тон звучания звукового повторителя настраивается путем изменения номинала С1 и R1. При подключении устройства отрицательный полюс прикрепляется к «массе» автомобиля, а положительный посредством «развязывающих» диодов берется от остановки.

Чтобы определиться с клеммами кнопки, следует воспользоваться мультиметром. На нем нужно выбрать режим для измерения постоянного напряжения. Включив левый поворотник, нужно смотреть, на какой клемме периодически появляется напряжение +12 Вольт. Аналогичные действия нужно выполнить, включив правый поворотник.


В данном случае устройство выполняется навесным монтажом. Для корпуса звукового повторителя поворотов используется 2-х миллиметровый шприц с извлеченным из него поршнем. Провод выводится из узкого отверстия – носика шприца, а бузер прикрепляется с обратной стороны шприца с помощью термоклея.

Таким образом, легко собрать своими руками звуковой повторитель поворотов, используя микросхему и 5 логических элементов. При этом можно сэкономить время и деньги на посещении автосервиса.

Видео «Установка звукового дубликата поворотников»

В этом видео демонстрируется, как установить самостоятельно звуковой сигнализатор поворотников (автор ролика — Мир Авто-Мото).

Сама схема представляет собою простейший генератор звуковых частот (можно сказать зуммер) и собрана всего лишь на четырех деталях:

Как работает схема пищалки
R1 задает смещение на базу VT1. А с помощью C1 осуществляется обратная связь. Динамик является нагрузкой VT2. Частоту звука можно регулировать подбором конденсатора C1

Необходимые радиодетали для сборки пищалки

1. Два транзистора . Лучше всего использовать комплиментарную пару (напомню- комплиментарными называют транзисторы с одинаковыми параметрами но разной проводимости). Подойдут практически любые: из старых советских: КТ315 и КТ361 , например, из импортных и недорогих 2SA1015 и 2SC1815 .

2. Динамик . Можно использовать совершенно любой: от китайского плеера, от старого магнитофона или просто наушник.

3. Конденсатор : Совершенно любой с емкостью в пределах от 10 до 100 наноФарад.
Если вдруг кто то подзабыл как определить емкость конденсатора по его цифровому коду, то можете заглянуть в раздел справочные материалы: там есть отдельный раздел Цифровой код конденсаторов

4. Источник напряжения . Можно использовать любую батарейку: хоть "пальчиковую" на 1,5V, хоть 9-ти Вольтовую "крону", разницы нету- изменится лишь мощность.

5. Резистор . Опять-же любого типа (можно даже подстроечный) с сопротивлением от 10 до 200 кОм.

6. Выключатель . Можно применить любой- тумблер, кнопку.

Правильно собранная схема в настройке не нуждается и начинает работать сразу.
Если вдруг не заработала, но что-же: заходите нам на ФОРУМ , будем разбираться почему (да и если заработала- все равно заходите!!)


© 2024
bmwday.ru - Ваз, Lada - Автомобильный портал