24.02.2023

Что пьют на поминках из алкоголя. Вопрос священнику. О поминовении усопших Можно ли пить спиртное поминках


Говорят, что по православным канонам нельзя размещать на могильном памятнике фотографию или скульптурное изображение похороненного человека. Так ли это и почему? Ведь на могилах, в частности, известных личностей, у нас всегда ставили либо их скульптуры, либо барельефы с их изображением.


Православный христианин, осознавая необходимость внешнего выражения памяти об усопшем, все же внутренне старается всегда помнить о главном и самом важном нашем долге перед почившими. Это молитвенный долг, как приношение любви, и как самая благоугодная Богу наша жертва памяти об умершем человеке.

Переступившему порог вечности, по большому счету, не нужен ни гроб, ни могила, ни цветы на ней, ни долгие застолья с речами. Все внимание души в этот страшный час сосредотачивается только на тех препятствиях, которые преграждают ей путь в Царство Божие. В первую очередь, такими препятствиями являются нераскаянные, неосознанные грехи, не прощеные обиды, не исправленные пути жизни. После смерти человек уже ничего не может изменить и ждет от нас, от членов Церкви Христовой и близких в земной жизни людей, имеющих благодатную возможность молиться Богу сыновней молитвой,— ждет о нас только как можно более частого и теплого молитвенного воздыхания.

Поэтому на могильном холме достаточно одного лишь православного креста, который ставится в ноги усопшему, как бы для того, чтобы он взирал на него, как на свою последнюю надежду. Крестная смерть Христа является тем событием, с которого власть смерти над родом человеческим упразднена Сошествием в ад Самого Бога.

Приходя на могилу, даже самого известного человека (тем более, если он нам так дорог) мы не должны отвлекаться на воспоминание о внешности или заслугах умершего, рассматривая его фотографию или скульптуру, но наш долг обратить всю силу молитвенного внимания на простые и самые необходимые слова: Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего.

Можно ли фотографировать или снимать на видео во время похорон?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Похороны, как правило, проходят в сосредоточенной, если не молитвенной, то, по крайней мере, благоговейной атмосфере. Каждый из присутствующих на похоронах соприкасается с Таинством смерти и думает о многом, в том числе, наверное, и о своем исходе из этой жизни. В такие святые минуты создавать какие-либо неудобства людям, не совсем правильно. Фотографирование всегда связано с неким вторжением во внутренний мир, в этом и заключается сила этого искусства. А внутренний мир человека перед лицом смерти, когда он видит ее и как бы вспоминает о ней,— это таинственная минута, нарушать которую неприлично. Конечно же, исключение составляют похороны известных личностей, когда это подается как новость, как некая дань информационному сообществу. Но все же и в этом случае надо помнить о родных и близких усопшего, ведь каким бы широкоизвестным человеком он ни был, всегда есть те, для кого умерший — просто близкий человек, без регалий и наград.

Почему на поминках запрещается пользоваться вилками и ножами?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Такого запрета не существует. Если кто-то смущает Вас подобными вымыслами, Вы имеет полное право потребовать объяснения, почему же нельзя этого делать. Если ответ будет здравым, что в принципе невозможно, то поступайте по Вашему усмотрению. Но лучше не засорять голову такими мелочами, а подумать более о молитвенном поминовении усопшего.

К сожалению, вместе с общей культурой ушла в небытие и культура поминальных трапез, которые изначально были продолжением заупокойного церковного богослужения. Но, несмотря на это, надо приложить максимум усилий, чтобы поминальный обед сопровождала атмосфера благоговения и тишины, а не стремление соблюсти самые невразумительные приметы.

Можно ли поминать усопших водкой?


Это то, с чем приходится не только сталкиваться, но и бороться, и даже запрещать такого рода поминовение как не имеющее ничего общего с христианским. Усопшим прежде всего нужны наши молитвы и добрые дела, совершаемые в память о нем. Отпевание в храме свидетельствует о том, что человек умер в мире с Церковью, и Церковь молится о нем, о прощении его согрешений. А поминальная трапеза представляет собой своего рода доброе дело, которое направлено на тех, кто живет рядом. Обычно на нее приглашались люди близкие, знакомые, а также люди неимущие, нищие, которые, побывав на обеде, могли бы вознести молитву о душе усопшего.

Интересно проследить, как возникла традиция устраивать поминальные трапезы. Раньше отпевание совершалось после литургии, и гроб с усопшим находился в храме. Люди приходили утром натощак, а процедура захоронения заканчивалась, как правило, уже во второй половине дня. Естественно, что люди нуждались в естественном подкреплении сил. Но сама идея поминовения, идея молитвы совершенно несовместима с распитием спиртных напитков, это кощунство. Прискорбно, когда поминальные трапезы превращаются в шумные застолья, к концу которых становится неясно, по какой причине все собрались.

Можно ли ставить на поминальный стол тарелку борща, стакан с водкой и хлебом «на дорожку» усопшему?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Эта традиция не имеет отношения к Православию. По христианскому убеждению земная жизнь человека, который принадлежит Церкви по крещению, является временем, когда он может засвидетельствовать свое желание быть с Богом или, наоборот, своими делами показать, что служит каким-то другим целям и убеждением. Человек реализует свою свободу — быть с Богом либо без Него. И после смерти это волеизъявление быть сделано уже не может. Однако, по милости Божией, до всеобщего суда загробная участь крещеного человек, почившего в мире с Церковью, может быть изменена посредством молитвы Церкви и молитвенного предстательства ближних о его душе, сопряженного с милостыней.

Говоря об усопшем, часто добавляют «Пусть земля будет пухом»… Можно ли так делать?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Бог создал человека, чтобы тот разделил с Ним радость бытия в Царствии Небесном. Это главная и конечная цель жизни человека. Поэтому лучшее пожелание усопшему — пожелание вечной памяти (не в том смысле, что мы должны вечно помнить о нем, а вечной памяти Бога о его душе), и пожелание Царствия Небесного, которое является своего рода молитвой и упованием на милость Божию.

Правда ли, что «земельку» после отпевания нельзя домой заносить и нельзя ничего брать с собой с кладбища?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Вопрос о «земельке» отражает языческое представление людей об обряде погребения, не имеющее ничего общего с церковной традицией и христианским отношением к смерти. Очень часто нерадивые родственники сначала хоронят усопшего и лишь потом вспоминают, что он был крещен. И, приходя в храм вместо того, чтобы попросить отпеть человека, начинают требовать «землю». Приходится объяснять, что земля не является главным в отпевании и не содержит сакрального смысла. Она имеет лишь символическое значение, является напоминанием слов Священного Писания о том, что человек — земля, и в землю возвратится. Это не пропуск в Царствие Небесное. Поэтому заносить землю домой или не заносить — значения не имеет. Если отпевание совершается в храме, то речь об этом вообще не идет — священник крестообразно посыпает усопшего землей прямо в храме, а если сопровождает гроб на кладбище, то сыплет землю в могилу со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1).

Поэтому вопрос о «земельке» возникает у тех, кто просит отпеть своего усопшего родственника заочно. Раньше такое отпевание совершалось в исключительных случаях, если, к примеру, человек погибал на войне, и его невозможно было отпеть в храме. По большому счету заочное отпевание — ненормальное и недопустимое явление, совершаемое Церковью лишь по снисхождению к современному невоцерковленному обществу. Таковы последствия безбожного времени, когда люди, будучи причислены к Церкви и называющие себя христианами, являются православными только лишь по крещению, живут вне храма, и естественно, что после смерти они так же вне храма и погребаются. Но священники всё равно идут людям навстречу и совершают обряд, поскольку нельзя лишить православного человека молитвы.

Верующие знают, что пьют на поминках православные христиане - это водка. Тем не менее, священнослужители предупреждают о том, что использование алкоголя за поминальным столом вредит душе усопшего.

Нехристианская традиция

Потеряв близкого человека, родственники стремятся к тому, чтобы похоронить его как можно лучше. Полированный гроб и роскошный мраморный памятник становятся своеобразными показателями любви родных к умершему. Особое внимание уделяется поминкам. Провести их следует так, что не было стыдно перед соседями и знакомыми. Родственники арендуют дорогие рестораны или устраивают шикарные застолья у себя дома.

Непременным атрибутом поминальной трапезы считается алкоголь.

Обычай пить водку на поминках появился сравнительно недавно. До революции употреблять алкоголь во время печальной трапезы было не принято. После того как в России начались гонения на религию, некоторые обычаи были забыты или заменены. У поминального обеда появилась новая традиция: выпить рюмку спиртного за упокой души. Церковь напоминает, что обычай не имеет никакого отношения к христианству по многим причинам:

  1. Религия порицает человека, который пьет. Такой человек наносит вред и себе, и своим близким, страдающим от его пагубного пристрастия. Находясь в состоянии алкогольного опьянения, люди способны на любые неконтролируемые поступки. Под действием алкоголя значительно легче согрешить. Христианин употребляет спиртное в небольших количествах и только во время некоторых церковных обрядов.
  2. Присутствие алкоголя на поминках приводит к тому, что траурная трапеза превращается в веселое застолье. Опьяневшим поминающим становится весело. Они забывают причину, по которой собрались вместе. Нередко за столом можно услышать смех и пение.
  3. Если вы пьете для того чтобы ваши действия принесли пользу умершему, ваша цель не будет достигнута. Слово «помянуть» стало прочно ассоциироваться с понятием «выпивать». Значение самой трапезы также было утрачено. Поминальный стол в доме современного христианина выглядит, как свадебное пиршество. У постороннего человека может сложиться впечатление, что собравшиеся отмечают какое-то радостное событие. Трапеза должна быть максимально скромной, не отвлекающей от мыслей об усопшем. Поминать родственника необходимо искренней молитвой.

Некоторые верующие полагают, что во время ритуального обеда недопустимо напиваться, но при этом выпитый за упокой души стакан водки не будет считаться грехом. Это неверно. Запрет церкви на использование алкоголя за поминальным столом остается в силе.

Что пьют католики?

Западные христиане тоже устраивают ритуальные обеды после похорон. 1 ноября - единственный день, который католическая церковь требует посвятить поминанию усопших. В этот день христиане украшают могилы родственников и близких людей.

Ни на похоронах, ни на поминках пить спиртное не полагается. Присутствие алкоголя на столе считается неуважением к умершему. У католиков полностью отсутствует принятая в православии традиция пить водку на кладбище или устраивать застолья рядом с могилой.

После посещения кладбища верующие обычно отправляются в церковь, чтобы помолиться за близкого человека, поставить свечку за упокой его души.

Иудейские и мусульманские поминки

Многих традиций, присущих православию и христианству вообще, нет ни в иудаизме, ни в исламе. У иудеев не принято устраивать застолий. Еду в дом умершего должны принести друзья семьи и соседи. Для родственников начался семидневный траур - шива. Они не занимаются приготовлением пищи и другими делами, которые могли бы отвлечь их от пребывания в трауре. Возвратившись с кладбища, родные усопшего должны съесть по кусочку хлеба и что-то круглое (вареное яйцо, фасоль). Мясо и вино во время трапезы запрещены.

Мусульмане категорически отвергают употребление алкоголя. Иудеи позволяют себе вино в праздничные дни. Последователи же ислама считают спиртосодержащие напитки нечистыми. Пить их запрещено не только на поминках, но и на праздниках. Так же, как и у евреев, у мусульман в день похорон еду в дом покойного должны принести соседи и друзья.

Чем заменить алкоголь?

Поминать усопшего следует компотом и киселем, которые для такого случая считаются традиционными. Компот подают на стол сразу. Киселем угощают в конце застолья. Этикет требует, чтобы оба напитка попробовал каждый присутствующий за столом. В дореволюционной России в богатых домах на поминках было принято угощать сытой, которую готовили из меда и обычной воды. Сыту подавали в самом начале трапезы вместе с кутьей.

В настоящее время увидеть этот напиток на поминальном столе можно крайне редко.

Ответ на вопрос о том, сколько алкоголя допустимо употреблять во время поминального обеда, очень прост: спиртное запрещено полностью. Если нет возможности приготовить компот или кисель, выпейте обычного чаю. Умерший близкий человек нуждается не в обильных застольях, а в молитве Богу о прощении его грехов.

После того, как человек отходит в , оставшиеся на земле живые обязаны чтить память об усопшем родственнике или знакомом. Считается, что человек жив именно тогда, его помнят. В достойном приготовлении и заупокойных обедов проявляется наша любовь к тем, кто перешел в иную форму бытия. Каждый, кто называет себя христианином, в 9-й, 40-й день и годовщины готовит поминальную трапезу.


В настоящее время существует практика поминовений умерших алкоголем. Традиция наиболее распространенная и необходимая. Именно так считают многие. Водка или иной на столе символизирует правильность поминок, а если такого не предоставляется, то на родственников могут даже обидеться. На самом деле алкоголем категорически . Это является грехом и осквернением памяти усопшего. Необходимо осознавать, что смысл поминок не просто еда и питье, но память и молитва о умершем, равно как и творение добрых дел.


Получается, что многие идут на поводу у толпы, поминая алкоголем. Эта ужасная традиция не имеет место в истории дореволюционной России, поэтому неправильно говорить о том, что так было всегда. Этого не было, люди понимали всю необходимость правильного поминовения. Не принято пить за упокой, но только за здравие и в меру.


Христианин не должен идти на компромисс со своей совестью. И если человек - православный по своей сути, то главные вещи необходимо не только знать, но и жить, сообразуясь с христианской традицией.

Приготовление самогона и спирта для личного использования
абсолютно легально!

После прекращения существования СССР новое правительство остановило борьбу с самогоноварением. Уголовная ответственность и штрафы были отменены, а из УК РФ изъята статья о запрете производства спиртосодержащей продукции в домашних условиях. По сей день не существует ни одного закона, запрещающего нам с Вами заниматься любимым хобби – приготовлением алкоголя в домашних условиях. Об этом свидетельствует Федеральный закон от 8.07.1999 № 143-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3476).

Выдержка из Федерального закона РФ:

«Действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность граждан (физических лиц), производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт».

Самогоноварение в других странах:

В Казахстане в соответствии с Кодексом РК Об административных правонарушениях от 30 января 2001 года N 155 предусмотрена следующая ответственность. Так, согласно статье 335 «Изготовление и сбыт алкогольных напитков домашней выработки» незаконное изготовление в целях сбыта самогона, чачи, тутовой водки, браги и других алкогольных напитков, а равно сбыт указанных алкогольных напитков влечет штраф в размере тридцати месячных расчетных показателей с конфискацией алкогольных напитков, аппаратов, сырья и оборудования для их изготовления, а также полученных от их реализации денег и иных ценностей. Однако законом не запрещается приготовление алкоголя в личных целях.

В Украине и Белоруссии дела обстоят иначе. Статьями №176 и №177 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрены наложения штрафов в размере от трех до десяти не облагаемых налогом МРОТ за изготовление и хранение самогона без цели сбыта, за хранение без цели сбыта аппаратов* для его выработки.

Практически слово в слово повторяет эту информацию статья 12.43. «Изготовление или приобретение крепких алкогольных напитков (самогона), полуфабрикатов для их изготовления (браги), хранение аппаратов для их изготовления» в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. Пункт №1 сообщает: «Изготовление физическими лицами крепких алкогольных напитков (самогона), полуфабрикатов для их изготовления (браги), а равно хранение аппаратов*, используемых для их изготовления, – влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти базовых величин с конфискацией указанных напитков, полуфабрикатов и аппаратов».

*Приобретать самогонные аппараты для домашнего использования все же можно, так как второе их назначение – дистилляция воды и получение компонентов для натуральных косметических средств и парфюмерии.

Почему нельзя поминать спиртным усопших? Почему по-православному не поминают усопших спиртным? Православные христиане знают, что привитая нам, русским людям, традиция-поминать усопших спиртным,от язычников, так же как и кушать на кладбище. Все это пришло к нам от язычников и ничего общего с православием эта привычка не имеет. Дорогие люди, дело все в том, что усопшему не важно чем и сколько людей вы накормили в эти поминальные дни, для усопшего очень важны молитвы церкви и домашняя(келейная) молитва, милосердие и добрые дела. Даже если бы вы раздали сухари и люди от души сказали бы "Царствие Небесное",это было бы дело большее,чем помянуть с разными яствами усопшего спиртным. Отмеренные 40 дней наш родственник будет проходить мытарства. И во время прохождения мытарств, где будет взвешена вся жизнь человека, все его добрые и плохие дела, очень важно помогать здесь на земле нам, живым, молитвой,милосердием и добрыми делами. Очень тяжело людям это понять, ну как так, всю жизнь поминали...А здесь нельзя, ну как так... А вот так!!! Мы же любили усопшего??? Мы любили его? А почему же мы хотя бы в поминальные дни не можем пожертвовать собой ради него, не можем отказаться от своих желаний. Это не традиция,это наше желание выпить дорогие. Спиртное выпивают в других случаях. Для это есть дни рождения, свадьбы, праздники. Но не поминки... Произошел такой случай после похорон одного человека на поминках. Стояла фотография в рамочке.Рядом зажженная свеча и икона. Люди как обычно выпили, поминая, расслабились, стали матом ругаться, шутить, вот уже и пепельница в ход пошла... Сначала загорелась рамка.Как-то стало не по себе. Люди старались думать, что это физическое явление(упала свеча). Рамку убрали,оставив фото, а свечку поставили чуть дальше от фотографии. Через время упала свеча,наклонившись к фотографии,ее подожгла... Жутко было на душе, скорбно... Усопший дал понять таким образом... Поминали усопшего на второй день, а значит усопший находился еще на земле, видел нас как мы его поминали. Поминают ведь не матами, а молитвой, не спиртным, а воздержанием. Покушали первое, второе, пирожки и "Царствие Небесное!". Это же ведь не трудно совсем обойтись без спиртного. Конечно, когда мы приходим на поминки к людям, мы не будем говорить о своем уставе в чужом монастыре, но, отказавшись от водки, вина, помянем едой. Если мы любим усопшего, если он для нас дорог, если мы чтим его память, то заказываем за него молитвы в церкви, читаем домашние молитвы(особенно 40 дней), делаем добрые дела, милосердные. Ведь милостыня очень помогает усопшему. Не все,далеко не все умирают,исповедавшись и причастившись. А чем мы можем помочь человеку, умершему без покаяния, кроме молитвы и милостыни??? В эти 40 дней будет взвешена жизнь человека... И спиртное, которым мы поминаем усопшего, выливается на сторону с плохими делами... Поэтому очень важно нам сделать хотя бы малое, если уж не можем делать подвиги- не поминать усопшего спиртным.Очень важно молиться за него, просить прощения, просить Богородицу, всех Святых и Ангелов, Архангела Михаила, Преподобного Паисия Великого,который молится за умерших без покаяния,чтобы они ему помогли и вымолили у Бога прощение за него. Вы задайте себе вопрос, а вы хотели бы, чтобы вас поминали спиртным, матами, шутками и прочим... Или бы вы хотели, чтобы о вас молились?


© 2024
bmwday.ru - Ваз, Lada - Автомобильный портал