01.02.2023

Биография. Диктаторы-злодеи: Амин (Уганда), Мобуту (Заир), Бокасса (ЦАР), Нгема (Экваториальная Гвинея) Мобуту который питался таблетками


(1967-1997)

Образование: Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Профессия: Военный Сайт: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Военная служба Годы службы: 22px -
Демократическая Республика Конго Демократическая Республика Конго -
Заир - Принадлежность: 22px Бельгийское Конго
Демократическая Республика Конго Демократическая Республика Конго Демократическая Республика Конго 22x20px Демократическая Республика Конго
Заир 22x20px Заир Род войск: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Звание: Маршал Сражения: Первая конголезская война Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Монограмма : Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мобу́ту Сесе́ Секо́ Куку Нгбенду ва за Банга (фр. Mobutu Sese Seko Kuku Ngbendu wa za Banga (в переводе с языка нгбанди означает «Могучий воин, благодаря твёрдости и железной воле идущий от победы к победе, сжигая всё на своём пути»), более известен как Мобуту Сесе Секо или Жозеф-Дезире Мобуту , фр. Joseph-Désiré Mobutu , 14 октября - 7 сентября ) - президент Демократической Республики Конго (в 1971 году переименована в Республику Заир) в -1997 годах . Маршал ().

Главнокомандующий вооружёнными силами Демократической Республики Конго Мобуту пришёл к власти 24 ноября 1965 года в результате военного переворота , установил диктаторский режим и однопартийную систему в стране. Период правления Мобуту характеризуется крайне низким уровнем жизни населения, коррупцией и клептократией .

Во внешней политике проводил в период холодной войны прозападный курс, пользуясь прежде всего поддержкой США и Бельгии .

Классический африканский диктатор .

Биография

Жозеф-Дезире Мобуту родился в городе Лисала в Бельгийском Конго . Этнически Мобуту принадлежал к народу нгбанди . Ребёнком его усыновил повар бельгийских миссионеров, и Мобуту получил возможность учиться в миссионерской школе.

Мобуту получил христианское католическое образование в Леопольдвиле . Семь лет ( -) служил в бельгийских колониальных войсках, после увольнения устроился на работу журналистом в леопольдвильской ежедневной газете «L’Avenir» . Примерно в это же время Мобуту познакомился с Патрисом Лумумбой и стал членом национально-освободительного Конголезского Национального Движения (MNC, fr:Mouvement National Congolais).

Мобуту добился контроля над экономикой, национализировав крупнейшие предприятия страны, в том числе компанию по добыче меди «Юньон Миньер дю О-Катанга» (Union Minière du Haut Katanga). В году Мобуту подавил мятеж оппозиции, в - переизбрался на пост президента, будучи единственным кандидатом на выборах.

Заиризация

Авторитаризм

В начале своего правления Мобуту начал целенаправленно уничтожать политических оппонентов.

Международное сообщество неоднократно предпринимало попытки либерализовать политическую систему Заира, но эти попытки проваливались из-за сопротивления со стороны Мобуту и его окружения.

При Мобуту формально Заир не входил в политические и военные блоки и был членом движения неприсоединения . Официально одним из принципов заирского национализма был лозунг: «Ни вправо, ни влево, а только движение в собственном направлении» . После окончания холодной войны отношения между Заиром и США испортились, и Мобуту даже был объявлен в Соединённых Штатах персоной нон грата .

Смерть

Мобуту отказали в предоставлении политического убежища во Франции и Того . Бывший диктатор смог остаться лишь в Марокко . 7 сентября 1997 года Мобуту Сесе Секо умер от рака в Рабате . Похоронен на христианском кладбище Рабата неподалёку от русских захоронений .

Семья

Мобуту был женат дважды. Его первая жена Мария-Антуанетта Мобуту умерла от сердечной недостаточности в 1977 году . В 1980 году диктатор женился во второй раз, его супругой стала Боби Ладава. У Мобуту было шесть детей: четверо сыновей от первого брака (Нива, Конга, Конгулу и Манда) умерли, сын и дочь от второй жены. Сын диктатора от второго брака Нзанга Мобуту выдвинул свою кандидатуру на президентских выборах в ДР Конго в 2006 году . Дочь Якпуа проживает в Бельгии .

В русской культуре

События гражданской войны в Конго, имена Лумумбы и Мобуту с 1970-х годов вошли в советскую, а затем и в российскую культуру.

Одним из отражений этого стало именование облегченной военной формы для действий в жарких районах (поступала, прежде всего, на снабжение в части спецназа) «мабутой».

Фильмы о Мобуту

Библиография

  • Edgerton, Robert - «The Troubled Heart of Africa: A History of the Congo», St. Martin’s Press
  • Gould, David - «Bureaucratic Corruption and Underdevelopment in the Third World: The Case of Zaire»
  • Janssen, Pierre - «A la cour de Mobutu», Michel Lafon,
  • Kelly, Sean - «America’s Tyrant: The CIA and Mobutu of Zaire», American University Press
  • Lesie, Winsome J - «Zaire: Continuity and Political Change in an Oppressive State», Westview Press
  • MacGaffey, Janet - «The Real Economy of Zaire: The Contribution of Smuggling and Other Unofficial Activities to National Wealth», Philadelphia: University of Pennsylvania Press
  • Meditz, Sandra W. and Tim Merrill - «Zaire: A Country Study», Claitor’s Law Books and Publishing Division
  • Mokoli, Mondonga M - «State Against Development: The Experience of Post-1965 Zaire», New York: Greenwood Press
  • Ngbanda Nzambo-ku-Atumba, Honoré - «Ainsi sonne le glas! Les Derniers Jours du Maréchal Mobutu», Gideppe
  • Nguza Karl-i-Bond, Jean - «Mobutu ou l’Incarnation du Mal Zairois», Bellew Publishing Co Ltd
  • Sandbrook, Richard - «The Politics of Africa’s Economic Stagnation», Cambridge University Press,
  • Wrong, Michela - «In The Footsteps of Mr. Kurtz: Living on the Brink of Disaster in Mobutu’s Congo», Perennial
  • Young, Crawford, and Thomas Turner - «The Rise and Decline of the Zairian State», University of Wisconsin Press

См. также

Напишите отзыв о статье "Мобуту Сесе Секо"

Примечания

Ссылки

На русском языке

На других языках

  • (французский)
  • (английский)
  • (английский)
  • (английский)
Предшественник:
Коридор, по которому я шла, начал расширяться, переходя в огромный высокий каменный зал, по краям которого располагались простые каменные сидения, похожие на длинные скамьи, выбитые кем-то прямо в скале. А посередине этого странного зала высился каменный постамент, на котором «горел» всеми цветами радуги огромный бриллиантовый кристалл... Он сверкал и переливался, ослепляя разноцветными вспышками, и был похож на маленькое солнце, почему-то вдруг кем-то запрятанное в каменную пещеру.
Я подошла поближе – кристалл засиял ярче. Это было очень красиво, но не более, и никакого восторга или приобщения к чему-то «великому» не вызывало. Кристалл был материальным, просто невероятно большим и великолепным. Но и только. Он не был чем-то мистическим или значимым, а всего лишь необычайно красивым. Только вот я пока никак не могла понять, почему этот с виду совершенно вроде бы простой «камень» реагировал на приближение человека? Могло ли оказаться возможным, что его каким-то образом «включало» человеческое тепло?
– Ты совершенно права, Изидора... – вдруг послышался чей-то ласковый голос. – Недаром, тебя ценят Отцы!
Вздрогнув от неожиданности, я обернулась, тут же радостно воскликнув – рядом стоял Север! Он был по-прежнему приветливым и тёплым, только чуточку грустным. Как ласковое солнце, которое вдруг закрыла случайная туча...
– Здравствуй Север! Прости, что пришла непрошенной. Я звала тебя, но ты не явился... Тогда я решила сама попробовать найти тебя. Скажи, что означают твои слова? В чём моя правота?
Он подошёл к кристаллу – тот засиял ещё ярче. Свет буквально слепил, не давая на него смотреть.
– Ты права насчёт этого «дива»... Мы нашли его очень давно, много сотен лет тому назад. И теперь он служит хорошую службу – защитой против «слепых», тех, которые случайно попали сюда. – Север улыбнулся. – Для «желающих, но не могущих»... – и добавил. – Как Караффа. Но это не твой зал, Изидора. Пойдём со мной. Я покажу тебе твою Мэтэору.
Мы двинулись вглубь зала, проходя, стоящие по краям, какие-то огромные белые плиты с выбитыми на них письменами.
– Это не похоже на руны. Что это, Север? – не выдержала я.
Он опять дружески улыбнулся:
– Руны, только очень древние. Твой отец не успел тебя научить... Но если захочешь – я научу тебя. Только приходи к нам, Изидора.
Он повторял уже слышанное мною.
– Нет! – сразу же отрезала я. – Я не поэтому сюда пришла, ты знаешь, Север. Я пришла за помощью. Только вы можете помочь мне уничтожить Караффу. Ведь в том, что он творит – и ваша вина. Помогите же мне!
Север ещё больше погрустнел... Я заранее знала, что он ответит, но не намеревалась сдаваться. На весы были поставлены миллионы хороших жизней, и я не могла так просто отказаться от борьбы за них.
– Я уже объяснил тебе, Изидора...
– Так объясни ещё! – резко прервала его я. – Объясни мне, как можно спокойно сидеть, сложа руки, когда человеческие жизни гаснут одна за другой по твоей же вине?! Объясни, как такая мразь, как Караффа, может существовать, и ни у кого не возникает желание даже попробовать уничтожить его?! Объясни, как ты можешь жить, когда рядом с тобой происходит такое?..
Горькая обида клокотала во мне, пытаясь выплеснуться наружу. Я почти кричала, пытаясь достучаться до его души, но чувствовала, что теряю. Обратного пути не было. Я не знала, получится ли ещё когда-нибудь попасть туда, и должна была использовать любую возможность, прежде чем уйти.
– Оглянись, Север! По всей Европе пылают живыми факелами твои братья и сёстры! Неужели ты можешь спокойно спать, слыша их крики??? И как же тебе не сняться кровавые кошмары?!
Его спокойное лицо исказила гримаса боли:
– Не говори такого, Изидора! Я уже объяснял тебе – мы не должны вмешиваться, нам не дано такое право... Мы – хранители. Мы лишь оберегаем ЗНАНИЯ.
– А тебе не кажется, что подожди Вы ещё, и Ваши знания уже не для кого будет сохранять?!. – горестно воскликнула я.
– Земля не готова, Изидора. Я уже говорил тебе это...
– Что ж, возможно она никогда готовой не будет... И когда-нибудь, через каких-нибудь тысячу лет, когда ты будешь смотреть на неё со своих «вершин», ты узришь лишь пустое поле, возможно даже поросшее красивыми цветами, потому что на Земле в это время уже не будет людей, и некому будет срывать эти цветы... Подумай, Север, такое ли будущее ты желал Земле?!..
Но Север был защищён глухой стеной веры в то, что говорил... Видимо, они все железно верили, что были правы. Или кто-то когда-то вселил эту веру в их души так крепко, что они проносили её чрез столетия, не открываясь и не допуская никого в свои сердца... И я не могла через неё пробиться, как бы ни старалась.
– Нас мало, Изидора. И если мы вмешаемся, не исключено, что мы тоже погибнем... А тогда проще простого будет даже для слабого человека, уже не говоря о таком, как Караффа, воспользоваться всем, что мы храним. И у кого-то в руках окажется власть над всеми живущими. Такое уже было когда-то... Очень давно. Мир чуть не погиб тогда. Поэтому – прости, но мы не будем вмешиваться, Изидора, у нас нет на это права... Наши Великие Предки завещали нам охранять древние ЗНАНИЯ. И это то, для чего мы здесь. Для чего живём. Мы не спасли даже Христа когда-то... Хотя могли бы. А ведь мы все очень любили его.
– Ты хочешь сказать, что кто-то из Вас знал Христа?!.. Но это ведь было так давно!.. Даже Вы не можете жить так долго!
– Почему – давно, Изидора?– искренне удивился Север. – Это было лишь несколько сотен назад! А мы ведь живём намного дольше, ты знаешь. Как могла бы жить и ты, если бы захотела...
– Несколько сотен?!!! – Север кивнул. – Но как же легенда?!.. Ведь по ней с его смерти прошло уже полторы тысячи лет?!..
– На то она «легенда» и есть... – пожал плечами Север, – Ведь если бы она была Истиной, она не нуждалась бы в заказных «фантазиях» Павла, Матфея, Петра и им подобных?.. При всём при том, что эти «святые» люди ведь даже и не видели никогда живого Христа! И он никогда не учил их. История повторяется, Изидора... Так было, и так будет всегда, пока люди не начнут, наконец, самостоятельно думать. А пока за них думают Тёмные умы – на Земле всегда будет властвовать лишь борьба...
Север умолк, как бы решая, стоит ли продолжать. Но, немного подумав, всё же, заговорил снова...
– «Думающие Тёмные», время от времени дают человечеству нового Бога, выбирая его всегда из самых лучших, самых светлых и чистых,… но именно тех, которых обязательно уже нет в Круге Живых. Так как на мёртвого, видишь ли, намного легче «одеть» лживую «историю его Жизни», и пустить её в мир, чтобы несла она человечеству лишь то, что «одобрялось» «Думающими Тёмными», заставляя людей окунаться ещё глубже в невежество Ума, пеленая Души их всё сильнее в страх неизбежной смерти, и надевая этим же оковы на их свободную и гордую Жизнь...
– Кто такие – Думающие Тёмные, Север? – не выдержала я.
– Это Тёмный Круг, в который входят «серые» Волхвы, «чёрные» маги, денежные гении (свои для каждого нового промежутка времени), и многое тому подобное. Проще – это Земное (да и не только) объединение «тёмных» сил.
– И Вы не боретесь с ними?!!! Ты говоришь об этом так спокойно, как будто это тебя не касается!.. Но ты ведь тоже живёшь на Земле, Север!
В его глазах появилась смертельная тоска, будто я нечаянно затронула нечто глубоко печальное и невыносимо больное.
– О, мы боролись, Изидора!.. Ещё как боролись! Давно это было... Я, как и ты сейчас, был слишком наивным и думал, что стоит людям лишь показать, где правда, а где ложь, и они тут же кинутся в атаку за «правое дело». Это всего лишь «мечты о будущем», Изидора... Человек, видишь ли, существо легко уязвимое... Слишком легко поддающееся на лесть и жадность. Да и другие разные «человеческие пороки»... Люди в первую очередь думают о своих потребностях и выгодах, и только потом – об «остальных» живущих. Те, кто посильнее – жаждут Власти. Ну, а слабые ищут сильных защитников, совершенно не интересуясь их «чистоплотностью». И это продолжается столетиями. Вот почему в любой войне первыми гибнут самые светлые и самые лучшие. А остальные «оставшиеся» присоединяются к «победителю»... Так и идёт по кругу. Земля не готова мыслить, Изидора. Знаю, ты не согласна, ибо ты сама слишком чиста и светла. Но одному человеку не по силам свергнуть общее ЗЛО, даже такому сильному, как ты. Земное Зло слишком большое и вольное. Мы пытались когда-то... и потеряли лучших. Именно поэтому, мы будем ждать, когда придёт правильное время. Нас слишком мало, Изидора.
– Но почему тогда Вы не пытаетесь воевать по-другому? В войну, которая не требует Ваших жизней? У Вас ведь есть такое оружие! И почему разрешаете осквернять таких, как Иисус? Почему не расскажете людям правду?..
– Потому, что никто не будет этого слушать, Изидора... Люди предпочитают красивую и спокойную ложь, будоражащей душу правде... И пока ещё не желают думать. Смотри, ведь даже истории о «жизни богов» и мессий, сотворённые «тёмными», слишком одна на другую похожи, вплоть до подробностей, начиная с их рождения и до самой смерти. Это чтобы человека не беспокоило «новое», чтобы его всегда окружало «привычное и знакомое». Когда-то, когда я был таким, как ты – убеждённым, истинным Воином – эти «истории» поражали меня открытой ложью и скупостью разнообразия мысли их «создающих». Я считал это великой ошибкой «тёмных»... Но теперь, давно уже понял, что именно такими они создавались умышленно. И это по-настоящему было гениальным... Думающие Тёмные слишком хорошо знают природу «ведомого» человека, и поэтому совершенно уверены в том, что Человек всегда с готовностью пойдёт за тем, кто похож на уже и з в е с т н о е ему, но будет сильно сопротивляться и тяжело примет того, кто окажется для него н о в ы м, и заставит мыслить. Поэтому-то наверное люди всё ещё слепо идут за «похожими» Богами, Изидора, не сомневаясь и не думая, не утруждая задать себе хотя бы один вопрос...
Я опустила голову – он был совершенно прав. У людей был всё ещё слишком сильным «инстинкт толпы», который легко управлял их податливыми душами...
– А ведь у каждого из тех, которых люди называли Богами, были очень яркие и очень разные, их собственные уникальные Жизни, которые чудесно украсили бы Истинную Летопись Человечества, если бы люди знали о них, – печально продолжал Север. – Скажи мне, Изидора, читал ли кто-нибудь на Земле записи самого Христа?.. А ведь он был прекрасным Учителем, который к тому же ещё и чудесно писал! И оставил намного больше, чем могли бы даже представить «Думающие Тёмные», создавшие его липовую историю...
Глаза Севера стали очень тёмными и глубокими, будто на мгновение вобрали в себя всю земную горечь и боль... И было видно, что говорить об этом ему совершенно не хочется, но с минуту помолчав, он всё же продолжил.
– Он жил здесь с тринадцати лет... И уже тогда писал весть своей жизни, зная, как сильно её изолгут. Он уже тогда знал своё будущее. И уже тогда страдал. Мы многому научили его... – вдруг вспомнив что-то приятное, Север совершенно по-детски улыбнулся... – В нём всегда горела слепяще-яркая Сила Жизни, как солнце... И чудесный внутренний Свет. Он поражал нас своим безграничным желанием ВЕДАТЬ! Знать ВСЁ, что знали мы... Я никогда не зрел такой сумасшедшей жажды!.. Кроме, может быть, ещё у одной, такой же одержимой...
Его улыбка стала удивительно тёплой и светлой.
– В то время у нас жила здесь девочка – Магдалина... Чистая и нежная, как утренний свет. И сказочно одарённая! Она была самой сильной из всех, кого я знал на Земле в то время, кроме наших лучших Волхвов и Христа. Ещё находясь у нас, она стала Ведуньей Иисуса... и его единственной Великой Любовью, а после – его женой и другом, делившим с ним каждое мгновение его жизни, пока он жил на этой Земле... Ну, а он, учась и взрослея с нами, стал очень сильным Ведуном и настоящим Воином! Вот тогда и пришло его время с нами прощаться... Пришло время исполнить Долг, ради которого Отцы призвали его на Землю. И он покинул нас. А с ним вместе ушла Магдалина... Наш монастырь стал пустым и холодным без этих удивительных, теперь уже ставших совершенно взрослыми, детей. Нам очень не хватало их счастливых улыбок, их тёплого смеха... Их радости при виде друг друга, их неуёмной жажды знания, железной Силы их Духа, и Света их чистых Душ... Эти дети были, как солнца, без которых меркла наша холодная размеренная жизнь. Мэтэора грустила и пустовала без них... Мы знали, что они уже никогда не вернутся, и что теперь уже никто из нас более никогда не увидит их... Иисус стал непоколебимым воином. Он боролся со злом яростнее, чем ты, Изидора. Но у него не хватило сил. – Север поник... – Он звал на помощь своего Отца, он часами мысленно беседовал с ним. Но Отец был глух к его просьбам. Он не мог, не имел права предать то, чему служил. И ему пришлось за это предать своего сына, которого он искренне и беззаветно любил – в глазах Севера, к моему великому удивлению, блестели слёзы... – Получив отказ своего Отца, Иисус, также как и ты, Изидора, попросил помощи у всех нас... Но мы тоже отказали ему... Мы не имели права. Мы предлагали ему уйти. Но он остался, хотя прекрасно знал, что его ждёт. Он боролся до последнего мгновения... Боролся за Добро, за Землю, и даже за казнивших его людей. Он боролся за Свет. За что люди, «в благодарность», после смерти оклеветали его, сделав ложным и беспомощным Богом... Хотя именно беспомощным Иисус никогда и не был... Он был воином до мозга костей, ещё тогда, когда совсем ребёнком пришёл к нам. Он призывал к борьбе, он крушил «чёрное», где бы оно ни попадалось, на его тернистом пути.

Иисус Радомир прогоняет
торговцев из храма

Север замолк, и я подумала, что рассказ закончен. В его печальных серых глазах плескалась такая глубокая, обнажённая тоска, что я наконец-то поняла, как непросто должно было жить, отказывая в помощи любимым, светлым и прекрасным людям, провожая их, идущих на верную гибель, и зная, как легко было их спасти, всего лишь протянув руку... И как же неправильна по-моему была их неписанная «правда» о не вмешательстве в Земные дела, пока (наконец-то, когда-то!..) не придёт «правильное» время... которое могло так никогда и не придти...
– Человек – всё ещё существо слабовольное, Изидора... – вдруг снова тихо заговорил Север. – И корысти, и зависти в нём, к сожалению, больше, чем он может осилить. Люди пока ещё не желают следовать за Чистым и Светлым – это ранит их «гордость» и сильно злит, так как слишком уж отличается, от «привычного» им человека. И Думающие Тёмные, прекрасно зная и пользуясь этим, всегда легко направляли людей сперва свергать и уничтожать «новых» Богов, утоляя «жажду» крушения прекрасного и светлого. А потом уже, достаточно посрамлённых, возвращали тех же новых «богов» толпе, как Великих Мучеников, уничтоженных «по ошибке»... Христос же, даже распятым, оставался для людей слишком далёким... И слишком чистым… Поэтому уже после смерти люди с такой жестокостью пятнали его, не жалея и не смущаясь, делая подобным себе. Так из ярого Воина остался в людской памяти лишь трусливый Бог, призывавший подставлять левую щёку, если ударят по правой.... А из его великой Любви – осталось лишь жалкое посмешище, закиданное камнями... чудесная чистая девочка, превратившаяся в «прощённую» Христом, поднявшуюся из грязи, «падшую» женщину... Люди всё ещё глупы и злы Изидора... Не отдавай себя за них! Ведь даже распяв Христа, все эти годы они не могут успокоиться, уничтожая Имя Его. Не отдавай себя за них Изидора!
– Но разве же, по-твоему ВСЕ люди глупы и злы?.. На Земле очень много прекрасных людей, Север! И не всем им нужен «повергнутый» Бог, поверь мне! Посмотри на меня – разве ты не видишь? Мне был бы нужен живой Христос, так же, как и его дивная Любовь – Магдалина...
Север улыбнулся.
– Потому что ты – Из-и-до-ра... Ты молишься другим богам. Да и вряд ли им нужно молиться! Они с тобою всегда и они не могут тебя покинуть. Твои боги – Добро и Любовь, Свет и Знание, и Чистая первозданная Сила. Это Боги Мудрости, и это то, чему «молимся» мы. Люди же не признают их пока. Им пока нужно другое... Людям нужен кто-то, кому они могут пожаловаться, когда им плохо; кого они могут обвинить, когда не везёт; кого они могут просить, когда чего-то хочется; кто им может простить, когда они «грешат»... Вот, что пока лишь нужно человеку... И пройдёт ещё уйма времени, пока человек не будет нуждаться в таком Боге, который делал бы за него всё, и уж тем более – всё бы прощал... Это слишком удобно, чтобы суметь отказаться, Изидора... Человек ещё не готов ничего делать сам.


2. Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду ва за Банга - так называемый человек и так называемое озеро

Бармалей еще тот, идеальный, хрестоматийный клептократ, последний из диктаторов эпохи Холодной Войны, правивший Заиром почти 32 года - с ноября 1965-го по май 1997-го - от рождения носил скромное имя Жозеф Дезире Мобуту. В молодости будущий маршал-миллиардер, «сталин» конголезских джунглей и «крез» черного антикоммунизма был простым стукачом, работавшим под маской журналиста на известную своими зверствами администрацию, а затем пошел служить в колониальную армию, где молодому, грамотному и перспективному Жозефу очень понравилось.

В 1960 году на волне борьбы за незалежнисть Мобуту выбился в начальники генштаба конголезской армии, что предрешило судьбу нашего героя - пять лет погодя в результате военного переворота (это такая штука, которая в Африке вместо выборов) 35-летний полковник стал президентом «Демократического» Конго. Имя «Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду ваза Банга», которое он себе впоследствии взял, по одной из версий переводится как «Всемогущий воин, который благодаря стойкости и железной воле движется от победы к победе, сжигая все на своем пути», а по другой - просто, как «Петух, который командует всеми на свете».

Став лидером экс-бельгийского Конго, позднее переименованного в Заир, отморозок Мобуту Сесе Секо повел два политических курса - африканизации (заиризации) простого народа и ликвидации политических оппонентов. Африканизация означала, что всем надлежало отказаться от христианских имен и фамилий, буквально под страхом смерти, и принять какие-либо дикие ФИО, африканские, пусть даже переводимые, как «желтая ». Жителям запретили носить , а президент стал единственным, кто возымел право напялить на голову шапочку из шкуры - символ власти великого вождя.

Расправы с оппонентами проводились на глазах легионов «заиризованных» подданных - для пущего устрашения. Так, казнь бывшего премьера страны Эваристе Кимба через повешение увидели «по разнарядке» 50 тысяч зрителей.

Один из конголезских революционеров, соратник убитого бармалеем Лумумбы, Пьер Мулеле вернулся в Заир из эмиграции, когда диктатор посулил ему прощение. В октябре 1968 года его схватили, и в ходе публичной казни выкололи , отрезали гениталии, а затем ноги. Это было одно из самых жестоких политических убийств ХХ века.

Очистив окружение от конкурентов, Мобуту объявил себя полубогом - отцом народа и спасителем нации. Озеро Альберт на границе Заира и Уганды было скромно переименовано в «Мобуту Сесе Секо».

Мобуту воздвиг для себя несколько дворцов по всему Заиру, содержал автопарк «Мерседесов». В городе детства Гбадолите бармалей построил своего рода «копию Версаля» и шикарный аэропорт, из которого на «Конкордах» летал в Париж за шмотками и , да в Диснейленд - покататься на каруселях.

Дошло до того, что личное стадо породистых коров Мобуту гонял на выпас в Южную Америку, пользуясь для этого государственными транспортными самолетами. Число яхт и иностранных поместий, принадлежавших президенту Заира, сосчитать не представляется возможным.

Откуда денежки-то у Мобуту брались? От торговли полезными ископаемыми, вестимо. Нормальная зарплата в стране выплачивалась лишь военным, остальные миллионы голодранцев жили от дефолта до дефолта, . Наиболее предприимчивые и отчаянные граждане стали ходить в джунгли и охотится на пигмеев - ради их человеческого мяса. Ну а сам диктатор Заира прославился навеки тем, что его личное состояние к 1984 году - 5 миллиардов долларов в швейцарских банках - равнялось внешнему долгу страны. Торговля добытыми на просторах огромной экваториальной страны золотом, кобальтом, алмазами и медью велась исключительно «мимо кассы».

В 1997 году после свержения старика Сесе Секо с трона дать ему убежище согласился лишь король Марокко, с коим диктатор искренне дружил. Но на берегу Атлантики Мобуту прожил недолго, скончавшись 7 сентября того же года в Рабате от рака. Страну Заир после смерти Мобуту переименовали обратно в Демократическую Республику Конго. Изменилось ли что-либо от этого к лучшему, спросите, например, у него:

А о том, кушал ли «великий воин» людей, как это делали и делают его отчаянные сограждане в джунглях, история умолчала.

Продолжение сафари:
Продолжение страстей-мордастей.

Имя Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду ва за Банга мало кто знает. Гораздо большую известность этот человек имеет под именем Мабуту Сесе Секо. Его полное имя значит «Воин идущий от победы к победе и никто не может его остановить».

Значение это полностью оправдывается биографией и ролью в истории, который сыграл Мобуту. Он стал президентом Демократической республики Конго и бессменным ее политическим лидером.

Его правление в Заире (так было переименовано Конго после восхождения Мобуту к власти) обозначено самым низким уровнем жизни населения, разросшейся до колоссальных размеров коррупцией и преступностью.

Сам Мобуту стал президентом почти случайно. Будучи главой вооруженных сил, он был назначен рководителем страны после переворота и свержения действующего президента.

Внутренняя политика Мобуту интересна, своеобразна и жестока. Получив власть над государством, поменяв его название и флаг, политик начал, так называемую «национальную политику».

Жителям страны было запрещено крестить детей и называть их не африканскими именами. Сам правитель, имевший до этого времени имя Жозеф Касавубу, и получивший католическое образование, сменил имя на Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду ва за Банга — в пример своим подданным.

Кроме того, оригинальный президент запретил жителям носить одежду европейского кроя, пиджаки и рубашки. В приоритете были наряды национальные, традиционные.

Уже только эти факты говорят о своеобразной манере правления Мобуту. Вся биография Мобуту Сесе Секо противоречива и необычна.

Мобуту Сесе Секо. Биография

Будущий правитель Демократической республики Конго родился в бедной семье. Этнически он принадлежал к народу нгбанди, но в раннем детстве его усыновила семья бельгийских миссионеров, тем самым избавив мальчика от бедного существования.

Он получил католическое христианское образование, несколько лет прослужил в армии, а затем устроился на службу в местную газету журналистом.

Знаковую роль в жизни Мобуту сыграл и его деятельность. Они познакомились, когда формировалось Национальное Движение Конго.

Несколько биографических фактов из жизни в политике Мобуту:

  • в 1960 году было создано первое Демократическое Правительство Конго, которое возглавил Патрис Лумумба, а президентом стал Жозев Касавубу. Мобуту же стал начальником генштаба, получив звание полковника;
  • 1961 — Мобуту становится главнокомандующим войсками. Случается переворот, в результате которого выигрывает президент, а Лумумба оказывается в заключении;
  • 1965 год обозначился важнейшими событиями в политической верхушке. Действующий президент был признан некомпетентным, его сместили с поста, заменив главой вооруженных сил Конго — Мобуту;
  • 1967 — создается новое движение — Народное движение революции. Быстро был принят закон об однопартийности и начались кардинальные нововведения во внутренней политике.

В 1971 году страна была переименована в Заир, и началась большая кампания «подлинного заирского национализма». Здесь и начались основные запреты, которые карались строгим наказанием.

Самые яркие из нововведений:

  • запрет на имена, которые не являются исконно африканскими. Детей запрещено было называть европейскими именами;
  • запрет на ношение европейской одежды: пиджаков и рубашек, галстуков и прочих элементов гардероба. Нарушителям приходилось платить немалый штраф;
  • рекомендация носить традиционную африканскую одежду — туники. Сам правитель прославился ношением шапочки из шкуры леопарда — символом власти вождей африканских племен.

Но если с подобными «странностями» можно было мириться, то политика по отношению к оппонентам в правительстве весь цивилизованный мир просто ужасала.

Диктатор безжалостно расправлялся со всеми политическими деятелями, которые могли угрожать его власти, или же высказывались против подобной формы правления.

В 1966 году сразу несколько политиков страны, не исключая бывшего председателя правительства Эвариста Кимба, были повешены на глазах у пятидесяти тысяч людей.

Жестокая расправа ожидала также бывшего министра образования, Пьера Мулеле, который находился в эмиграции. Он вернулся в страну, доверившись обещаниям Мобуто о помиловании. Однако, как только министр оказался в Конго, его сразу же убили правительственные войска.

Естественно, диктатура находила множеств противников. Неоднократно войска правительства подавляли мятежи и революции, силой заставляя народ подчиниться.

Вся страна постепенно пришла к упадку: отсутствие стабильной заработной платы, а то и работы, нарушения в системе медицинского страхования, в образовательной сфере — все это сделало народ Конго крайне бедным.

Однако не все жили плохо. Время правления Мобуто характеризуется также как крайне коррумпированное. Уровень коррупции и взяточничества достиг немыслимых высот.

Сам правитель имел коллекцию Мерседесов, несколько шикарных дворцов и прочие предметы роскоши. Пока страна голодала *Киншаса* росла и процветала.

Единственное, чему Мобуто уделял достаточно внимания — это армия. С ее помощью он поддерживал власть, подавлял мятежи и наводил ужас на простое население.

Однако и армия не спасла диктатора от революции. В 1997 году войска оппозиции вошли в Киншасу, обратив правителя в бегство. Заир был вновь переименован в Демократическую республику Конго.

Бывший диктатор нашел приют в Марокко, европейские страны, ранее поддерживающие его армию, отказали Мобуто в убежище. Там, в Марокко он и умер от рака.

История удивительного выступления сборной Заира на Кубке мира 1974 года и самодурства лидера страны, помноженного на манию величия.

В 1974 году бывшая колония Бельгии, получившая новое название Заир, сыграла на своем первом Чемпионате мира по футболу в Германии. Лидер страны - миниатюрный крепыш Мобуту Сесе Секо, знаменитый тем, что носил свою любимую шляпу–таблетку леопардового окраса, переименовал сборную страны из "Львов" в "Леопарды". (Это был акт пропаганды). Он был убежден, что заирский футбол может вырасти до нового уровня. Он вообще очень любил восхвалять себя и переименовывать вещи.

Он также придумал новое название для страны: Первая республика Конго (бывшее Бельгийское Конго) превратилась в Заир, что в переводе значит "река, которая поглощает другие реки". Он вознамерился взять в свои руки всю власть и пользоваться затем своими возможностями. Он объявил вне закона все политические партии, кроме одной, и запретил носить леопардовые шляпы всем, кроме, конечно же, него самого.

Мобуту и королева Англии Елизавета II
Большой поклонник концепции культа личности, он еще ранее изменил свое имя Жозеф–Дезире Мобуту на Мобуту Сесе Секо Нкуку Нгбенду Ва За Банга, что в переводе "Воин, идущий от победы к победе, и никто не может его остановить". Ясно, что Мобуту не принял бы никакой другой исход кроме своего триумфа. Также эту фразу можно было перевести, как "Петух, который не оставит без внимания ни одну курицу" в честь его хваленых сексуальных подвигов. (Еще один пример того, как одно длинное предложение может иметь несколько смыслов - Мобуту обладал непостижимым умением давать новые имена).

Он также был известен как "Большой человек", "Леопард" и просто "Мессия". Мобуту часто летал на своем "Конкорде" на шоппинг в Париж и Брюссель в сопровождении прекрасных спутниц. (Среди которых была его первая жена Мари–Антуанетта, его вторая жена Боби и его любовница, которая по совместительству, что несколько жутковато, являлась идентичным близнецом Боби).

Банкнота Заира с изображением Мобуту
Известный за свои расхитительства (он нажил себе состояние в 46 миллионов долларов, которое хранил за рубежом) и принижение прав своих граждан, Мобуту удивил всех, когда пригласил в свой президентский дворец футболистов сборной и подарил каждому из них по дому и машине за преодоление отборочного раунда Кубка мира.

"Притворяйся, пока это не станет правдой". "Трать деньги, чтобы заработать деньги". Он показал свое чутье предпринимателя, когда устроил в 1974 году вместе с Доном Кингом бой между Мухаммедом Али и Джорджем Форманом в джунглях, потратив на это 10 миллионов долларов.

Мобуту перед боем Али и Формана
Знаменитая цитата Али о Мобуту и Заире:

"Некоторые страны вступают в войны, чтобы заработать себе славу, и войны эти стоят намного больше 10 миллионов долларов".

Когда Мухаммед Али хвалит твои пиар–технологии, значит ты на правильном пути.

Частью государственной пропаганды стал указ о том, что в каждом здании должен был висеть портрет Мобуту. В вечерних новостях показывалось его полупрозрачное изображение, которое путешествовало по земному шару на своего рода ковре–самолете из облаков. Телевидение рассказывало о его фантастических подвигах, о том, как он убил льва собственными руками в семилетнем возрасте, или как пули и копья отскакивают от его груди, словно она сделана из адамантия.

"Леопарды" на Кубке мира 1974 года
Но вернемся к футболу и непоколебимым амбициям Мобуту. Боксерский поединок был запланирован на октябрь 1974 года, и прежде чем осень сменило бы лето, Мобуту должен был показать свое величие на Кубке мира по футболу. Заир недавно выиграл Кубок африканских наций–1974, у них был звездный по меркам неарабской части континента состав, и казалось, что успех близко. Только этого было недостаточно для первой чернокожей команды в истории турнира.

В первом матча в группе Заир проиграл Шотландии 0:2. Ничего катастрофичного. Поражение со счетом 0:9 от югославов вызвало совсем другую реакцию. Перед третьим матчем против действующего чемпиона сборной Бразилии Мобуту прислал к спортсменам президентскую охрану.

Югославия - Заир 9:0. Вратарь Тибуланду Ндимби сокрушается очередному голу в свои ворота. Ндимби заменил основного вратаря сборной Казади на 21–й минуте встречи при счете 0:3, но за 70 минут успел пропустить шесть раз
Позже футболист той команды Илунга Мвепу в интервью ВВС рассказывал:

"Охрана закрыла гостиницу для всех журналистов и пригрозила нам, что если мы пропустим от бразильцев четыре мяча, никому из нас не будет разрешено вернуться в страну".

Какие там 0:4? Избежать хотя бы двухзначного счета. Даже без Пеле Бразилия оставалась Бразилией, команда была укомплектована такими легендами, как Ривелино, Жаирзиньо и Эду. К счастью, Заир проиграл всего лишь 0:3.

Самым странный момент игры произошел, когда за пять минут до конца матча Ривелино получил право пробить штрафной с расстояния около 28 метров от ворот, и один из игроков сборной Заира, не дождавшись свистка, выбежал из установленной стенки и выбил мяч за пределы поля. За это он получил желтую карточку. Возможно, он предпочел бы попасть в немецкую тюрьму, чем вернуться на родину.

Заир пропустил 14 голов, не забил ни одного и поучаствовал в одном из самых странных штрафных ударов в истории. Игроки, конечно же, не радовались возвращению домой. Возможно, Мобуту и был похож на героя мультфильма в своей леопардовой шляпе, но оставался диктатором, от жестоких поступков которого кровь в венах стыла.

За шесть лет до этого, в 1968 году "Леопарды" выиграли Кубок африканских наций, их возвращение домой стало очередной эксцентричной выходкой Мобуту. Обвешенные цветами футболисты спускались с трапа самолета с большими белыми дощечками на шее, их имена были написаны на громоздких картонных билбордах, надетых через голову (такие используют в уличной рекламе - прим. перевод). После этого Мобуту пригласил бразильский клуб Сантос, в котором тогда играл Пепе, принять участие в выставочном матче в Заире. Представление команд проходило на огромной трибуне, построенной за большие деньги специально для этого мероприятия. Это была настоящая футбольная лихорадка.

После позора в 1974 году ничего подобного не было. И хотя на стадионах Кубка мира вы могли слышать слоганы или видеть надписи на баннерах "Заиру - Мир!" или "Приезжайте в Заир!", футболисты были бы рады просто остаться в живых по возвращению домой, потому что теплого приема им никто не обещал. В аэропорту столицы страны Киншасы игроков никто не встретил, и даже не был предоставлен транспорт. Футболистам пришлось ловить попутки, потому что денег у них тоже не было. Представители Федерации футбола Заира присвоили себе зарплаты всех игроков.

Илунга Мвепу (в прыжке) на Кубке мира 1974
Звезда "Леопардов" Илунга Мвепу (тот самый, кто выбил мяч во время штрафного бразильцев) в 2002 году в интервью ВВС рассказал:

"Мы вернулись домой без единого пенни в кармане. Мы ошибочно думали, что вернемся с Кубка мира миллионерами".

Он заявил, что намеренно ударил мяч, чтобы получить красную карточку и уйти с поля в знак протеста Мобуту, ведь он предполагал (и верно), что футболистам не заплатят. Некоторые же говорили, что он просто не знал правил.

(Есть и другие версии. То, что многие расценивали как комичный момент, связанный с неопытностью и низким уровнем мастерства африканских футболистов, кто–то считал иллюстрацией неподдельного страха за свое будущее. Чуть подробнее об этом можно прочитать здесь - прим. перевод).

Ходят слухи, что на следующий день Мобуту выразил свое отношение к футболистам в недвусмысленных выражениях, и они приняли это как плохое предзнаменование или даже смертельную опасность. Лучшим игрокам страны, таким как Мвепу, было запрещено выступать за границей, их заставляли играть в домашней лиге, в которой практически не платили. Также он приказал репатриировать рожденных в Конго футболистов, в тот момент игравших в Бельгии. Сборная снялась с отборочного турнира Кубка мира 1978 года, потому что Мобуту не готов был облажаться вновь и попросту умыл руки.

Бразилия - Заир 3:0
Что ж, не очень веселая история.

Закончим немного отдаленным фактом. В 30–х годах Мобуту играл на позиции голкипера за команду католической гимназии, откуда был выгнан из–за его пристрастия к алкоголю и женщинам Леопольдвиля, города, который он потом переименует в Киншасу, из аэропорта которого иногда не так–то легко попасть домой. По законам Бельгийского Конго исключение из учебного заведения означало попадание в армию. Именно с помощью вооруженных сил он, в конце концов, и захватил власть в стране.

Сборная Демократической республики Конго ("вздох"... современное название страны) после свержения Мобуту в 1997 году имела несколько шансов завоевать трофей для своего обездоленного народа. Она участвовали в Кубке африканских наций 2013 года. (В плей–офф квалификационного турнира ДР Конго обыграла Экваториальную Гвинею, одного из двух хозяев Кубка африканских наций 2012 года и, возможно, жертву нового диктаторского режима. Два экваториальных диктатора, дядя и племянник, иногда включают в свои гнусные планы и футбол, например, ограничивая свободу действий прессы на турнире 2012 года или расстреливая 150 своих политических оппонентов на футбольном стадионе). На Кубке африканских наций ДР Конго 2015 года завоевала бронзу.

Поражение от Югославии остается одним из самых крупных в истории Чемпионатов мира
В документальном фильме 2010 года "Между Кубком и Выбором", рассказывающем о встрече игроков команды 1974 года, участники тех событий заходят в памятный переулок под названием "Квартал Леопардов". Там находятся дома, которые они получили в подарок Мобуту, а потом продали, чтобы выжить. Хорошие времена, золотые воспоминания.

Перевод статьи Роба Кирби с сайта cultfootball.com с небольшими дополнениями. Этот текст - первый в серии материалов под названием "Диктаторы и футбол".

Благодаря ему мы знаем, как выглядит настоящая диктатура ">Благодаря ему мы знаем, как выглядит настоящая диктатура " alt="Мобуту Сесе Секо - Бармалей XX века Благодаря ему мы знаем, как выглядит настоящая диктатура ">

14 октября 1930 года на свет появился Мобуту Сесе Секо. Типичный африканский диктатор, ставший долларовым миллиардером в то время как в его стране Заире вовсю процветал каннибализм. Разумеется, мы не собираемся праздновать день рождения отмороженного клептократа (обычно у таких персонажей празднуется день смерти, который в данном случае наступил в 1997 году), но рассказать по случаю о том, как выглядит настоящий, хрестоматийный авторитарный режим, привычный для многих стран африканского континента, считаем вполне уместным

Еще тот отморозок, хрестоматийный диктатор, правивший Заиром почти 32 года - с ноября 1965-го по май 1997-го - от рождения носил скромное имя Жозеф Дезире Мобуту. В молодости будущий клептократ - миллиардер, апологет черного антикоммунинизма был простым полицейским стукачом, работавшим под маской журналиста на бельгийскую администрацию, а затем пошел служить в колониальную армию, где молодому, грамотному и перспективному Жозефу очень понравилось.

В 1960 году на волне борьбы за независимость Мобуту дослужился до начальника генштаба конголезской армии, что и предрешило его судьбу - пять лет спустя в результате военного переворота (обычно их в Африке используют вместо выборов) 35-летний полковник стал президентом "Демократического" Конго. Имя "Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду ваза Банга", которое он себе впоследствии взял, по одной из версий переводится как "Всемогущий воин, который благодаря стойкости и железной воле движется от победы к победе, сжигая все на своем пути", а по другой — просто, как "Петух, который командует всеми курами на свете".

Возглавив пост-колониальное Конго, позднее переименованного в Заир, отмороженный Мобуту Сесе Секо повел два политических курса - африканизации (заиризации) простого народа и ликвидации политических оппонентов. Африканизация означала, что всем надлежало отказаться от христианских имен и фамилий, буквально под страхом смерти, и принять какие-либо дикие фамилию и имя, африканские, пусть даже переводимые, как "беззубая обезьяна". Гражданам страны запретили носить пиджаки и брюки, а президент стал единственным, кто возымел право носить на голове идиотскую шапочку из шкуры леопарда, символизирующую власть великого вождя.

Что касается расправ с оппонентами, то они проводились на глазах легионов «заиризованных» подданных - для пущего устрашения. Так, казнь через повешение бывшего премьера страны Эваристе Кимба увидели 50 тысяч зрителей.

Один из конголезских революционеров, соратник убитого бармалеем Лумумбы, Пьер Мулеле вернулся в Заир из эмиграции, когда Мобуту пообещал ему прощение. В октябре 1968 года его задержали, и в ходе публичной казни выкололи глаза, отрезали гениталии, а затем ноги. Эта казнь стала одним из самых жестоких политических убийств ХХ века.

Очистив окружение от конкурентов, Мобуту объявил себя полубогом - отцом народа и спасителем нации. Озеро Альберт на границе Заира и Уганды было переименовано скромным вождем в "Мобуту Сесе Секо".

Самовлюбленный Мобуту воздвиг для себя несколько дворцов по всему Заиру и прикупил автопарк, состоящий преимущественно из "Мерседесов". В городе детства Гбадолите диктатор построил копию Версаля и шикарный аэропорт, из которого на "Конкордах" летал в Париж за шмотьем и украшениями, иногда заскакивал в Диснейленд - покататься на каруселях.

Дошло до того, что личное стадо породистых коров Мобуту гонял на выпас в Южную Америку, используя для этих целей государственные транспортные самолеты. Число яхт, самолетов и иностранных поместий, принадлежавших когда-то президенту Заира, сосчитать не представляется возможным до сих пор.

Вы спросите: "Откуда деньги?" Очевидно, от торговли полезными ископаемыми. Более-менее нормальную получку в стране получали лишь военные, остальные миллионы нищебродов жили от дефолта до дефолта, от кризиса до кризиса.

Наиболее изобретательные и отчаянные граждане стали ходить в джунгли и охотится на пигмеев - ради их нежного человеческого мяса. В то время сам вождь Заира навсегда прославился тем, что его личное состояние к 1984 году равнялось внешнему долгу страны и оценивалось в 5 миллиардов долларов. А все потому, что торговля добытыми на просторах огромной экваториальной страны: золотом, кобальтом, алмазами и медью велась исключительно "мимо кассы".


© 2024
bmwday.ru - Ваз, Lada - Автомобильный портал