01.02.2023

Алкснис начальник ввс. Алкснис Я.И. Участие в репрессиях


В высших эшелонах авиационной власти в 1931 г. была произведена перестановка руководящих кадров. Все авиационные заводы перешли в ведение Орджоникидзе . Он начал с того, что уговорил сначала Ворошилова, а затем Сталина освободить Баранова от командования Военно-Воздушными Силами Красной Армии, поставить его во главе Первого главного управления ВСНХ, ведавшего авиационной промышленностью, и одновременно назначить первым заместителем наркома тяжелой промышленности. Начальником ВВС вместо Баранова в 1931 году был назначен его заместитель Алкснис.

Наши военные начальники были высокого мнения об Алкснисе. Возглавляя Военно-Воздушные Силы с 1931 года, он, по мнению Болховитинова , проявлял редкостную настойчивость в комплексных задачах строительства воздушного флота, отнюдь не ограничиваясь сферой чисто военного командования. Алкснис уделял большое внимание разработке предложений по развитию авиационной техники, контролю за ее испытаниями, организации дальних перелетов, внедрению военных специалистов в промышленность. Он считал нужным лично возглавлять макетные комиссии. Это позволяло ему устанавливать непосредственные контакты с ведущими специалистами авиационных КБ.

Алкснис первым, за пять лет до нападения фашистской Германии, пророчески указывал на опасность внезапного нападения агрессора на аэродромы с самого начала военных действий, в целях завоевания безраздельного господства в воздухе.

В 1936 году Алкснис писал наркому Ворошилову : "Аэродромы Военно- Воздушных Сил с первых же часов войны являются главным объектом нападения авиации противника". Немцы подтвердили правоту Алксниса, уничтожая наши самолеты на наших аэродромах в первые же часы войны.

Первый сокрушительный удар по нашей авиации немцы нанесли, застав ее неподвижной на аэродромах. Несколько тысяч (точных цифр нет до сих пор) наших самолетов оказались выведенными из строя в первые дни войны, в то время как потери немцев были ничтожны. Вслед за этим города, стратегические центры, сухопутные войска остались беззащитными перед немецкой авиацией, которая без боя получила абсолютное господство в воздухе.

В августе 1937 года он был арестован , моя встреча с ним на Щелковском аэродроме 12 августа была последней. С лучшими командными кадрами Красной Армии карательные органы расправлялись быстро и беспощадно. По официальным данным открытых справочных изданий, жизнь Алксниса оборвалась в 1938 году. Несмотря на последующую реабилитацию никаких сведений о дате и месте его расстрела не сообщалось.

Источник - Википедия
См. в Википедии Алкснис Яков Иванович
Дата рождения 14 (26) января 1897
Место рождения Лифляндская губерния, Российская империя ныне Наукшенский край Латвия
Дата смерти 29 июля 1938 (41 год)
Место смерти Коммунарка, Московская область, СССР
Принадлежность Российская империя РСФСР СССР
Род войск ВВС
Годы службы 1917, 1919 - 1937

Командовал ВВС РККА
Сражения/войны
Первая мировая война,
Гражданская война в России

Яков Иванович Алкснис (Алкснис-Астров латыш. Jekabs Alksnis; 14 (26) января 1897 - 29 июля 1938) - советский военный деятель, участник гражданской войны, деятель ВВС, командарм 2-го ранга (1935). Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.

Родился в латышской семье на хуторе Пакули Наукшенской волости в Лифляндской губернии. В Российской армии с марта 1917 года. По окончании Одесской школы прапорщиков был отправлен на Западный фронт. В 1917 году вступил в РСДРП, большевик. Был военкомом Орловской губернии. С мая 1919 года в Красной Армии, комиссар 55-й стрелковой дивизии. Руководил разгромом белогвардейских и повстанческих отрядов в Орловской губернии и антисоветских казачьих отрядов на Дону. Затем военком Донской области. С 1920 г. пом. командующего Орловского военного округа.
В 1924 году окончил Военную академию им. М. В. Фрунзе .
В 1924-1926 гг. - помощник начальника организационно-мобилизационного управления, начальник и комиссар отдела устройства войск, начальник Управления устройства и службы войск.
В 1926-1931 гг. - заместитель начальника ВВС РККА.
Несмотря на занимаемый им высокий пост заместителя начальника ВВС РККА, Алкснис в 1929 году сумел освоить специальность лётчика. 21 июля 1929 года он, совместно с лётчиком Писаренко на самолёте Р-5 совершил беспосадочный перелёт из Москвы до Севастополя, показав среднюю скорость 233 км/ч и преодолев 1300 километров пути. На следующий день они пролетели по тому же маршруту обратно и вновь беспосадочно.
Интересно, что на момент перелёта Алкснис ещё не имел официального звания военного лётчика. Оно было присвоено ему только в ноябре 1929 года после обучения в Качинской военной школе лётчиков. В дальнейшем Алкснис неоднократно вылетал с проверками в воинские части, пилотируя самолёт самостоятельно.
С 1931 командующий ВВС РККА и член Реввоенсовета СССР. Позже также член Военного Совета Наркомата обороны.
В ноябре 1932 года внес предложение об учреждении Дня авиации с «целью популяризации гражданской и военной авиации в массах». СНК СССР постановил проводить празднование - 18 августа, ежегодно.
С января 1937 года заместитель наркома обороны по авиации.
Принимал участие в проведении репрессий в РККА. Входил в состав Специального судебного присутствия, которое 11 июня 1937 года приговорило к смертной казни группу военачальников во главе с М. Н. Тухачевским.
Арест и казнь
23 ноября 1937 года снят со всех постов, исключён из ВКП(б) и арестован по обвинению в создании «латышской фашистской организации» в РККА. На следствии к Алкснису применялись избиения и пытки. Признал себя виновным, 28 июля 1938 года приговорен к смертной казни. Расстрелян 29 июля 1938 года на Коммунарском полигоне по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР. Реабилитирован и восстановлен в партии в 1957 году.

Семья
Жена Алксниса - Кристина Карловна Алкснис-Меднис получила 8 лет ИТЛ, которые отбывала в Темлаге. После освобождения с 1946 по 1949 год жила в Риге, но затем была снова арестована и до 1954 года находилась в ссылке в Красноярском крае. Их сын - Имант (отец Виктора Алксниса), которому ко времени ареста родителей едва исполнилось 10 лет, был отправлен в детский дом и два десятилетия ничего не знал о своих родителях. Имант Алкснис был гражданским инженером. Закончил вуз и работал в промышленности.

Награды
орден Ленина
орден Красного Знамени
орден Красной Звезды
Орден Красного Знамени (Монголия)

Якова Ивановича Алксниса я впервые увидел еще в 1926 году, будучи курсантом ленинградской Военно -теоретической школы летчиков. Потом несколько раз встречал его в Каче . Он, бывший пехотинец, учился там на летчика. Теперь этот человек удивительной судьбы летал уже мастерски. Безгранично преданный своему делу, Яков Иванович решительно и настойчиво насаждал в авиации крепкую воинскую дисциплину, требовал от авиаторов аккуратности и исполнительности, всячески развивал у подчиненных разумную инициативу и самостоятельность.

Высокий, со светло-серыми глазами на продолговатом бледном лице и черными как смоль волосами, Я. И. Алкснис был всегда подтянут, ходил в безукоризненно подогнанной форме. Он пользовался огромным авторитетом, вызывал у нас даже некоторый трепет. Если кому и доставалось от него, то по заслугам. Вместе с тем Яков Иванович не забывал и поощрять отличившихся.

Я́ков Ива́нович А́лкснис (Алкснис-Астров латыш. Jēkabs Alksnis;14 (26) января 1897 - 29 июля 1938) - советский военный деятель, участник гражданской войны, деятель ВВС, командарм 2-го ранга(1935). Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.

Родился в латышской семье на хуторе Пакули Наукшенской волости вЛифляндской губернии. В Российской армии с марта 1917 года. По окончании Одесской школы прапорщиков был отправлен на Западный фронт. В 1917 году вступил в РСДРП, большевик. Был военкомом Орловской губернии. С мая 1919 года в Красной Армии, комиссар 55-й стрелковой дивизии. Руководил разгромом белогвардейских и повстанческих отрядов в Орловской губернии и антисоветских казачьих отрядов на Дону. Затем военком Донской области. С 1920 г. пом. командующего Орловского военного округа.

В 1924 году окончил Военную академию им. М. В. Фрунзе. В 1924-1926 гг. - помощник начальника организационно-мобилизационного управления, начальник и комиссар отдела устройства войск, начальник Управления устройства и службы войск. В 1926-1931 гг. - заместитель начальника ВВС РККА.

Несмотря на занимаемый им высокий пост заместителя начальникаВВС РККА, Алкснис в 1929 году сумел освоить специальность лётчика.21 июля 1929 года он, совместно с лётчиком Писаренко на самолётеР-5 совершил беспосадочный перелёт из Москвы до Севастополя, показав среднюю скорость 233 км/ч и преодолев 1300 километров пути. На следующий день они пролетели по тому же маршруту обратно и вновь беспосадочно.

Интересно, что на момент перелёта Алкснис ещё не имел официального звания военного лётчика. Оно было присвоено ему только в ноябре 1929 года после обучения в Качинской военной школе лётчиков. В дальнейшем Алкснис неоднократно вылетал с проверками в воинские части, пилотируя самолёт самостоятельно.

С 1931 командующий ВВС РККА и член Реввоенсовета СССР. Позже также член Военного Совета Наркомата обороны.

В ноябре 1932 года внес предложение об учреждении Дня авиации с «целью популяризации гражданской и военной авиации в массах». СНК СССР постановил проводить празднование - 18 августа, ежегодно.

С января 1937 года заместитель наркома обороны по авиации.

Принимал участие в проведении репрессий в РККА. Входил в состав Специального судебного присутствия, которое 11 июня 1937 года приговорило к смертной казни группу военачальников во главе с М. Н. Тухачевским (в этой группе был и его друг детства Роберт Эйдеман).

23 ноября 1937 года снят со всех постов, исключён из ВКП(б) и арестован по обвинению в создании «латышской фашистской организации» в РККА. На следствии к Алкснису применялись избиения и пытки. Признал себя виновным, 28 июля 1938 года приговорен к смертной казни. Расстрелян 29 июля 1938 года на Коммунарском полигоне по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР. Реабилитирован и восстановлен в партии в 1957 году.

Жена Алксниса - Кристина Карловна Алкснис-Меднис получила 8 лет ИТЛ, которые отбывала в Темлаге. После освобождения с 1946 по 1949 год жила в Риге, но затем была снова арестована и до 1954 года находилась в ссылке в Красноярском крае. Их сын - Имант (отец Виктора Алксниса), которому ко времени ареста родителей едва исполнилось 10 лет, был отправлен в детский дом и два десятилетия ничего не знал о своих родителях. Имант Алкснис был гражданским инженером. Закончил вуз и работал в промышленности.

Родился в латышской семье на хуторе Пакули Наукшенской волости в Лифляндской губернии. В Российской армии с марта 1917 года. По окончании Одесской школы прапорщиков был отправлен на Западный фронт. В 1917 году вступил в РСДРП, большевик. был военкомом Орловской губернии. С мая 1919 года в Красной Армии, комиссар 55-й стрелковой дивизии. Руководил разгромом белогвардейских и повстанческих отрядов в Орловской губернии и антисоветских казачьих отрядов на Дону. Затем военком Донской области. С 1920 г. пом. командующего Орловского военного округа.

Несмотря на занимаемый им высокий пост заместителя начальника ВВС РККА, Алкснис в 1929 году сумел освоить специальность лётчика. 21 июля 1929 года он, совместно с лётчиком Писаренко на самолёте Р-5 совершил беспосадочный перелёт из Москвы до Севастополя, показав среднюю скорость 233 км/ч и преодолев 1300 километров пути. На следующий день они пролетели по тому же маршруту обратно и вновь беспосадочно.

Интересно, что на момент перелёта Алкснис ещё не имел официального звания военного лётчика. Оно было присвоено ему только в ноябре 1929 года после обучения в Качинской военной школе лётчиков. В дальнейшем Алкснис неоднократно вылетал с проверками в воинские части, пилотируя самолёт самостоятельно.

С 1931 командующий ВВС РККА и член Реввоенсовета СССР. Позже также член Военного Совета Наркомата обороны.

В ноябре 1932 года внес предложение об учреждении Дня авиации с «целью популяризации гражданской и военной авиации в массах». СНК СССР постановил проводить празднование - 18 августа, ежегодно.

С января 1937 года заместитель наркома обороны по авиации.

Участие в репрессиях

Принимал участие в проведении репрессий в РККА. Входил в состав Специального судебного присутствия, которое 11 июня 1937 года приговорило к смертной казни группу военачальников во главе с М. Н. Тухачевским.

Арест и казнь

23 ноября 1937 года снят со всех постов, исключён из ВКП(б) и арестован по обвинению в создании «латышской фашистской организации» в РККА.. На следствии к Алкснису применялись избиения и пытки. Признал себя виновным, 28 июля 1938 года приговорен к смертной казни. Расстрелян 29 июля 1938 года на Коммунарском полигоне по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР. Реабилитирован и восстановлен в партии в 1957 году.

Семья

Жена Алксниса - Кристина Карловна Алкснис-Меднис получила 8 лет ИТЛ, которые отбывала в Темлаге. После освобождения с 1946 по 1949 год жила в Риге, но затем была снова арестована и до 1954 года находилась в ссылке в Красноярском крае. Их сын - Имант (отец Виктора Алксниса), которому ко времени ареста родителей едва исполнилось 10 лет, был отправлен в детский дом и два десятилетия ничего не знал о своих родителях. Имант Алкснис был гражданским инженером. Закончил вуз и работал в промышленности.

Награды

  • орден Ленина
  • орден Красного Знамени
  • орден Красной Звезды
  • Орден Красного Знамени (Монголия)

Память

В 1977 году на родине Я. Алксниса был открыт памятный знак (судьба знака в настоящее время неизвестна).

Рижское высшее военное авиационное инженерное училище им. Я. Алксниса

Имя Я. Алксниса в 1968-93 годы носило Рижское высшее военное авиационное инженерное училище. РВВАИУ им. Я. Алксниса располагалось в г. Риге на берегу Киш-озера (Кишэзерс) на базе старого аэродрома (в период ВОВ на озере базировались гидросамолёты люфтваффе). Училище было расформировано осенью 1993 года в связи с выводом с территории Латвии войск бывшей Советской армии.

Яков Иванович Алкснис

Алкснис, Яков Иванович (1897-1938) - советский военный деятель; командарм 2-го ранга (1935). Уроженец хутора Пакули Наукшенской волости Лифляндской губернии. Участник Первой мировой и Гражданской войн. Окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе (1924). В 1926-1931 гг. заместитель начальника ВВС РККА. С 1931 г. командующий ВВС РККА и член Реввоенсовета СССР. С января 1937 г. заместитель наркома обороны по авиации. 23 ноября 1937 г. снят со всех постов, исключен из ВКП(б) и арестован. 28 июля 1938 г. Военной коллегией Верховного суда СССР приговорен к ВМН. 29 июля 1938 г. расстрелян на Коммунарском полигоне. В 1957 г. реабилитирован.

Вермахт на советско-германском фронте. Следственные и судебные материалы из архивных уголовных дел немецких военнопленных 1944-1952. (Сост. В.С. Христофоров, В.Г. Макаров). М., 2011. (Именной комментарий). С. 681.

Алкснис Яков Иванович (Екабс Астров) (26.01.1897, Лифляндская губерния - 28.07.1938), деятель ВВС, командарм 2-го ранга (1935). Сын батрака. Образование получил в Одесской военной школе (1917), Военной академии РККА (1924). В 1916 вступил в РСДРП, большевик. В 1917 призван в армию, активно занимался большевистской пропагандой в войсках. В мае 1919 вступил в Красную армию. Во время Гражданской войны Орловский губернский военный комиссар. В сент.- окт. 1919 комиссар 55-й стрелковой дивизии, которая была полностью разгромлена под Орлом. Затем военный комиссар Донской области, пом. командующего Орловским военным округом. В 1924-26 нач. и комиссар Управления устройства и службы войск. Один из создателей и организаторов советских ВВС. С 1926 зам. нач., с 1931 нач. ВВС РККА. С 27.01.1937 одновременно зам. наркома обороны СССР по ВВС. С 1937 депутат Верховного Совета СССР. Входил в состав Специального судебного присутствия, которое 11.06.1937 приговорило к смертной казни группу военачальников во главе с М.Н. Тухачевским , И.Э. Якиром , И.П. Уборевичем и т.д. 23.11.1937 арестован как руководитель "латышской фашистской организации". Основанием для ареста в т.ч. стали показания на следствии комкора Ф.А. Ингауниса, командующего ВВС Отдельной Дальневосточной армии. На следствии к Алкснису применялись избиения и пытки. Признал себя виновным и 28.07.1938 приговорен к смертной казни. Расстрелян . В 1957 реабилитирован.

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000.

Репрессированный командарм

Алкснис Яков Иванович. Командарм 2-го ранга (1935). Латыш. Член ВКП(б) с сентября 1916 г.

Родился в январе 1897 г. на хуторе Пакули Валмиерского уезда Лифляндской губернии в семье крестьянина-батрака. Окончив сельскую школу, в 1913 г. поступил в Валмиерскую учительскую семинарию. В марте 1917 г. был призван на военную службу и вскоре направлен в Одесскую школу прапорщиков, по окончании которой служил в качестве младшего офицера в 15-м Сибирском запасном полку. Участвовал в создании солдатских комитетов. Вскоре был направлен на Западный фронт, в 7-ю Туркестанскую дивизию. Последний чин в старой армии - прапорщик. После демобилизации из старой армии в январе - феврале 1918 г. работал в исполкоме Валмиерского Совета. С марта 1918 г. по май 1919 г. работал в исполкоме Брянского Совета в должности заведующего финансовым отделом, председателя «Пленбежа», возглавлял рабоче-крестьянскую инспекцию.

С мая 1919 г. в РККА - военный комиссар Орловской губернии, член Военного совета Орловского укрепленного района. С сентября 1919 г. - военком 55-й стрелковой дивизии. Участник боев против деникинцев в районе Змиево, Золотарево, Каменка. С января 1920 г. - военный комиссар Донской области, с марта того же года - помощник командующего войсками Орловского военного округа по оперативно-строевой части. С апреля 1921 г. - в инспекции РККА. С августа 1921 г. - слушатель Военной академии РККА. Еще до окончания академии назначен (в апреле 1924 г.) помощником начальника Организационного управления Штаба РККА. В августе 1924 г. окончил Военную академию РККА. С ноября 1924 г. - помощник начальника Организационно-мобилизационного управления Штаба РККА, с декабря того же года - начальник и комиссар отдела устройства войск Штаба РККА. С марта 1925 г. - начальник Управления устройства войск Главного управления РККА. С августа 1926 г. - заместитель начальника Военно-воздушных сил Красной армии. В 1929 г. без отрыва от исполнения служебных обязанностей прошел курс обучения в авиационной школе и получил звание военного летчика. В июле того же года вместе с летчиком В. Писаренко совершил рекордный перелет по маршруту Москва - Севастополь. С июня 1931 г. - начальник ВВС РККА. С января 1937 г. - заместитель наркома обороны СССР по авиации.

С именем Я. И. Алксниса связаны многие мероприятия по совершенствованию организационной структуры Военно-воздушных сил, их техническому оснащению, организации сверхдальних перелетов. Будучи членом созданной в 1936 г. специальной правительственной комиссии, Я. И. Алкснис принимал активное участие в организации полетов в Арктику, на Северный полюс, а также трансокеанских перелетов В. П. Чкалова, М. М. Громова и др.

Член Военного совета при наркоме обороны СССР. Награжден орденами Ленина (1933), Красного Знамени (1928), Красной Звезды (1936), орденом Монгольской Народной Республики (1935).

Арестован 23 ноября 1937 г. Военной коллегией Верховного суда СССР 28 июля 1938 г. по обвинению в участии в военном заговоре приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 29 июля 1938 г. Определением Военной коллегии от 1 февраля 1956 г. реабилитирован.

Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА (командармы 1-го и 2-го рангов, комкоры, комдивы и им равные). 1937-1941. Биографический словарь. М., 2012, с. 22-23.

Далее читайте:

Репрессированное поколение. Или. 37-й и другие годы . (спецпроект портала ХРОНОС).

Яков Иванович Алкснис, (1897-1938), родился в семье крестьянина на хуторе Пакули Лифляндской губернии. Латыш по национальности. Получил среднее образование, затем поступил в военное училище. Политикой до революции не интересовался. На фронт Алкснис попал в марте 1917г., когда русская армия начала разваливаться. Считая виновным в воцарившемся в России хаосе Временное правительство, Яков Алкснис поддержал большевиков, надеясь, что они «наведут в стране порядок», и вступил в РСДРП(б). К Алкснису поначалу относились настороженно: у него не было ни дореволюционного партстажа, ни коммунистических убеждений, к тому же он был офицером. Но в 1919г. Алкснис был зачислен в РККА, и отправлен на фронт, в Оренбургскую губернию, для подавления восстания Уральского казачьего войска. 55я стрелковая дивизия, где Алкснис был комиссаром, была сформирована в основном из латышей и отличалась жестокостью. Обладая значительной властью, как комиссар, Яков Иванович мог пресечь преступные действия, но он их поощрял. В частности, практиковались «децимации» – казнь каждого десятого в селах, поддержавших повстанцев, а Оренбурге после его занятия с согласия Алксниса лиц, подозреваемых в сочувствии казакам, вешали. Трупы повешенных не убирали по нескольку дней – «в назидательных целях». Затем Алкснис был направлен на Дон – в его «решительности» Совнарком успел убедиться. Был военкомом Донской области, в частности, занимался принудительной мобилизацией в РККА. Уклонялись от призыва очень многие – просто из-за нежелания участвовать в гражданской войне. Кроме того, существовало много «зеленых» отрядов – формально анархических или эсеровских, а на деле это были просто люди, укрывавшиеся от мобилизации по лесам и отдаленным хуторам. «Талант» Алксниса проявился и здесь: при задержании групп дезертиров применялась казнь части из них на месте, после чего остальным предлагалось или идти в РККА, или их тоже казнят.

Проявленная Алкснисом жестокость оказалась излишней даже с точки зрения Троцкого: Яков Иванович был отозван и назначен с понижением – помощником командующего Орловским военным округом. А затем был выведен в резерв наркомата обороны, и до 1924г. был не у дел и для проформы поступил в военную академию им.Фрунзе.

В 1924-1926 гг. Алкснис занимал ряд военных должностей, а в 1926-1931гг. был заместителем начальника ВВС РККА. Сталин предложил ему этот пост в качестве платы за лояльность: Яков Иванович отказал в поддержке троцкистской оппозиции. При этом Сталин ничем не рисковал: военно-воздушные силы СССР тогда были малозначительными, потому от Алксниса не требовалось больших усилий. Сам Алкснис понимал свою некомпетентность, поэтому поступил в летную школу, которую окончил в 1929г. Сумел стать хорошим пилотом, в частности – совершил беспосадочный перелет Москва-Севастополь. Усердие Алксниса не прошло даром: в 1931г. он стал начальником ВВР РККА и членом Реввоенсовета СССР. В 1932г. по его инициативе был учрежден День авиации (18 августа). В начале 1937г был повышен до замнаркома обороны по авиации.

Если лично Алкснис освоил летное дело, и тут к нему претензий не было, то со строительством ВВС возникли проблемы. Дело в том, что к середине 30х годов советская авиация стала серьезной частью вооруженных сил, и в нее вкладывались большие деньги. Поэтому было важно, на какие именно цели эти деньги пойдут. Яков Алкснис стал поддерживать неудачные проекты – истребитель-бомбардировщик, тяжелый низковысотный бомбардировщик и т.д. Были проекты и просто «сырые», которые конструкторские бюро «впаривали» Алкснису, как якобы уже готовые к внедрению, чтобы получить побольше средств. Результатом было множество аварий и гибель летчиков. Причиной всему этому была нехватка у Алксниса образования и неспособность его собрать вокруг себя толковых специалистов.

В 1937г. Я.И.Алкснис был включен в состав Специального судебного присутствия, разбиравшего дело о заговоре М.Н.Тухачевского. Настаивал не только на казни всех заговорщиков, но и на репрессиях и в отношении членов их семей. По собственной инициативе принялся выискивать «врагов народа» среди своих подчиненных, а также в обслуживающих ВВС конструкторских бюро и на предприятиях авиапрома. Подобное поведение вызвало беспокойство Ворошилова: нарком обороны не без оснований опасался полной дезорганизации и так неважно работающих ВВС; это было тем более некстати, что шла гражданская война в Испании, и советские ВВС в ней активно участвовали. Поэтому устроить кадровый погром в авиации Алкснису не дали, и 23 ноября 1937г. он был снят со всех постов, исключен из партии и арестован. Алксниса обвинили в создании «латышской фашистской организации», что было неправдой: он никаких «организаций» не создавал. Его также обвинили во вредительстве – хотя на самом деле имела место некомпетентность. На следствии подвергался избиениям и пыткам. В результате полностью признал себя виновным. Написал из тюрьмы несколько писем на имя Ворошилова с просьбами о пощаде, но Климент Ефремович не ответил. 29 июля 1938г. Яков Алкснис был расстрелян.

В 1957г. – полностью реабилитирован и восстановлен в КПСС,

Его жена – К.К.Меднис, была тоже арестована и осуждена на 8 лет лагерей. В 1946г. ее освободили, но в 1949м – арестовали повторно, и до 1954г. она была в ссылке, в Красноярском крае. Внук.Алксниса, Виктор Алкснис стал известным политическим деятелем в России 1990х годов.

Алкснис был награжден Орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени и орденом Красной Звезды. Оба ордена Красного Знамени он получил за карательные походы в Оренбуржье и на Дону.

Именем Алксниса было названо Рижское авиационное училище.

Ланской А. Командарм 2 ранга Алкснис. Рига, 1991.

Байдуков Г. Командарм крылатых. Документальное повестование о Якове Алкснисе. М.,2002.

Шелест И.И. Лечу за мечтой. М.,1989. «Истребитель-бомбардировщик» был слишком тяжел и медлителен для истребителя и имел слишком малую бомбовую нагрузку и дальность для бомбардировщика. «Тяжелый бомибардировщик» брал 4 тонны бомб, но не мог подняться выше 2х км…

У Л.М.Кагановича, к примеру, тоже не было должного образования. Но он собрал возле себя группу старых специалистов и инженеров и не мешал им.

Черушев Н.Н. Элита Красной Армии на Гологофе. М.,2003.


© 2024
bmwday.ru - Ваз, Lada - Автомобильный портал